"Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена" (И.Бунин). Урок литературы в 9-м классе с применением технологии индивидуализированного обучения

Разделы: Литература


Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит
Любовь и радость бытия.

И. Бунин “Ещё и холоден и сыр…”

Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством И. А. Бунина;
  • совершенствовать навыки исследовательской деятельности;
  • развивать умение интерпретировать художественный текст;
  • использовать потенциал художественного произведения для формирования в учениках такого качества, как ответственность за свои поступки.

Ход урока

Уроку предшествовала самостоятельная работа девятиклассников по карточкам индивидуализированного обучения. (Приложение 1)

I. Реализация заданий карточки уровня А.

1. О каком своём произведении позднего периода творчества И. А. Бунин писал: “Я тридцать восемь раз (таково количество рассказов в книге) писал об одном и том же”:

1) “Антоновские яблоки”
2) “Жизнь Арсеньева”
3) “Тёмные аллеи”
4) “Господин из Сан-Франциско”?

2. Героиня рассказа “Тёмные аллеи”, вспоминая прошлое, обращается к своему возлюбленному: “Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, и вы меня – помните как? И всё стихи мне читали про всякие “тёмные аллеи”… Последняя фраза дала название рассказу. Кто автор стихотворения о “тёмных аллеях”? Как называется это стихотворение?

(Николай Огарёв “Обыкновенная повесть”)

Чтение стихотворения подготовленным учеником. (Приложение 2)

3. Что сам И. А. Бунин рассказывает об истории написания новеллы? (Воспроизведение материала учебной хрестоматии). [6, 432]

4. Как вы думаете, чем стихотворение Н. Огарёва привлекло внимание И. А. Бунина?

5. Сюжет “Тёмных аллей” полемичен по отношению к сюжету стихотворения. Докажите это.

6. Какой жанр литературы был наиболее близок писателю:

1) Роман
2) Повесть
3) Новелла
4) Ода?

7. “Тёмные аллеи” – новелла. [6, 437] Согласны вы с таким жанровым определением?

8. Теперь вы легко определите художественные принципы И. А. Бунина.

1) Ценность единичного, отдельного, отсутствие литературных условностей, точность и предельная достоверность.
2) Эпическая объёмность материала, насыщенная действиями и героями.
3) Яркая динамичность и насыщенность сюжета.

9. И. А. Бунин писал: “Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьём вино… а машинисты в пекле, чёрные от угля работают. Справедливо ли это?” Только ли социальное неблагополучие в поле зрения писателя, и оно ли, с его точки зрения, главная причина общей катастрофичности жизни?

10. Основные проблемы творчества И. А. Бунина. Исключите лишнее.

1) Любовь
2) Смерть
3) Память о России
4) Революция

11. Чтение стихотворения “Ещё холоден и сыр…” (Приложение 3)

Беседа по содержанию стихотворения:

– О чём стихотворение?

(О зиме. “Холоден и сыр февральский воздух”).

– А что мы ещё ощущаем?

(Мы ощущаем приближение весны, тепла. Стужа уже прошла – снег “слезится”, “молодеет Божий мир”, небо смотрит “ясным взглядом”...).

– Чем любуется лирический герой?

(Голубым отблеском “ясного взгляда” неба на всём, деревьями “в лоне небосклона”, неуловимыми приметами весны, “Божьим миром”).

– Что же влечет героя к природе?

(Не пейзаж, не краски, “а то, что в этих красках светит: любовь и радость бытия”).

Учитель: вот в этом февральском пейзаже Бунина, вот в этом ожидании тепла, обновления, “молодости” Божьего мира – “любовь и радость бытия”. А в заглавие нашего урока мы вынесли слова писателя: “Всякая любовь – великое счастье…”.

Каков же взгляд И. А. Бунина на любовь?

Андрей Седых, журналист и прозаик, один из активнейших литераторов Русского Зарубежья, в 1942 году бежал из оккупированной немцами Франции в Америку. Юг Франции считался свободной зоной, здесь еще могли жить русские эмигранты, почти не опасаясь ареста.

