Цели урока:
- Познакомить учащихся с биографией В.С.Высоцкого, с его творчеством певца, поэта, киноактёра, драматического актера, с многообразием тем его стихов и песен.
- Развивать у учащихся навыки выразительного чтения, навыки анализа лирического произведения.
- Содействовать осмыслению истории, расширению и обогащению представлений школьников о современной действительности, о нравственных исканиях современника, подготовить учащихся к размышлению о человеке в современном мире.
Оборудование:
портрет В.С.Высоцкого, выставка книг, грампластинки с песнями в исполнении В.Высоцкого, плакаты с высказываниями о В.Высоцком, стенгазеты, посвященные творчеству Высоцкого
Оформление доски
«…Меня будут печатать! В.Высоцкий «Высоцкий – инструмент, созданный для того, чтобы выкрикнуть наши радости, горести.» Б.Окуджава Кредо – твердые убеждения, взгляды. |
Ход урока
I. Организационный момент. (После прослушивания «Песни о друге» сообщение темы и целей урока)
II. Вступительное слово учителя.
III. Знакомство с биографией В.Высоцкого (Сообщения учащихся)
- Родился В.Высоцкий в Москве 25 января 1938 года на Первой Мещанской. Здесь в детстве Володя прожил со дня рождения и до второго класса. Жил то с матерью – переводчицей с немецкого языка, то в семье отца – связиста, ставшего профессиональным военным. Вскоре отец, Семен Владимирович, уехал в Германию, где продолжал службу. Судьба сына сложилась так, что с девяти лет он жил во второй семье. Тогда его воспитывала мачеха – Евгения Степановна Лихолатова, они полюбили друг друга – в то время Володя называл её матерью. Три года провёл Володя в маленьком немецком городке. Там начал учиться игре на фортепиано. Чтобы ему было интересней заниматься, стала брать уроки и Евгения Степановна. Слух у сына, как говорил немецкий учитель музыки, был абсолютный. Ему легче играть по слуху, чем с листа.
- Рос Володя мальчиком добрым, честным, учился легко, хотя неровно, много проказничал. Мог взорвать найденную в лесу гранату. Приходил домой с обожжёнными бровями. Мог раздарить игрушки, даже велосипед однажды оставил немецким мальчишкам. Сам учился плавать. Хорошо понимал по-немецки, позднее говорил по-французски.
Вернувшись в Москву, семья жила на Большом Каретном. Здесь было написано знаменитое стихотворение:
Где твои 17 лет?
На Большом Каретном.
Где твои 17 бед?
На Большом Каретном.
Где твой черный пистолет?
На Большом Каретном.
А где тебя сегодня нет?
На Большом Каретном.
Володя очень любил читать, и в их доме было много книг. Чем он выделялся среди сверстников, так это феноменальной, «железной» памятью. Однажды за полчаса выучил поэму Пушкина. Писать стихи начал с 9-го класса, но отцу читать не давал, стеснялся. Тогда же начал посещать театральный кружок.
- По окончании школы, под давлением родителей, которые считали, что техническое образование есть специальность, а всё остальное – забава, Высоцкий поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института. В коллектив студентов влился сразу, всегда был в центре внимания, на всё имел своё мнение, но удовлетворения от учёбы не получал – душа рвалась на подмостки театра. И в конце первого семестра он всё-таки бросил институт, чтобы на следующий год. Преодолев сложнейшие экзамены, поступить в школу-студию МХАТ на курс П.В.Массальского и А.М.Комиссарова. Здесь начало раскрываться его дарование. Здесь у него появилась гитара. Он писал различные комедийные вещи, однако всегда с серьёзной подоплёкой, стихотворные тексты многочасовых капустников, в составе агитбригады ездил по селам, придумывал и исполнял частушки на местные темы.
По окончании школы-студии Высоцкий некоторое время работал актером Московского драматического театра имени А.Пушкина, затем – Театра миниатюр, делал первые пробы в кино. Но после того как увидел «Доброго человека из Сезуана» Б.Брехта – первый спектакль только что открывшегося Театра на Таганке – понял: вот его театр, в другом он уже себя не представлял. Шестнадцать лет, по день смерти, Высоцкий был ведущим актером Театра на Таганке. - В 1970 году Высоцкий женился на известной французской актрисе русского происхождения Марине Влади, к которой обращены его многие стихи и песни.
