Урок обобщения по лирике в 5-м классе "Картинная живопись слова"

Разделы: Литература


Цели:

  • закрепить знания учащихся по лирике, используя взаимосвязь разных видов искусства;
  • развивать навыки целостного восприятия произведения искусства, речь и творческие способности учащихся;
  • попытаться пробудить в душах учащихся чувство преклонения перед прекрасным.

Класс заранее делится на 2 группы. Каждая группа имеет своего капитана, название (например, “Ручейки”, “Солнышко”), эмблему.

Оформление урока:

  1. Презентация в программе Microsoft Power Point (иллюстрации картин И.И. Левитана, А.К. Саврасова, С. Герасимова, стихотворения Ф. Тютчева, И. Бунина).
  2. Запись музыкальных фрагментов произведений композиторов А. Вивальди, П. Чайковского.
  3. Выставка работ учащихся (стихотворения собственного сочинения о весне с иллюстрациями).

Ход урока

Презентация

Вступительное слово учителя: Тема нашего урока – ” Картинная живопись слова ”. Так писатель XIX в. Н.В. Гоголь сказал о выразительном, образном строе речи, создаваемом мастерами слова в своих произведениях для того, чтобы мы смогли увидеть и услышать то, о чем читаем. Сегодня на уроке, опираясь на взаимосвязь разных видов искусства, мы обобщим наши знания об одном из самых выразительных и поэтичных родов литературы – о лирике, а также будем учиться целостному восприятию произведений искусства, будем учиться понимать и ценить прекрасное. А посвятим мы наш урок весне, одному из самых поэтичных времен года, воспетых в разных видах искусства. Работать мы будем по группам. Капитанов я прошу представить свои команды.

Представление команд.

Учитель: Вспомним, как возникло название рода литературы “лирика”? (В древности стихи исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента – лиры. Вот почему стихи так музыкальны). А как создается музыка стихотворения? (Когда звуки слов соединяются с ритмом, передающим настроение лирического героя, и рифмой). А с помощью чего еще передается настроение в стихотворении? (С помощью художественно- выразительных средств: сравнений, метафор, эпитетов, олицетворений). Получается, что чтобы проникнуть во внутренний мир поэта, понять его душу, необходимо научиться вслушиваться в слово, в музыку стихотворения. А помогут нам в этом такие виды искусства, как живопись и музыка.

Задание № 1 Словесное описание музыки.

Я предлагаю вам, ребята, послушать музыкальный фрагмент из Концерта №1 для скрипки с оркестром “Весна” итальянского композитора Антонио Вивальди, первым создавшим концертный цикл, посвященный всем временам года. Концерт № 1 состоит из 3-х частей. Послушаем третью часть и подумаем, какие картины природы можно представить, слушая эту музыку.

Звучит музыка А. Вивальди.

Представители команд описывают возникшие в их воображении картины весенней природы, используя художественно-выразительные средства.

Учитель: А вы знаете, ребята, что А. Вивальди не только талантливый композитор, но и замечательный поэт! К своей музыке он сочинял сонеты, которые точно воспроизводили картины природы и его настроение при их созерцании? Послушайте его сонет” Весна” и сравните стихотворные строки Вивальди со своими ответами. У какой же команды описание музыки получилось более похожим на описание самого автора?

Заранее подготовленный ученик читает сонет (см. приложение № 1)

Учитель: Когда я слушала стихи А. Вивальди, мне вспомнились строчки русского поэта 19-ого века Алексея Жемчужникова:

Весна! Весна по всем приметам,
Куда теперь я ни взгляну.
Весна с улыбкой и приветом…
Затем жить стоит в мире этом,
Чтоб видеть русскую Весну!

Поговорим о русской весне… Поэзия и музыка, которые звучат в стихах А. Жемчужникова, находят отражение и на живописных полотнах русских художников (слайды с иллюстрациями картин).

Задание №2 Словесное описание произведений живописи. Представители команд отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Обратите внимание, ребята, на известную картину И. И. Левитана” Март”. Не правда ли, на нас сразу повеяло весной? Что художник изобразил на этой картине и почему она так называется? Какие краски использовал художник? А что изображено на другой его картине “Весна. Большая вода.”? Краски каких тонов преобладают на этой картине? А вот перед вами один из шедевров русской живописи – картина А. К.Саврасова “Грачи прилетели”. Какой видит весну художник, в отличие от Левитана? Почему он использует для изображения весны краски холодных тонов? Картина художника XX-го века С. Герасимова “Лед прошел” тоже выполнена в холодных тонах. Почему? Удалось ли ему передать радостное весеннее настроение? Молодцы обе команды: действительно, всем авторам этих весенних пейзажей в теплых или холодных тонах, но удалось передать радостное ощущение пробуждающейся с приходом весны жизни.

Задание №3 Работа с лирическим произведением .

А сейчас мы послушаем стихотворение известного поэта XX-го века И. А. Бунина, нобелевского лауреата, с творчеством которого вы познакомитесь в старших классах. Обратите внимание на то, как поэт передает радостное ощущение весны.

Заранее подготовленный ученик читает стихи наизусть (слайд со стихотворением и приложение № 1)

Учитель: Замечательные строки о весне! Какую музыку вы услышали в этих строчках? (Музыку пробуждающейся природы: шум талой воды, крики грачей, петухов, дуновение ветра и даже “запах сада” и “талых крыш”). Что вам помогло услышать музыку весны в этом стихотворении? (Во-первых, художественно-выразительные средства: эпитеты “ласковое солнце”, “мягкий ветер” ,олицетворение “бушует полая вода”, метафора “грачей пролетные стада” и др. Во-вторых, быстрый, легкий, живой ритм стихотворения, передающий пробуждение природы весной и радостное, ликующее настроение лирического героя, которым он хочет поделиться с нами. В-третьих, звукопись – ассонанс на о-а-у , аллитерация на ш-ж-щ-з, передающие звуки тающего снега, журчащих ручьев, дуновения свежего ветра, кричащих птиц).