Почти – потому что время от времени французская полиция, дабы ублажить немецкие власти, все же делала облавы в поисках коммунистов и евреев.

Незадолго до отъезда Седых встретился в Ницце с Иваном Алексеевичем Буниным, который жил неподалеку – в Грассе. Бунин жаловался:

“Плохо мы живем в Грассе, очень плохо. Ну, картошку мерзлую едим. Или водичку, в которой плавает что-то мерзкое, морковка какая-нибудь. Это называется супом… Живем мы коммуной. Шесть человек. И ни у кого гроша нет за душой – деньги Нобелевской премии давно уже прожиты”. [5]

Трудно представить себе, что в этих условиях создавалась одна из лучших книг русской литературы. И о чём?! О любви!

Любовь в русской литературе долгое время отступала на второй план, так как решались философско-нравственные проблемы. Постыдным грехом называл любовь в 80-е годы XIX столетия Л. Н. Толстой. В “Крейцеровой сонате” он писал: “Предполагается в теории, что любовь есть нечто идеальное, возвышенное, а на практике любовь ведь есть нечто мерзкое, свиное, про которое и говорить и вспоминать мерзко и стыдно”. [7, 125]

И. А. Бунин преклонялся перед Л. Н. Толстым, но согласиться с его словами никогда не мог. “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – эту фразу мы вынесли в заголовок нашего урока, её можно поставить эпиграфом к сборнику “Тёмные аллеи”.

Бунин часто вспоминал слова Толстого, “Счастья в жизни нет, есть только зарницы его – цените их, живите ими”. Впервые пришедшему к нему молодому Бунину Толстой пожелал: “Не ждите многого от жизни, лучшего времени, чем теперь, у вас не будет... Счастья в жизни нет, есть только зарницы его – цените их, живите ими...” [4]

Любовь и в понимании Бунина – это зарница: вспыхнула и погасла. Про героев Бунина нельзя сказать словами Грина: “Они жили долго и умерли в один день”. Описание тихого семейного счастья не привлекает Бунина. А попытка построить это счастье оборачивается неудачей. “Одна мысль о жизни без неё привела бы меня теперь в ужас, но и возможность нашей вечной неразлучности вызывала недоумение: неужели и впрямь мы сошлись навсегда и вот так и будем жить до самой старости, будем, как и все, иметь дом, детей? Последнее – дети, дом представлялось мне особенно нестерпимым”. [3, 362] Праздник любви постепенно превращается в будни.

Как бы сильно ни любили герои, финал всех рассказов одинаково печален. Герои расстаются. В этой разлуке “есть высокое значенье”. Только в таком случае, по мысли Бунина, любовь остается “где-то в сердце на всю жизнь”. [1] Перед нами рассказ “Тёмные аллеи”, давший название книге, возникший, как мы уже сказали, из строк Огарёва:

Кругом шиповник алый цвёл,
Стояла тёмных лип аллея.

12. Кто и почему избран Буниным героями рассказа?
      Как складывается судьба каждого из них?

13. Как передано авторское отношение к героям?

Содержание символа “тёмные аллеи” реализуется в рассказе через мотив памяти. Мы уже говорили о том, как по-разному вспоминают герои о “тёмных аллеях”, какие ассоциации вызывают у каждого из них огарёвские строки. Аллеи памяти персонажей новеллы в этом смысле не имеют точек соприкосновения в настоящем.

А слова Николая Алексеевича (цитата из Книги Иова): “Всё проходит...”; “Как о воде протекшей будешь вспоминать...” – Надежда воспринимает как “формулу забвения”, оправдывающую реальную чёрствость и предательскую безответственность. Спеша уличить гостя в эгоистичной “забывчивости”, Надежда “выставляет”, как ей кажется, неоспоримый женский “козырь” – пронесённое сквозь время на знаменах памяти постоянство: “Всё проходит, да не всё забывается”.