Чтение стихотворения «Маринка, слушай, милая Маринка» 2 том, стр.33
В 70-е годы Высоцкий, продолжая работать в театре и кино, выступая с концертами в России и за рубежом, всё отчётливее осознаёт себя профессиональным литератором, писателем. Об этом свидетельствует и его прозаические опыты, самый зн7ачительный из которых – незавершённый «Роман о девочках»
IV. Слово учителя об исторических предках В.Высоцкого
Вот так развивался самобытный талант В.Высоцкого – синтез поэтического слова, музыки, артистизма.
Всякий настоящий мастер неповторим: но именно поэтому, как это не парадоксально, какими-то частицами, черточками он похож чуть ли на всех великих мастеров. Хотя бы потому, что – талантлив. Люди совершенно противоположных направлений и подходов к жизни если обладают этим даром, то уже волей-неволей формируют друг друга.
Кто же исторические предки Владимира Высоцкого? В русской истории и словесности на кого он похож? Первым делом, конечно, приходят на память Денис Давыдов или Аполлон Григорьев с гитарой, с гусарской или цыганской песней. Эти отчаянные люди занимают своё место в «родословной» Высоцкого, но не только они.
Искать непросто: мы не всегда отдаем себе отчет, что благодаря современной технике потомкам достанутся не только письмена, но живые голоса нашей цивилизации.
Знаем пушкинские строки, но лишь читаем воспоминания о том, как он декламировал и как хохотал; звуков же голоса первого поэта никогда не услышим, как и Лермонтова, Гоголя, Щедрина: до начала XX века не слышим никого.
Можно ли вообразить наших потомков, читавших, но не слышавших Высоцкого?
Мы же, вздыхая, пытаемся представить навсегда утраченную музыку, скажем, пушкинской речи, Достоевского или импровизаций Мицкевича.
Не слыша старинных голосов, тем более обращаемся к духовному родству, и снова задумываемся – откуда всё же «пошёл» Высоцкий?
Разумеется, любое суждение будет субъективным. Каждый имеет право привести «своих людей». Мы же с вами давайте обратимся к урокам истории, декабристскому восстанию. Декабрист Михаил Лунин. Дело не в песнях и стихах – Лунин занимался другими делами, но когда великий князь Константин, второй человек в государстве, подходит к офицерам и говорит: «Господа, вы, кажется на меня жаловались, ну что же, кому угодно я могу дать сатисфакцию» (он уверен, что никто против наследника престола не посмеет), - тогда молодой Лунин выезжает на коне, снимает шляпу и отвечает: «Ваше высочество, от такой чести трудно отказаться!»
Разве тут не слышен голос Высоцкого? Константин отшутился: мол, ты ещё молод…
В конце же жизни, в Акутуе, одной из страшнейших сибирских тюрем, «государственный преступник» Лунин при появлении ревизора-сенатора выходит из своей камеры без окон, светски шаркает и говорит на прекрасном французском языке: «Мой генерал, разрешите мне приветствовать вас в моём гробу».
Перед смертью Лунин ещё заметит: «В этом мире несчастливы только глупцы и скоты»; иначе говоря, если счастье в тебе, в твоей внутренней свободе, - ты непобедим.
Очень «высоцкий» был человек, Михаил Лунин, и очень «лунинский» - Владимир Высоцкий.
А рядом с ними – Пушкин. Речь идёт не о сравнении дарований, но о соотношении личностей. И мы это отчётливо ощущаем, когда, скажем, находим у Пушкина: «В вопросе счастья я атеист, я не верю в него», или вдруг: «Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство»; наконец невесте, по-французски: «Мой ангел… целую кончики Ваших крыльев, как говаривал Вольтер женщинам, которые вас не стоили»
Свободные, весёлые, трагические люди; весёлость их, внутренний свет тем виднее, чем чернее жизненные обстоятельства.
Если же приблизиться ко времени рождения нашего героя, приметим ещё одного предшественника, для многих, может быть. Совершенно неожиданного: очень не похожего Михаила Зощенко.
Тысячи современников, одни с укором, другие с восторгом смешивали и смешивают Зощенко и Высоцкого с их героями»; многие уверены, будто поэт-актёр – из блатного мира и попал на сцену прямо «с Большого Каретного»; изумляются, узнав о его интеллигентности, ранимости, требовательности к себе.
Точно так же о мягком, тонком, образованнейшем Зощенко рассказывали, будто он мещанин и хулиганит в квартире, трамвае, бане.
Меж тем оба художника, пусть очень разных, в течение многих лет изучающее проникали внутрь «жлоба» и, мастерски владея этим героическим приёмом, сами от него немало страдали.
