Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе Я.П. Полонского ("По горам две хмурых тучи…", "Посмотри - какая мгла…")

Разделы: Литература


Цели: пробудить интерес к поэзии Я.П. Полонского; обрисовать зрительные образы при чтении стихотворений; понять настроение, чувства поэта; определить способы создания образов.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Играет классическая музыка, вызывающая ощущение переживания, трепет души. На слайдах (1-5) (Приложение 1) меняются репродукции картин русских художников с изображением грозы, туч, бури на море и т.д.) (Приложение 2)

Ребята, сейчас мы с вами побывали на мгновение на небольшой выставке картин русских замечательных художников-пейзажистов. Как вы думаете, почему организаторы выставки объединили именно эти картины?

(Организаторы выставки объединили эти картины, потому что на них изображён похожий пейзаж: перед грозой, тучи, дождь и т.д.)

Какое чувство возникло в ваших сердцах, когда вы путешествовали по этой картинной галерее?

(Чувство тревоги, переживания, ожидания чего-то, тоски, может быть даже страха).

Ребята, несмотря на не совсем радостные ощущения от посещения выставки, согласитесь, что пейзажи, изображённые на репродукциях картин великолепны. А великолепие их состоит в том, что  это наша родная русская природа, которая является неисчерпаемым бесконечным источником  вдохновения  не только для художников , но и для поэтов.

II. Работа по теме урока.

1) А мы с вами продолжаем наше путешествие по пейзажной галерее, но только уже словесных картин, созданных Яковом Петровичем Полонским. Открываем тетради, записываем тему урока: «Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе Я. П. Полонского («По горам две хмурых тучи...»,«Посмотри — какая мгла...»)

(на слайде 6 тема урока и изображение портрета поэта)

Чтобы глубже понять произведение поэты, мы должны познакомиться с ним, как с личностью и как с поэтом-творцом.

2) Сообщение ученика

Я.П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился 6 декабря 1819 года, умер 18 октября 1898 года.

Писательская деятельностью занимался шесть десятилетий.

Родился и вырос в Рязани, в небогатой дворянской семье. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать себе на хлеб. Но в душе он поэт. Его друг – Афанасий Фет. Среди товарищей Полонского считали малообразованным провинциалом, «недалеким малым». Среди чиновников и богачей – человеком с незавидной судьбой неимущего студента.

Полонский вёл изнурительную жизнь литературного труженика, журнального поденщика, добывал средства к жизни в качестве домашнего учителя, служил секретарем Комитета иностранной цензуры. Его стихия – стихия чистого лиризма.

Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Вечерний звон», «Мгновения».

Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его по достоинству оценили такие писатели, как Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, хотя у него учились поэтическому мастерству Иван Бунин и молодой Александр Блок, он не знал настоящего большого успеха. С горечью поэт говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».

Но через всю жизнь пронес он веру в чудесную силу поэзии и высокое назначение поэта. В лучшем, что им написано, он остается прекрасным лирическим поэтом – искренним, музыкальным, со своим собственным, пусть не очень громким, но берущим за душу голосом.

На его личности и творчестве лежал последний отблеск пушкинской и лермонтовской эпохи.

Особенности лучших стихов Полонского заключаются

а)  в глубине и искренности чувства, в проникновенном лиризме;

б) в его стихах присутствует неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений.

Типичный для него пейзаж – ночь, глухая осень, беззвездное небо, пасмурный призрак луны, костер в ночи.

Слабый свет в ночи – основной мотив поэзии Полонского, мотив неясного смятения, панической растерянности, тревоги.

Светлая часть суток, весна, светлые стороны жизни не интересуют поэта. Лирический герой Полонского – печальный, унылый, он замирает перед величием природы, ее тайнами.

Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека.

3) Работа с тетрадью.

Большое спасибо за хорошее сообщение о поэте. А сейчас запишем в тетради особенности творчества поэта. Если вы внимательно слушали нашего «биографа», то многое вам будет знакомо. (слайд 7)

Особенности творчества Я.П. Полонского:

  1. Стихи мелодичны и напевны;
  2. глубина и искренность чувств, проникновенный лиризм;
  3. в стихах есть грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений;
  4. типичный пейзаж – ночь, глухая осень, беззвездное небо, пасмурный призрак луны.
  5. мотив неясной надежды, смятения, панической растерянности, тревоги;
  6. лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, ее тайнами.

Ну что ж, познакомившись с поэтом поближе, перейдём к изучению его стихотворений.

4) Анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи...» (на слайде 8 название стихотворения)

(Сначала стихотворение читаю сама. К чтению интерпретации, предлагаемой авторами учебника, обратимся после беседы. Важно приучить детей проводить литературные параллели, искать аналогии)    

Какие из изученных в этом году стихотворений вспоминаются вам, кажутся вам связанными с прочитанным только что стихотворением Я.П. Полонского?