На самом деле в словах Николая Алексеевича заключена подлинная мудрость: нельзя жить, нагнетая страсти и страдания, памятуя лишь о бедах и обидах, – эта дорога никогда не приведёт к Храму. Но, к сожалению, именно так прожила свою жизнь Надежда.

Многозначительна в финале рассказа деталь, касающаяся главной героини: “Она... всё глядела в окно, как мы уезжали” (реплика возницы). На крыльцо проводить не вышла, горницу свою не покинула. Вот она – красота, запертая в тёмном тереме старых обид и ошибок. Отгородившись от мира, лишив себя реальных радостей настоящего дня, героиня оказалась “выключенной” из жизненного потока.

“Тёмные аллеи”, применительно к героине бунинской новеллы, становятся символом бесполезного, бессмысленного блуждания в лабиринтах недоброй памяти о прошлом и в конечном счёте – отрешения от того, что должно составлять подлинную основу человеческого существования. Путь опасный и разрушительный для личности. [2]

Учитель: спасибо. Это был материал уровня “А”. Мы воспроизвели в памяти сведения, необходимые для анализа новеллы, что позволит нам сделать задания уровня “Б”.

II. Реализация заданий карточки уровня Б.

1. Итак, герои расстались, а это печально, если не больше – трагично. Что сами они об этом говорят?

Надежда: “…сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всём прочем”. [6, 435]

Николай Алексеевич о своей жизни: “…всё это тоже обыкновенная пошлая история… я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни”. [6, 436]

2. Где же источник силы, который помогает выстоять, выдержать жизненные испытания? (В самом человеке)

3. Николай Алексеевич говорит: “Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила”. Простила его Надежда? (Нет)

Найдите это в тексте рассказа и прочитайте.

4. Что же мешает Надежде простить Николая Алексеевича? (“Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла... простить мне вас нельзя”.

Три раза повторила Надежда фразу о невозможности прощения, что говорит о том, как истерзана обидой любящее и страдающее женское сердце, насколько пропитана горечью её душа).

5. Почему Надежда так и не вышла замуж? Прочитаем разговор героев об этом:

– Замужем, говоришь, не была?
– Нет, не была.
– Почему? При такой красоте, которую ты имела?
– Не могла я этого сделать.
– Отчего не могла? Что ты хочешь сказать? <...> Помнишь, как на тебя все заглядывались?”
– Сколько ни проходило времени, всё одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот...” – признаётся Надежда. Такая самозабвенная преданность кажется Николаю Алексеевичу почти неправдоподобной, даже в чём-то неестественной.
– Ведь не могла же ты любить меня весь век!
– Значит, могла. Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.

Даже неразделённая любовь, любовь “на расстоянии”, любовь, обречённая на вечную разлуку, способна озарить человеческое бытие немеркнущим светом.

6. Помнил ли Николай Алексеевич о своей первой любви? (Николай Алексеевич задаёт Надежде множество вопросов: “Почему не осталась при господах?”; “Как ты сюда попала?”; “А где жила потом?”; “Замужем, говоришь, не была? Почему?” Значит, небезразлична ему судьба некогда любимой женщины. Значит, помнил он её)

7. Как воспоминания о первой любви подействовали на главного героя? Что вдруг понял он после разговора с Надеждой? (Пришёл к мысли, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни, истинно волшебные. В том, что не сложилось их счастье, виновным считает себя. “Пеняй на себя”,– дважды повторяет он.)

8. А мог Николай Алексеевич представить Надежду своей женой, хозяйкой его петербургского дома, матерью его детей? (Нет.)

Подтвердите это текстом.  (Стр. 437)

9. Как писатель отвечает на вопрос, почему герои расстались. (Социально-психологический барьер мешает героям этого рассказа соединить свои судьбы: разные сословия, любили по-разному, так в жизни бывает.)

10. В каких произведениях нам уже встречались мотивы, сходные с мотивами “Тёмных аллей”? (Н. М. Карамзин “Бедная Лиза”, И. С. Тургенев “Ася”, Ф. М. Достоевский “Белые ночи”)

11. Как на вопрос, почему не сложилось счастье героев, отвечали предшественники Бунина?  (Стр. 308, гл. XX. Отодвигать решения на неопределённое будущее – признак душевной слабости. Человек должен испытать чувство ответственности за себя и окружающих в каждую минуту своей сознательной жизни.)

