Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями бунинского восприятия любви.
- Организовать групповую деятельность учащихся для ответа на проблемный вопрос урока.
- Совершенствовать умение учащихся анализировать текст художественного произведения.
- Развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего мнения в устной форме.
- Воспитывать культуру общения и культуру чувств, интерес к творчеству И.А.Бунина.
1. Целеполагание и мотивация.
Тема, к которой мы обращаемся, находит отклик в сердцах людей любого возраста, любого положения.
Дома вы прочитали рассказ И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Определите одним словом, о чём это произведение? (О любви)
История одной любви и станет темой сегодняшнего урока.
Тема любви – одна из сквозных тем в искусстве и одна из главных в творчестве русских писателей и поэтов. Вы уже не раз обращались к ней на уроках литературы, без сомнения, и сами прочли не одну книгу о любви. И наверняка должны были заметить, что у каждого писателя, как, впрочем, и у каждого человека, своё, особое восприятие этого чувства.
И.А.Бунин утверждал: «Всякая любовь – великое счастье…»
Но какое настроение не покидает нас, когда мы читаем рассказ «Тёмные аллеи»? (Печаль, грусть)
Так не противоречит ли писатель сам себе, рассказывая нам печальную историю несчастной любви и утверждая, что «всякая любовь – великое счастье..»?
Наша цель – разрешить это противоречие, познакомившись с историей любви главных героев рассказа.
- Презентация нового.
- Чтение отрывка из воспоминаний И.А.Бунина об истории создания рассказа (Учебник литературы).
Толчком к написанию «Тёмных аллей» стало стихотворение Н.Огарёва «Обыкновенная история».
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птицы пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвёл,
Стояли тёмных лип аллеи…
2. Анализ содержания рассказа.
- Стихотворение начинается с описания картины «чудесной весны».
Рассказ Бунина тоже начинается с пейзажной зарисовки. Но какой? Зачитаем начало произведения – описание осенней природы.
- Для чего писатель использует этот приём? Что помогает передать изображение осеннего пейзажа? (Настроение героя. Грустно герою – печально в природе. Герой немолод, переживает «осень» жизни)
- Найдите в тексте описание портрета героя. Каким эпитетом передаётся его состояние? (Перед нами «усталый старик»)
- Только ли от дороги он устал? (И от жизни тоже: в ней нет счастья)
- Какое событие неожиданно оживит героя, разбудит в нём воспоминания и чувства? (Встреча с прошедшей любовью)
Да, через много-много лет на постоялом дворе у пустынной проезжей дороги подстережёт Николая Алексеевича встреча с прошлым – с первой его любовью.
- Какие чувства всколыхнёт в душе героя эта неожиданная встреча? (Волнение и стыд)
- Почему не только душевное волнение, но и стыд вызовет встреча с Надеждой?
- Докажите, что и Надежда не остаётся равнодушной, узнав в пожилом человеке своего возлюбленного.
- Как долго длится разговор Николая Алексеевича и Надежды? (Несколько минут, но сколько в нём напряжения, переживаний, чувств!)
Перечитаем диалог героев.
- Почему Николай Алексеевич так скоро уезжает? (Он словно бежит от Надежды, встреча с ней – мучение и стыд для него)
Наверное, Николай Алексеевич все эти годы и не вспоминал о Надежде, но сейчас он, «закрыв глаза» и «качая головой», думает именно о ней, об их любви, о своей прошедшей молодости.
Романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное»
- Не правда ли, как удивительно созвучны рассказ И.А.Бунина и романс на стихи И.С.Тургенева? Какая мысль их объединяет? (Воспоминания о прошедшей молодости, об утерянной любви)
- Каким настроением проникнуты оба произведения? (Печалью, потому что ничего уже не вернёшь, всё в прошлом)
- Так можно ли согласиться с утверждением И.А.Бунина о том, что «всякая любовь – великое счастье…», размышляя о судьбах Николая Алексеевича и Надежды?
3. Этап усвоения новых знаний.
Работа в группах с раздаточными листами.
Вопросы для самостоятельной работы с текстом рассказа.
1 группа.
Согласны ли вы с утверждением писателя, что «всякая любовь – великое счастье», после прочтения рассказа И.А.Бунина «Тёмные аллеи»?
Вопросы для самостоятельной работы |
Опорные синтаксические конструкции |
I. Можно ли утверждать, что любовь Надежды к Николаю Алексеевичу стала для неё счастьем? | Мы убеждены в том, что….. По нашему мнению… Думаем, что….. |
II. Докажите свою точку зрения, опираясь на текст рассказа:
|
О том, что первая любовь навсегда осталась в памяти Надежды, говорят такие детали… Для героини любовь к Николаю Алексеевичу стала…. Чувства её по-прежнему глубоки, не случайно Надежда… Двух немолодых и таких разных |
III. Что общего есть в судьбах двух немолодых и таких разных людей? IV. Согласны ли вы с утверждением писателя, что «всякая любовь – великое счастье», после прочтения рассказа «Тёмные аллеи»? |
Опираясь на текст рассказа, мы пришли к выводу, что… |
2 группа.
Согласны ли вы с утверждением писателя, что «всякая любовь – великое счастье», после прочтения рассказа И.А.Бунина «Тёмные аллеи»?
Вопросы для самостоятельной работы |
Опорные синтаксические конструкции |
I. Можно ли утверждать, что любовь Николая Алексеевича к Надежде была для него счастьем? | Мы убеждены в том, что….. По нашему мнению… Думаем, что….. |
II. Докажите свою точку зрения, опираясь на текст рассказа:
|
Николай Алексеевич взволнован встречей с первой любовью, об этом свидетельствуют Вспоминая о своей любви, Николай Алексеевич думает:…. Скорее всего, герой бросил Надежду из-за сословных предрассудков: он был…, она же… За своё предательство … |
III. Что общего есть в судьбах двух немолодых и таких разных людей? IV. Согласны ли вы с утверждением писателя, что «всякая любовь – великое счастье», после прочтения рассказа «Тёмные аллеи»? |
Проанализировав текст рассказа, мы пришли к выводу, что… |
IV. Контроль, оценка.
1. Представление и защита учениками творческого продукта по теме.
Жизнь героев подходит к концу, она печальна, наполнена одиночеством. Но не было в ней ничего более светлого и счастливого, чем их первая любовь. Воспоминания о ней заставляют волноваться исстрадавшиеся души.
2. Рефлексия.
- С чьим мнением вы готовы согласиться? Почему?
«Всё проходит. Всё забывается» (Николай Алексеевич)
« Всё проходит, да не всё забывается» (Надежда)
- Почему, на ваш взгляд, вам, шестнадцатилетним подросткам, предлагают прочитать и осмыслить рассказ о судьбах и чувствах двух немолодых людей? (Юность – пора первой любви, первых испытаний чувств, и рассказ И.А.Бунина «Тёмные аллеи» - предупреждение молодым: «Всё проходит, да не всё забывается»)
V. Финал урока. Домашнее задание из раздела учебника литературы «Развивайте дар слова».
Написать сочинение-эссе по рассказу И.А.Бунина «Тёмные аллеи».
«Жизнь и судьба героев рассказа Бунина» или «Всё проходит, да не всё забывается».