(«Утес» М.Ю. Лермонтова и «Неохотно и несмело...» Ф.И. Тютчева).

Что вы увидели общего со стихотворениями этих поэтов?

(С лермонтовским стихотворением общими будут образы скалы-утеса и туч, с тютчевским – образ грозы).

Только ли эти образы мы можем выделить в стихотворении? Прочитаем стихотворение ещё раз, проникнем в картину, которую рисует поэт.

(читает сильный ученик) 

Какую картину вы увидели, когда слушали стихотворение?

(Перед глазами предстает романтическая картина: высокие горы, поросшие лесом («дебри влажные»), среди них скала, к которой прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг о друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ.)

(на слайде 8, второй щелчок )

Какой художественный прием позволяет зримо представить эту картину?

(Олицетворение помогает картину представить как живую. Всё в природе ведёт себя словно человек: «тучи блуждали, сползали, спорили», «улеглись и обомлели» «эхо…засмеялось», скала стонала.)

Выделите и произнесите глаголы в этом стихотворении. Какую, по-вашему, роль они играют?

(Глаголы в основном обозначают движение туч: тучи блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, не смели повторить, улеглись, обомлели. Эхо в стихотворении засмеялось, скала вздохнула.)

С помощью таких глаголов явлениям природы приписываются действия, которые может совершать человек. Глаголы помогают нам представить за образами скалы и туч переживания людей. А чьи именно переживания мы можем представить за образами скалы  туч?

(Это могут быть образы скалы – матери и туч – детей. Дети, не поделив места возле матери-скалы, поссорились и их спор породил молнию и грянул гром. А ссора детей отозвалась в сердце матери-скалы стоном, и дети, поняв, что ссора их была глупа, улеглись у подножия вдвоём.)

Автор рисует нам общую картину, даже не разбивая стихотворение на строфы. Разобьём стихотворение.

(дети самостоятельно разбивают, высказывают свои предположения, затем на слайде 9 стихотворение, разбитое на четверостишия)

По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели...

Почему мы именно так разделили стихотворение? Что послужило основанием для такого деления?

(Стихотворение поделено на строфы на основании рифмовки.)

Определите вид рифмовки в каждом четверостишии. (по строфам определяем, в это время на слайде 11 появляется схема рифмовки:

1 строфа: …тучи         А
                ... блуждали Б
                … горючей   А
                … сползали   Б
Рифмуется 1-3, 2-4 – перекрёстная.
2 строфа: … уступили А
                … даром      Б
                … огласили  А
                … ударом    Б
Рифмуется 1-3, 2-4 – перекрёстная.
3 строфа: … влажным   А
                 … засмеялось Б
                 … протяжным  А
                 … сказалось     Б
Рифмуется 1-3, 2-4 – перекрёстная.
4 строфа: … не смели    А
                 … тучи          Б
                 … горючей    Б
                 … обомлели   А
Рифмуется 1-2, 3-4 – кольцевая (опоясывающая).

Почему, по вашему мнению, после трех строф с перекрестной рифмовкой следует одна строфа с кольцевой (опоясывающей) рифмовкой?

(В первых трёх четверостишиях переживания напряжённые, драматические, а в последней трофее переживания  ссоры улеглись, драматизма уже нет. Изменение рифмовки помогает автору изменить интонацию и завершить стихотворение.)

Ребята, обратим внимание (на слайде 12) на репродукцию картины Максима Никифоровича Воробьёва «Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника» (1842г.). Чем эта картина близка стихотворению Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…»?

(Сюжет картины совершенно иной, чем в стихотворении. А вот настроение, возникающее при созерцании этой картины и чтении стихотворения одинаковое – тревоги, переживания.)

Итак, ребята, верно вы сказали, что произведения разного вида искусства могут быть близки по драматическому переживанию, возникающему при их  созерцании.

А теперь обратимся к произведениям одного вида искусства. Вернёмся к началу нашего урока и вспомним сопоставление стихотворения Я.П. Полонского со стихотворением «Утес» М.Ю. Лермонтова. Мы сказали, что они схожи образами природы.

Исходя их этого, что мы видим в стихотворении  Я.П. Полонского – реальную природу или аллегорическое изображение человеческих переживаний и отношений?

(на слайде 13 определение «аллегория»

Аллегория (от греч. allos – иной и agoreuo – говорю) – изображение отвлечённого

понятия или явления через конкретный образ (сердце – аллегория любви).

Читаем стихотворение ещё раз и его интерпретацию в учебнике на стр.305-306, ч.1).

Мы знаем, что в поэтическом произведении каждый человек видит свои образы и единого восприятия одного и того же произведения  не существует. Близко ли вам видение стихотворения Я.П. Полонского к интерпретации, с которой вы познакомились?

(ответы учеников).

5) Физкультминутка.