12. На вопрос: “Счастливы ли герои?” – чаще отвечают: “Нет”. Попробуйте поколебать их уверенность или хотя бы заставить сомневаться в окончательности приговора. Ведь, по Бунину, “всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”. Согласны вы с таким определением, прошедшим центральной нитью через все рассказы сборника?

(Обсуждение вопроса)

Учитель: спасибо всем, кто отработал уровень “Б”. Выполнившие задания этого уровня почувствовали в себе силу квалифицированных читателей.

III. Реализация заданий карточки уровня В.

1. В этом рассказе три действущих лица. На каком герое сосредотачивает своё внимание автор? (На Надежде)

2. Найдите ключевую фразу, раскрытие содержания которой может помочь понять главную мысль рассказа. Кому принадлежит эта фраза? (Надежда: “Всё проходит, да не всё забывается”. “Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело”. Стр. 435)

Согласны вы с этими утверждениями героини?

3. Как пейзаж помогает раскрыть внутренний мир героя и героини рассказа?

О создании рассказа Бунин писал: “Потом почему-то представилось то, чем начинается рассказ, – осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нем старый военный… остальное сложилось как-то само собой”.

Действительно, рассказ открывает мрачная пейзажная зарисовка: “В холодное осеннее ненастье на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями, к длинной избе... подкатил закиданный грязью тарантас... тройка простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами”.

А строки стихотворения Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” цитирует в финале новеллы главный герой:

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели –
Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птички пели
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея,
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.

– Какой смысл вкладывает автор в сопоставление весеннего и осеннего пейзажей?

(Остались в прошлом весна, счастье, первые чувства любви. Молодость отцвела, у каждого из героев за плечами немало прожитых безрадостных лет, неудавшаяся “личная жизнь”. Наступила осень жизни...)

– А в каком контексте упоминает Надежда о “тёмных аллеях”?

“И всё стихи мне изволили читать про всякие “тёмные аллеи”, – прибавила она с недоброй улыбкой”. Поэтических строк Надежда не помнит. Да и хотела ли она их помнить? Нет больше романтики любви. Всякие “тёмные аллеи”... Теперь это “знак” рухнувших надежд и жизненного тупика.

Остались в прошлом Наступили
“чудесная весна” хмурая осень
распахнутые навстречу будущему горизонты (“Они на берегу сидели...”) тесная горенка в придорожной избе
аромат весеннего цветения запах “разварившейся капусты, говядины и лаврового листа”

– Иной стала и сама Надежда. Как перенесла героиня обиду, нанесённую её много лет?

(Самолюбие отвергнутой господской служанки во многом предопределило её “карьерный рост”, заставило её с удивительным упорством стремиться “вверх”, именно оно превратило её в самостоятельную деловую женщину, именно оно и ныне держит её “на плаву”)

4. Как характеризует Надежду кучер Клим? (“Баба – ума палата. И всё, говорят, богатеет. Деньги в рост даёт <...> Но крута! Не отдал вовремя – пеняй на себя” – это отзыв возницы).

5. Какой новый мотив неожиданно вторгается в рассказ? (Ответственность человека за свою судьбу. Человек сам строит свою жизнь)

6. Изменило материальное благополучие душу героини?  (Нет, писатель акцентирует внимание на её душевной опустошённости: о былом увлечении она вспоминает почти с озлоблением. А какие слова находит для своего единственного мужчины после стольких лет разлуки? Только упрёки: “Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили...”

И ещё один момент. Николай Алексеевич задаёт Надежде множество вопросов. Мы уже на уроке говорили о них. Небезразлична ему судьба некогда любимой женщины. А вот Надежда желания спросить о чём-либо своего бывшего возлюбленного не испытывает. И факт этот – красноречивое свидетельство сосредоточенности исключительно на собственных переживаниях.

