Цель: выяснить уровень знаний обучающихся и понимания данного произведения
Задачи:
- Развитие аналитических и коммуникативных способностей учащихся.
- Привитие интереса к урокам литературы.
- Развитие ораторского искусства.
Оборудование урока:
- Компьютер.
- Медиапроектор.
- Наглядный материал (слайды, рисунки, иллюстрации).
Ход урока
1. Слово учителя. Введение.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок обобщающего повторения по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. (Слайд 1) Моя цель как учителя – выяснить уровень ваших знаний и понимания данного произведения. Ваша задача – продемонстрировать ваши знания, ваши навыки анализа текста, ваши творческие способности, ваше ораторское искусство, а также умение отстаивать свою точку зрения. Для большей мотивации проявить себя класс был заранее поделен на две команды. Работу команд будет оценивать жюри.
2. Представление жюри.
Визитная карточка команд:
- Название
- Девиз
- Капитан.
3. Слово учителя.
Эпиграф нашего урока более конкретизирует его задачи (слайд 2). “Достоевский не устрашился наделить своего героя вызывающе наглядной фамилией: Раскольников – расколотый человек”.
Ю.Ф.Карякин
Итак, сегодня мы поговорим не о романе вообще, а о его главном герое – Раскольникове Родионе Романовиче.
“Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты” – гласит мудрость. Давайте вспомним, кто окружает Раскольникова в продолжение романа.
4. Итак, кто это? “Ба! Знакомые все лица…”
Назовите героя романа.
(Работаем командой, поднимаем сигнальные карточки)
Слайд 3
“Это был человек лет 50, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, а руки были в свежих перчатках. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью.”
Свидригайлов Аркадий Иванович
Слайд 4
“Это было странное зрелище. В своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся комком в сторону…Она устала и задыхалась. Бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же как плясать и что петь”.
Катерина Ивановна
Слайд 5
“С новым чувством всматривался он в это бледное, худое, неправильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровым энергетическим чувством, в это маленькое тело, еще дрожавшее от гнева и негодования”.
Софья Мармеладова
Слайд 6
“Он был одет в старый, совершенно оборванный старый фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое-как и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито по-чиновничьи, но давно уже…”
Мармеладов
Слайд 7
“ Девушка замечательно хороша собою – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная…Ее даже можно было назвать красавицей… Глаза ее почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна, лицо ее сияло свежестью и здоровьем”.
Дуня Раскольникова
Слайд 8
“Несмотря на то, что ей уже было 43 года, лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет. Волосы ее уже начали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щеки впали и высохли от заботы и горя, и все-таки это лицо было прекрасно”.
Пульхерия Александровна Раскольникова
Слайд 9
“Она как всегда была простоволосая. Светлые с проседью, жидкие волосенки ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок розовой гребенки, торчащей на ее затылке…Глаза ее были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и все лицо были сморщены…”
Алена Ивановна
Слайд 10
“Он пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале… Человек он деловой и занятой…человек он благонадежный и обеспеченный, служит сразу в двух местах и уже имеет свой капитал”.
Лужин Петр Петрович
Слайд 11
“Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои”.
Лизавета
Слайд 12
“Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты. Впрочем, под этой простотой таились и глубина, и достоинство. Был он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват. Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача”.
Разумихин
5. О ком эти фразы? Как вы их понимаете?
Хотелось бы выяснить ваше понимание некоторых выражений данного романа. Если команда, которой предназначена фраза, не может дать комментарий, то соперники вправе ответить на этот вопрос. Время на обсуждение командой фразы – 30 секунд.
Слайд 13
“Ромео десяти вершков роста”.
“ Ай, да! Какой колодец, однако ж, сумели выкопать! И пользуются!”
“Черный змей ужаленного самолюбия всю ночь сосал его сердце”.
“Я не старушонку, я себя убил!”
6. Внимательно прочти текст! О ком он?
Слайд 14
Скажите, что общего между эпиграфом к уроку и данным текстом?
7. “Дебаты”
Разные люди окружали Раскольникова, возможно, поэтому настолько противоречив и сам герой. Доказать это нам поможет игра “Дебаты”.
Правила игры – слайд 15
Цель: доказать, что в образе Раскольникова соединены “два противоположных характера”.
План.
- Доказать предложенную позицию с помощью примеров из текста.
- Задать провокационные вопросы противоположной команде, уточняя их точку зрения, попытаться запутать соперника.
- Высказать истинную собственную точку зрения по данному вопросу.
Каждая команда должна доказать доставшуюся ей позицию, аргументируя ее примерами из текста, на подготовку дается 2 минуты.
слайд 16
позиции:
- Раскольников “ великодушен и добр”.
- Раскольников “холоден и бесчувственен до бесчеловечия”
Внимательно слушайте соперников, чтобы задать интересующие вас вопросы.
Теперь выскажите собственную точку зрения на вашу позицию, каков, по-вашему, на самом деле Раскольников?
8. Конкурс капитанов.
слайд 17
Что объединяет этих героев? Подготовьте ответ на вопрос за 30 секунд.
9. “Домашняя проба пера”.
слайд 18
Заранее было дано творческое задание для обеих команд: составить поэтическую характеристику главных героев романа.
10. Рефлексия
слайд 18
Ваше впечатление от урока:
Пока жюри подсчитывает баллы, пусть каждый из участников выскажет свое впечатление от урока, закончив эту фразу.
На этом уроке мне было … , потому что… .
11. Слово жюри.
12. Домашнее задание.
слайд 20
Напишите сочинение, выбрав понравившуюся тему:
- Герои-двойники в романе Достоевского.
- “Каждый человек должен быть порядочным”.
- Как сложится судьба Раскольникова после каторги?
13. Спасибо за урок.