Цель:
- Познакомить учащихся с творчеством талантливых людей.
- Показать, что уже в детстве у ребенка формируется удивительный мир творчества, интерес к необычному, свое восприятие окружающей действительности.
Встреча №1.
- Звучит «Ave Maria» в исполнении Робертино Лоретти.
- Вступительное слово о Р.Лоретти.
Ребята, сейчас вы слушали голос изумительной красоты и чистоты. Скажите, пожалуйста, чей это голос? Знаком ли он вам? Да, он вам знаком, а вот ваши мамы и папы, бабушки и дедушки его узнали бы сразу. Это голос известного итальянского мальчика Робертино Лоретти. Я не случайно начала урок с его песни, потому что у нас сегодня необычный урок – урок-сюрприз. И первая встреча на этом уроке с юным певцом, чье редкостное дарование внесло в наш мир такую красоту, которая вас и удивит, и обрадует. Робертино Лоретти родился в бедной многодетной семье простого рабочего. Когда он был ребенком, его случайно услышал его будущий продюсер, который понял, что голос этого ребенка должен слышать весь мир. И благодаря этой счастливой случайности, имя Робертино Лоретти яркой звездочкой вспыхнуло на небосклоне эстрады 60-х годов прошлого века и, остается только сожалеть, что эта звездочка быстро угасла, т.к. скоро нежный голос Робертино сорвался, потому что ему очень часто приходилось петь, его голос использовали для наживы. Прежде, чем вы снова услышите его пение, возьмите ручки. Будьте готовы записать эпитеты, сравнения, метафоры, передающие ваше впечатление от этого пения. Они помогут вам дома в работе над эссе «Слушая Робертино Лоретти».
- Звучат «Джамайка», «Санта Лючия».
- Домашнее задание: Эссе «Слушая Робертино Лоретти».
Встреча №2.
- Тихо звучит музыка, на фоне которой учащиеся читают стихи Ники Турбиной.
- Слово учителя о Нике Турбиной:
Понравились вам стихи? Чем? Каким вы представляете себе автора? (проецируется портрет Ники).
Эти стихи написала девочка Ника Турбина в восемь лет, в 2000 году ей исполнилось 25. Ника – автор поэтического сборника «Черновик», вышедшего в издательстве «Молодая Гвардия», участник XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, Лауреат международного поэтического фестиваля в Италии, где издана в переводе ее книга. Ника - талантливая поэтесса. А ведь ее стихи рождались уже в том возрасте, когда дети только учатся читать.
Давайте вернемся к ее стихам. Какие темы затрагивает в своих стихах Ника? Подумайте, чем отличается поэзия от разговорной речи, от прозы.
- Ответы учащихся. Вывод об отличии поэтической речи от прозы.
- Домашнее задание:
- а) Может сегодня, познакомившись с поэзией Ники Турбиной, вы тоже захотите написать (попробовать) стихи. Сделайте это.
- б) Можно попробовать выразить себя в прозе, например, написать размышления над стихами Ники.
Встреча №3.
1. Наш рассказ продолжается. Вот еще одна девочка, чей уникальный дар поразит вас - это Надя Рушева. Она умерла в 17 лет, но успела оставить после себя более десяти тысяч рисунков.
(Проецируются автопортреты Нади и рисунки).
С чего все начиналось?
С милых детских рисунков на темы сказок и балета. В дружной семье Рушевых царила атмосфера благоговейного отношения к искусству (родители Нади – Николай Константинович Рушев – театральный художник, Наталья Дайдаловна Ажикмаа – прима Тувинского балета).
Отец специально подбирал для Нади книги для чтения. С раннего детства и до последних дней девочка любила, когда папа читал ей вслух, и эти домашние чтения нередко рождали импровизации – на бумаге возникали любимые герои. Вот они (проецируются рисунки к произведениям Толстого Л.Н., С.Есенина, А.С. Пушкина.
2. Воспоминания писателя А.И.Гессена: «На 95-м году жизни своей я привык ничему уже не удивляться. Но – Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чутье художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух настроения Пушкина и его эпохи? Я тогда работал над своей книгой «Жизнь поэта», которую задумал ллюстрировать рисунками самого поэта, но до двадцати лет Пушкин не рисовал! Я дал ей прочитать рукописи глав «Детство» и «Лицейский Парнас». Надя не сразу ответила, подумала несколько минут, потом сказала: «Попытаюсь». Через месяц мы снова встретились. В ее папке лежало более семидесяти рисунков!»
3. Домашнее задание: Какие чувства у вас вызывают рисунки Нади.
Встреча №4.
Встреча с талантливыми выпускниками нашей школы (беседа, показ работ и т.д.)
Итог урока:
Урок подходит к концу, но не заканчивается. Так почему же он назывался «урок-сюрприз»? (Ответы учащихся). Сегодня я преподнесла вам сюрприз, а следующий урок – ваш сюрприз (это не только рассказы о талантливых детях: поэтах, художниках, музыкантах, но и ваши рисунки, стихи, рассказы и т.д.)