7. Почему Надежда показана в обстановке чистой, уютной горницы, а Николай Алексеевич – в дороге? (У Надежды всё хорошо: работа, дома уют, хранит память, но незамужем. Николай несчастлив: жена изменила, сын – негодяй, мот, без совести. Душевный дискомфорт движет героем)

8. Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы было над чем поломать голову. Как вы думаете, выдержан ли этот принцип применительно к “Тёмным аллеям”? (Тёмные аллеи – это сама жизнь. Рассказ о любви, о её “тёмных аллеях”, чаще всего мрачных и жестоких)

9. Как-то Бунин написал: “Блаженные часы проходят, и надо, необходимо…хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника”. Что же противопоставляют “отцветанию шиповника” автор и его герои? (Ответственность человека за того, кого приручил к себе. Маленький принц у Экзюпери: “Мы в ответе за того, кого приручили”. Человек, отдавший частичку своей души другой душе, останется в той другой душе жить. Не иссякнет память о нём.)

10. В чём обычность и вместе с тем неожиданность сюжета “Тёмных аллей”?

11. Почему автор поведал историю героев в подчёркнуто драматической диалогической манере?

12. Почему любовь часто несёт страдания и гибель?

Итоги урока

Один из сборников рассказов и повестей Бунина (1917–1930) начинается рассказом “Роза Иерихона”. Иван Алексеевич рассказывает о том, что на Востоке в древности в знак веры в жизнь вечную, в Воскресение из мертвых, клали в гробы, в могилы Розу Иерихона (дикий волчец). И сам удивляется, что такое красивое название дали клубку сухих, колючих стеблей, очень похожих на знакомое перекати-поле. Оно (растение), сорванное и унесенное, за тысячи верст от своей родины, годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи положено в воду, тотчас распускается, дает мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире смерти, нет разлук и потерь, доколе жива душа моя, моя Любовь, Память!

Так и мы с вами сегодня, отвечая на вопросы, высказывая свое мнение, воскрешали “душу, Любовь, Память” писателя, который “сухие, серые, мертвые” “корни и стебли” окружающего мира погрузил “в живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности” и произрастил “заветный злак”. Нашими, силами, голосами, мыслями воскресили мы душу человека, чтобы и в нас самих “не иссякла эта влага, не оскудело и не иссохло сердце” [8, 73]

Учитель: спасибо всем, кто, выполняя задания части В, выявил свои творческие возможности в интерпретации художественного текста.

Домашнее задание: (одно на выбор)

1. Критики Иофьев и Саакянц интерпретируют рассказ. Сходна ли их интерпретация с вашей? Ответ должен быть развёрнутым и аргументированным. См. “Творческий практикум”, стр. 438 – 439. [6]

2. Написать эссе на тему: “…Если не любил –

Значит, и не жил, и не дышал!” (В. Высоцкий)

Литература

  1. http://www.repetitor.org/materials/lubov.html
  2. vmlicey.narod.ru/…/literatura_kortunova_filosof_lybvi.doc (doc) В душе померк бы день, и тьма настала б вновь. Открытый урок литературы. “Философия любви в рассказах И. А. Бунина” (9 класс)
  3. Библиотека: орг.ya (Электронная библиотека) Бунин Иван. Жизнь Арсеньева – Художественная литература. Классика. Первое полное издание. Издательство имени Чехова. – Нью-Йорк. 1952.
  4. chartrain.livejournal.com/2272.html Бунин И. А. Воспоминания.
  5. Бахрах А. В. По памяти, по записям.
  6. В мире литературы. 9 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. А. Г. Кутузов, А. К. Киселёв, Е. С. Романичева и др.; Под ред. А. Г. Кузнецова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  7. Толстой Л. Н.. Собрание сочинений в двенадцати томах. М., изд-во “Правда”. 1987. Том 11.
  8. Шушакова Г. В. “А счастье всюду…” Тропа к Бунину. 11 класс. Литература в школе. № 1 – 1999.