6) Групповая работа над стихотворением Я.П. Полонского «Посмотри – какая мгла…»

(Первый раз стихотворение читаю я, на слайде картины с изображением месяца, луны, туч)

Ребята, в этом стихотворении тоже рождается лирический сюжет. А какой сюжет и с помощью каких средств, вы определите, работая в группах. Почувствуем себя творцами.  Разделимся на 4 группы. Каждая группа будет выполнять своё задание, работая над стихотворением. Представители групп выберите себе перо любого цвета (на слайде 14):

  1. «красное перо» – определяем настроение лирического героя  и картины, которые рисует автор;
  2. «зелёное перо» – выявляем художественные приёмы и их роль в стихотворении;
  3. «синее перо» – определяем размеры, строфы и способы рифмовки;
  4. «белое перо» – делаем вывод о стихотворении в целом.

Итак, успехов вам в совместной работе! Обратите внимание на слайд, где дано толкование некоторых слов.

(Во время работы на слайде 15

тесном сóнме сизых туч – туч на небе много, они сизого цвета и теснят одна другую.

Фосфорúческий свой луч – луч месяца освещает все таким светом, каким светится в темноте фосфор: чуть зеленоватым, неярким, загадочным.)

«Красное перо» – ощущение покоя, умиротворения от общей картины и чувство печали, тоски возникает при появлении образа месяца. Поэт изображает ночной пейзаж. В первой строфе мы видим озеро в долине, прикрытое прозрачной дымкой в густой тёмной ночи, которая ощущается в словах «мгла», «глубина», сумрак». Во второй строфе мы видим героя месяца – «невидимку» в сизых тучах, он ищет приюта, но не может его найти, наводя свой фосфорический луч на всё.

«Зелёное перо» – поэт создаёт зримо картину ночного пейзажа с помощью эпитетов, олицетворения, аллитерации. Эпитеты создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные, мистические тона: «прозрачная», «сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический». Эпитеты «тускло» и «тесный» созвучны слову «тоскливый», определяющему настроение стихотворения. Эпитеты в этом стихотворении помогают передать восприятие автором природы как живого существа и ощущение автора от общения с этим существом. 

Олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит». Создаётся настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Использование этого приёма даёт возможность почувствовать одиночество месяца – человека.  Настроение тоски и тишины выражается и в звукописи – аллитерации на глухие согласные – «с», «т», «ч», «х», «ф».

«Синее перо»

Размер: четырёхстопный хорей

Посмотри – какая мгла
   1    2    3     4  56       7
В глубине долин легла!
       1  2  3   4  5     6   7

_ _ /_ _ /_ _ /_
_ _ /_ _ /_ _ /_

Строфа: в строфе по 5 строк – пятистишие.

Рифмовка:

… мгла              А
… легла             А
… дымкой          Б
… ракит             В
… блестит          В

… невидимкой  Б
… туч                Г
… ходит            Д
… наводит        Д
…луч                Г

Так как в строфе по пять строк, то способ рифмовки в 1 строфе – опоясывающий, во второй строфе – опоясывающий, а 1 строка второй строфы рифмуется с 3 строкой из 1 строфы опоясывающей рифмой.

Почему именно 5 строк и такая рифма?

(В 1 строфе же по рифме видна картина сна, ощущается чувство сонного покоя, восхищения тишиной. Во второй строфе виден месяц – «невидимка», который ходит по небу и луч наводит, возникает чувство лёгкой грусти.)

«Белое перо». В этом стихотворении рождается лирический сюжет о «бледном месяце», который одиноко «в небе ходит», не зная приюта и освещая всё вокруг своим «фосфорическим лучом». Чувство сонного покоя, восхищения тишиной и лёгкой грусти возникает благодаря использованию поэтом эпитетов, олицетворения. В образе месяца легко угадать поэта Якова Петровича Полонского, бесприютного и печального в своём одиночестве, но проникающего всюду своим поэтически воображением.

III. Подведение итогов.

В душе  стихах любого поэта, как в водах светлого озера, отражается жизнь и время, поэтому и стихи то дышат светлой грустью, то исполнены покоя и мудрости. Сегодня мы с вами увидели прекрасную душу поэта XIX века Я.П. Полонского – душу ранимую, незащищённую, как у ребёнка, душу, ищущую приют и покоя.

IV. Домашнее задание:

  1. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» или «Посмотри – какая мгла...» – по желанию учеников.
  2. Подготовить иллюстрации (нарисовать самостоятельно или найти подходящие репродукции) к прочитанным стихотворениям Я. П. Полонского.
  3. Написать сочинение-миниатюру (не менее 70 слов) на тему «Природа и человек в поэзии Я.П. Полонского».

(играет «лёгкая» классическая музыка, на слайдах меняются изображения природы.)

Пейзажи и пейзажная лирика передают настроения, чувства человека, созвучны его душе. Мир души человека и мир природы находятся в гармонии, всё сливается в общий хор жизни. Читайте стихотворения, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.