V. Беседа по вопросам.
Итак, ребята, обратимся к В.Высоцкому-поэту. В чем секрет его популярности?
О каких горестях и радостях кричал Высоцкий? В чем заключается его гражданское кредо? Ответьте строками его стихов.
VI. Многообразие тем в творчестве В.Высоцкого. (Выступления учащихся, чтение наизусть стихотворений)
1. В творчестве В.Высоцкого отразилась биография нашего времени, он затронул очень важные и больные моменты нашей истории; рассказал нам о войне, о трудном послевоенном времени, о стройках и космонавтах, геологах и спортсменах, солдатах и поэтах, об алкоголиках и обывателях; он перевоплощался в лошадей и самолёты, пел от имени микрофона и сумасшедших – но главным героем его песен и стихов была ПРАВДА.
Была она им сказана и войне. В трактовке этой темы Высоцкий шел против течения, вступая в конфликт с нормами и схемами официальной поэзии и утверждая человеческую жизнь как высшую ценность. Он указал на братские могилы, над которыми не рыдают вдовы, дал услышать топот тысяч сапог, которые толкают землю «от себя», показал трагедию преданной любви в условиях войны.
Чтение стихотворений
- «Братские могилы»
- «Он не вернулся из боя»
- «Штрафные батальоны»
Высоцкий наполнял свои произведения о войне настолько достоверными деталями и подробностями, что старые солдаты были убеждены: написать такое мог только человек, прошедший дорогами войны. А он о настоящей войне знал лишь понаслышке.
2. Конфликт Высоцкого с бездушной социальной системой, догматической тоталитарной идеологией становится одним из сквозных мотивов его поэзии – начиная со знаменитой «Охоты на волков», где в обобщённо-символической форме развивается мысль о принципиальной возможности выхода «из повиновения», выхода «за флажки».
Чтение стихотворения «Охота на волков»
3. Есть в стихах и песнях поэта и другой мир – прекрасный мир романтики. Здесь «горы спят, вдыхая облака, выдыхая снежные лавины», «Скалы сами подставляют плечи»; хоть одна из непройденных дорог, а дожидается нас; здесь можно положиться на друга, как на самого себя.
Исполнение песни «К вершине»
В последние годы жизни Высоцкий продолжает писать песни на самые разные темы, сохраняя, присущие ему виртуозные остроумие, парадоксальность мышления, пронзительный лиризм. Но доминантой его творчества в эти годы становится исповедь. Поэт всё чаще обращается не только к своим современникам, но и потомкам:
Но знаю я, что лживо, что свято,-
Я понял это всё-таки давно
Мой путь один, всего один, ребята,-
Мне выбора, по счастью не дано.
Эти строки из стихотворения «Мой чёрный человек в костюме сером…», созданного Высоцким в последний год жизни, когда он «со смертью перешёл на ты»
VII. Проверка домашнего задания.
Мы увидели многообразие тем поэтического и песенного творчества Высоцкого.
Вы со мной согласитесь в том, что одной из особенностей творчества Высоцкого является наличие у него песен, похожих на роли. Он сам сочинял их, сам был режиссёром и исполнителем.
А теперь обратимся к вашему домашнему заданию. Какие особенности в его поэтическом и песенном творчестве вы заметили? Какие обнаружили особенности поэтического языка? Или заметили параллели с другими поэтами?
(Ролевые песни, близость поэзии с прозой, разговорная интонация, цветовая гамма, метафоричность)
VIII. Заключительное слово учителя.
Поединок поэта с судьбой шел к неминуемому трагическому финалу. 18 июля 1980 года в предынфарктном состоянии Высоцкий сыграл своего последнего Гамлета. 25 июля 1980 года В.Высоцкий скончался в своей квартире на Малой Грузинской улице. Французские газеты сообщили: «Гамлет в Театре на Таганке в Москве умер». Эта дата стала днем всенародной скорби и вместе с тем началом той новой жизни, которая для большого поэта начинается за пределами его краткого земного бытия.
Теперь пришло время, когда он предстает один на один с каждым читателем. Именно при таком контакте лучше всего осуществляется передача самых заветных мыслей и чувств поэта.
Бесполезны гадания о том, что сказал бы Высоцкий о нашем времени, его противоречиях и проблемах, с кем бы он был сегодня в острых идейных спорах. Поэзия не дает готовые рецепты и рекомендации. Высоцкий своё слово сказал, задал много вопросов, ответы на которые мы будем искать уже в будущем.