Литература
-
Урок на тему "Бог – поэт – народ" (сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Пророк" и М.Ю.Лермонтова "Пророк") 2017
Цели и задачи урока: представить литературу как явление развивающееся: лирика Пушкина, с одной стороны, поэтически обобщает идейно-художественные открытия русской литературы 18 века, отражая религиозно-философскую направленность; с другой стороны, оказывает влияние на развитие литературы, предвосхищая поэзию Лермонтова с её психологическими изысканиями; осознать место поэтов в этом процессе, увидеть самобытность личности поэтов, своеобразие их мировосприятия, оригинальность поэтических образов.
-
Урок на тему "В.А. Жуковский "Светлана". Тема веры и верности и их осмысление в балладе" 2007
Основные цели урока – формирование нравственных ценностей, выработка навыков анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, развитие умения грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения.
-
Урок на тему "Все было подвластно ему…" (путешествие по творчеству М.Ю. Лермонтова), 9-й класс 2008
Цели урока: раскрыть богатство и глубину мысли Лермонтова и ее влияние на человеческие судьбы; уметь выражать свое отношение к изученным произведениям; воспитывать любовь к литературе.
-
Урок на тему "Детства прекрасная пора" по повести Л.Н.Толстого "Детство" 2015
Разработка вводного урока по повести Л.Н. Толстого «Детство» в 6-м классе. Цель: определение роли темы детства в творчестве Л.Н. Толстого. Задачи: рассмотреть дефиницию лексемы «детство», составить ассоциативный ряд, синквейн, поиск и последующий анализ пословиц в словаре пословиц и поговорок, самопрезентация фотографий в детском возрасте, проанализировать успешность и пользу урока. Формирование навыка выразительного чтения, умения работать с текстом.
-
Урок на тему "Известные писатели – наши земляки" 2012
Материал может быть использован на уроках литературы как региональный компонент. Цель урока: помочь ученикам, изучающим местный компонент (и всем, кто интересуется литературой родного края), получить достоверные сведения о писателях, поэтах, живших и творивших в разные годы на земле Нижней Камы.
-
Урок на тему "Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты лирики А.С. Пушкина". 9-й класс 2012
Урок предполагает знакомство обучающихся с любовной лирикой Пушкина, ставит цель – показать её своеобразие и неповторимость. Использование современных средств обучения позволяет воспитывать интерес к изучаемой теме, пробуждать в учащихся эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки.
-
Урок на тему "Меч исчезнет, а звезды останутся…" (Судьба человеческая в годы революционных испытаний). 11-й класс 2009
Обращение к произведениям писателей 20—30-х годов прошлого века о Гражданской войне не только дает историческое представление об этой эпохе, возможность проанализировать исторические и литературные факты с нейтральной точки зрения, но и ставит перед выпускниками вопрос о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни.
-
Урок на тему "Нравственные ориентиры в произведениях Ф.М. Достоевского" 2008
Представлен конспект урока для учащихся 10-го класса на тему "Нравственные ориентиры в произведениях Ф.М. Достоевского".
-
Урок на тему "Русский национальный характер" (по сказу Н.С. Лескова "Левша") 2011
Урок литературы в 7-м классе по произведению Н.С. Лескова «Левша» служит воспитанию интереса и уважения к истории России через интеграцию личности в историческое пространство художественной литературы.
-
Урок на тему "Чувство родины неизбежно связано с пейзажем (М.Волошин)" 2017
Цель урока: обзорно познакомить с очерком жизни М.Волошина, с циклом стихотворений «Киммерийские сумерки», рассмотреть акварели М.Волошина; на основе увиденного и услышанного создать абстрактный портрет Поэта, Художника, Человека; уметь определять художественно-изобразительные средства, делать выводы; уметь анализировать лирическое произведение; развитие монологической речи учащихся; содействовать эстетическому воспитанию.
-
Урок на тему «Собака выла…» по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака» . 7-й класс 2015
Мир, в котором мы живем, огромен, прекрасен. В нем уживаются добро и зло, верность и предательство, любовь, сострадание, милосердие и ненависть, равнодушие, безразличие… Как не потеряться в этом мире, найти себя, стать настоящим человеком? Думается, что рассказ Л. Андреева «Кусака» поможет найти ответы на нравственные вопросы. Сделать это не просто, но очень важно.
-
Урок на тему «Судьба человека во время войны» (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека») 2015
В ходе урока предлагается провести сопоставительный анализ стихотворения М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…» и рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
-
Урок на тему: "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Что ты клонишь над водами…" 2007
Первый урок по творчеству Ф.И. Тютчева в 8-м классе по программе Кутузова. Цель урока – подробный анализ лирического произведения и, в результате совместной деятельности, систематизация знаний учащихся о лирическом произведении, обучение умению анализировать художественное произведение через знакомство с поэтическим взглядом Тютчева на природу, освоение навыков анализа пейзажной лирики.
-
Урок на тему: Д.Г. Байрон "Портрет на фоне истории и литературы" 2005
Разработка интегрированного урока, цели которого исследовать и дать оценку личности лорда Байрона, выяснив, какие обстоятельства влияют на поэтов и писателей; развивать навык публичного выступления с докладом, сообщением, обучать выразительному чтению стихов; воспитывать уважение к мировой истории и культуре, мужество и патриотизм.