Учитель: Я рада, что вы услышали в стихотворении И. Бунина музыку Весны, ее “песни”. А самая первая песня Весны – это подснежник. Едва растают снега и появятся проталины, как он выставляет свой любопытный венчик и, раскачиваясь на тонком стебельке, начинает подпевать ручейкам. Они звенят, чтобы разбудить спящую природу. Прислушаемся к их звону-разговору.

Заранее подготовленные девочки в костюмах подснежников рассказывают: А ты знаешь, почему нас так называют и символом чего мы являемся? “Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор мы, подснежники, стали символом надежды и любви”[1]

А я знаю другую легенду про нас. “Как-то раз подснежник нарушил закон вечного царства зимы и пробился навстречу солнцу. Добрая волшебница-Весна захотела согреть его. Но налетел злобный ветер и швырнул в нее колючим кустом. Брызнула алая кровь и обагрила белые лепестки. Ожил цветок и стал с тех пор символом торжества добра над злом. И по сей день у молдаван принято дарить 1-ого марта женщинам белые и красные подснежники как символ счастья и любви”.[1 ]

Учитель: Какие красивые легенды рассказали нам девочки-подснежники! Да, подснежник – это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П. И. Чайковского, когда он жил в Клину, в Подмосковье, и мог наслаждаться в подмосковных лесах этим чудом природы. Окончив петербургскую консерваторию, Чайковский создает цикл фортепианных пьес “Времена года”. Каждая пьеса имеет название и поэтический эпиграф. Эпиграфом к музыкальной пьесе ”Подснежник” Чайковский выбрал строки поэта 19 в. А. Н. Майкова:

Голубенький, чистый подснежник цветок,
А подле сквозистой – последний снежок.
Последние слезы о горе былом
И первые грезы о счастье ином.

Задание № 4 “Рисование музыки”.

Сейчас, ребята, мы послушаем музыкальную пьесу П. И. Чайковского “Подснежник”. Попробуйте передать при помощи красок на своих рисунках то, что вы услышите в музыке композитора.

Слушание музыкального фрагмента и выполнение учениками задания. Команды представляют свои работы.

Учитель: Молодцы! Чувствуется, что вы умеете не только слушать музыку, но и видеть ее.

Задание № 5 Творческая мастерская (работа по подбору художественно- выразительных средств).

а) кто за одну минуту подберет больше эпитетов к слову “подснежник”?

б) к словам, полученным на карточках, нужно подобрать сравнение, по которому ваши соперники должны отгадать данное слово.(например, говорливый и игривый, как ребенок - ручеек )

в) полученные на карточках простые нераспространенные предложения нужно распространить при помощи художественно-выразительных средств.

г) представители команд пройдут к компьютерам, откроют папку с заданием по литературе и будут соревноваться с мастером слова, знатоком русской природы Ф. Тютчевым. В текст его стихотворения “Весенние воды”, который дан с купюрами, вы должны вставить художественно-выразительные средства. У кого получится лучше: у вас или у поэта?

По окончании работы ребята зачитывают составленные предложения и отредактированные тексты стихотворения Ф.Тютчева.

Учитель: Молодцы, ребята! У вас получается не хуже мастеров слова, вы тоже чувствуете красоту природы. Увидеть красоту природы помогает и песня русского композитора Георгия Струве, который сочинил музыку на стихи Ирины Ивановой. Давайте исполним его песню” Я хочу увидеть музыку”.

Хор учеников исполняет песню.

Подведение итогов.

Учитель: Так можем ли мы увидеть музыку? А услышать музыку произведения живописи? А можем ли мы услышать музыку стихотворения? А увидеть картину природы в стихотворении? А что помогает нам увидеть и услышать то, о чем мы читаем в лирическом произведении, почувствовать настроение и красоту его, услышать его музыку? (Художественно-выразительные средства, ритм и рифма).

Определение Гоголя образного строя речи как “картинной живописи слова” прекрасно характеризует произведения лирики: в них действительно создаются, благодаря мастерству поэтов, живописные картины природы. Но великий писатель говорил про образный строй не только стихотворной, но и прозаической речи. Поэтому, давая определение стихотворной речи, используемой в лирике, необходимо внести дополнения. Какое же оно, стихотворное слово? (Стихотворное слово не только живописно, но и удивительно музыкально!) Следовательно, что свойственно такому роду литературы как лирика? (Наличием ритма, рифмы и, наоборот, отсутствие ярко выраженных событий и четко нарисованных героев). Правильно, главное в лирике – это чувства, настроения и переживания лирического героя, переданные в слове.

Подошел к концу наш урок. Сегодня на уроке вы попробовали себя и в роли художников, и в роли музыкантов, и в роли поэтов. (Дома вы тоже “пробовали свое перо” – результаты ваших поэтических опытов на тему весны представлены на стенде). Что же, по-вашему, объединяет их всех в создании произведений искусства? Правильно, умение видеть и чувствовать красоту природы и самого ее поэтичного времени года - весны. Не случайно и поэтов, и писателей, и композиторов, и художников называют одинаково - Художниками, Творцами.

Приложение

Литература: Родная природа. Часть 2 Весна. Лето. Учебное пособие по природоведению, литературе и внеклассному чтению. Сост. В. Касаткина, Ж. Сафонова, Изд-во “ДЕКОМ” Нижний Новгород, 1997.