-
Урок на якутском языке "Человек ‒ дитя природы" 2013
Занятие по публицистике народного писателя Якутии Софрона Данилова. Проводится на якутском языке.
-
Урок нравственности "Хлеб – это жизнь" (по рассказам В.А.Солоухина "Каравай заварного хлеба", "Мошенники"). 8-й класс 2014
Урок нравственности заставляет каждого задуматься над поступками героев рассказов В.А. Солоухина, а мерилом нравственности служит хлеб.
-
Урок нравственности «Совесть, или суд над собой» по рассказу Н.Б.Васильевой «Полынья» 2023
Цель урока: идейно-художественный анализ рассказа Н.Б.Васильевой «Полынья».
-
Урок нравственности ко Дню Победы для 9–11-х классов «О выборе» (по повести В.Быкова «Сотников») 2021
Цель урока: формирование у обучающихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.
-
Урок нравственности по стихотворению Н.Заболецкого "Не позволяй душе лениться" 2009
Диалогический урок нравственности. Построен как дискуссия по стихотворению.
-
Урок о жизни и творчестве Владимира Высоцкого 2013
Цель данного урока – познакомить учащихся с биографией В.С.Высоцкого, с его творчеством певца, поэта, киноактёра, драматического актера, с многообразием тем его стихов и песен.
-
Урок обобщающего повторения по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (10-й класс) 2010
В статье представлен опыт групповой формы организации учебно-познавательной деятельности. Обобщающий урок, проводимый в виде презентации, поможет проверить знание текста, понимание основных идей романа, продемонстрировать творческие и компетентностные способности учащихся.
-
Урок обобщения по лирике в 5-м классе "Картинная живопись слова" 2008
Данная статья представляет собой урок обобщения программного материала по разделу "Лирика" и входит в систему уроков по литературе в 5-м кл. по программе А.Г. Кутузова "В мире литературы".
-
Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой П,п" 2017
Цели урока: познакомить учащихся с буквой П,п. Задачи: научить правильно употреблять термины и понятия по теме, выполнять звуковой анализ слов «печка», «пушка», соотносить свои действия с используемыми эталонами; способствовать формированию и развитию навыка чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами, развитию связной речи, фонематического слуха, творческого воображения.
-
Урок обучения и систематизации знаний по литературе. 9-й класс. "Проблема образования в русской литературе конца XVIII начала XIX века" 2005
У учеников вечерней школы низкий уровень образованности. Поэтому эффективна схема работы: приращение знаний через интерес к предмету. Почти все цели литературного образования реализуются на обобщающих уроках нестандартного вида. Практика показывает: «сквозные» литературные сюжеты интересны детям. Мнение литературных героев XVIII - XIX вв. об образовании в России оказалось актуальным для учеников «Свободный микрофон» позволяет ученику разрешить себе полет мысли и чувства: представить себя на месте литературного героя, говорить от его имени, используя текст произведения.
-
Урок одного стихотворения в 11-м классе. "А.Вознесенский "Сага" 2010
Урок представляет личность и творчество А. Вознесенского через рассмотрение лишь одного его стихотворения в контексте традиций русской литературы XIX и XX веков, а также показывает яркую, неповторимую поэтическую манеру одного из самых заметных и знаковых поэтов XX века.
-
Урок осетинской литературы в 7-м классе 2022
Представлен урок осетинской литературы в 7-м классе.
-
Урок осетинской литературы по произведениям Дабе Мамсурова "Аууон" и "Фасмон" в 10-м классе 2022
Урок раскрывает сходство данных рассказов Мамсурова с произведениями А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». В процессе урока обучающиеся приходят к выводу о важности нравственности, сохранения чистоты души и помыслов. Была проведена сравнительная характеристика главных героев рассказов авторов, выбраны их схожести и противоположности помыслов, образов жизни и характеров. На протяжении всего урока прослеживается нравственное воспитание подрастающего поколения на разборе судеб главных героев.
-
Урок осетинской литературы. Темæ: «Нæ уыд кæстæрæн хистæры цур бадæн…» 2022
Урочы нысан: базонгæ кæнын скъоладзауты Мыртазты Барисы æмдзæвгæимæ «Нæ уыд кæстæрæн хистæры цур бæдæн..»; ахуыр кæнын сывæллæтты адæймаджы хуыздæр миниуджытимæ; бакусын дзургæныхасы рæзтыл.
-
Урок открытия нового знания по теме «Художественное своеобразие стихотворений С.А.Есенина "Там, где капустные грядки" и "Прячет месяц за овинами"» 2020
Цели урока: проанализировать биографические факты, позволяющие раскрыть духовный образ поэта; выявить языковые особенности стихотворений «Там, где капустные грядки» и «Прячет месяц за овинами»; определить и аргументировать специфику лирического образа, идеи рассматриваемых художественных произведений.
-
Урок открытых дверей по повести Ю.Трифонова "Обмен" 2011
Быт со всеми его мелочами выявляет в человеке подчас не самые красивые стороны. Как остаться человеком и не растерять человеческое? Ответ на эти вопросы дает урок-размышление по повести Ю.Трифонова «Обмен».