Цели:
- закрепить знания учащихся по лирике, используя взаимосвязь разных видов искусства;
- развивать навыки целостного восприятия произведения искусства, речь и творческие способности учащихся;
- попытаться пробудить в душах учащихся чувство преклонения перед прекрасным.
Класс заранее делится на 2 группы. Каждая группа имеет своего капитана, название (например, “Ручейки”, “Солнышко”), эмблему.
Оформление урока:
- Презентация в программе Microsoft Power Point (иллюстрации картин И.И. Левитана, А.К. Саврасова, С. Герасимова, стихотворения Ф. Тютчева, И. Бунина).
- Запись музыкальных фрагментов произведений композиторов А. Вивальди, П. Чайковского.
- Выставка работ учащихся (стихотворения собственного сочинения о весне с иллюстрациями).
Ход урока
Вступительное слово учителя: Тема нашего урока – ” Картинная живопись слова ”. Так писатель XIX в. Н.В. Гоголь сказал о выразительном, образном строе речи, создаваемом мастерами слова в своих произведениях для того, чтобы мы смогли увидеть и услышать то, о чем читаем. Сегодня на уроке, опираясь на взаимосвязь разных видов искусства, мы обобщим наши знания об одном из самых выразительных и поэтичных родов литературы – о лирике, а также будем учиться целостному восприятию произведений искусства, будем учиться понимать и ценить прекрасное. А посвятим мы наш урок весне, одному из самых поэтичных времен года, воспетых в разных видах искусства. Работать мы будем по группам. Капитанов я прошу представить свои команды.
Представление команд.
Учитель: Вспомним, как возникло название рода литературы “лирика”? (В древности стихи исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента – лиры. Вот почему стихи так музыкальны). А как создается музыка стихотворения? (Когда звуки слов соединяются с ритмом, передающим настроение лирического героя, и рифмой). А с помощью чего еще передается настроение в стихотворении? (С помощью художественно- выразительных средств: сравнений, метафор, эпитетов, олицетворений). Получается, что чтобы проникнуть во внутренний мир поэта, понять его душу, необходимо научиться вслушиваться в слово, в музыку стихотворения. А помогут нам в этом такие виды искусства, как живопись и музыка.
Задание № 1 Словесное описание музыки.
Я предлагаю вам, ребята, послушать музыкальный фрагмент из Концерта №1 для скрипки с оркестром “Весна” итальянского композитора Антонио Вивальди, первым создавшим концертный цикл, посвященный всем временам года. Концерт № 1 состоит из 3-х частей. Послушаем третью часть и подумаем, какие картины природы можно представить, слушая эту музыку.
Звучит музыка А. Вивальди.
Представители команд описывают возникшие в их воображении картины весенней природы, используя художественно-выразительные средства.
Учитель: А вы знаете, ребята, что А. Вивальди не только талантливый композитор, но и замечательный поэт! К своей музыке он сочинял сонеты, которые точно воспроизводили картины природы и его настроение при их созерцании? Послушайте его сонет” Весна” и сравните стихотворные строки Вивальди со своими ответами. У какой же команды описание музыки получилось более похожим на описание самого автора?
Заранее подготовленный ученик читает сонет (см. приложение № 1)
Учитель: Когда я слушала стихи А. Вивальди, мне вспомнились строчки русского поэта 19-ого века Алексея Жемчужникова:
Весна! Весна по всем приметам,
Куда теперь я ни взгляну.
Весна с улыбкой и приветом…
Затем жить стоит в мире этом,
Чтоб видеть русскую Весну!
Поговорим о русской весне… Поэзия и музыка, которые звучат в стихах А. Жемчужникова, находят отражение и на живописных полотнах русских художников (слайды с иллюстрациями картин).
Задание №2 Словесное описание произведений живописи. Представители команд отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Обратите внимание, ребята, на известную картину И. И. Левитана” Март”. Не правда ли, на нас сразу повеяло весной? Что художник изобразил на этой картине и почему она так называется? Какие краски использовал художник? А что изображено на другой его картине “Весна. Большая вода.”? Краски каких тонов преобладают на этой картине? А вот перед вами один из шедевров русской живописи – картина А. К.Саврасова “Грачи прилетели”. Какой видит весну художник, в отличие от Левитана? Почему он использует для изображения весны краски холодных тонов? Картина художника XX-го века С. Герасимова “Лед прошел” тоже выполнена в холодных тонах. Почему? Удалось ли ему передать радостное весеннее настроение? Молодцы обе команды: действительно, всем авторам этих весенних пейзажей в теплых или холодных тонах, но удалось передать радостное ощущение пробуждающейся с приходом весны жизни.
Задание №3 Работа с лирическим произведением .
А сейчас мы послушаем стихотворение известного поэта XX-го века И. А. Бунина, нобелевского лауреата, с творчеством которого вы познакомитесь в старших классах. Обратите внимание на то, как поэт передает радостное ощущение весны.
Заранее подготовленный ученик читает стихи наизусть (слайд со стихотворением и приложение № 1)
Учитель: Замечательные строки о весне! Какую музыку вы услышали в этих строчках? (Музыку пробуждающейся природы: шум талой воды, крики грачей, петухов, дуновение ветра и даже “запах сада” и “талых крыш”). Что вам помогло услышать музыку весны в этом стихотворении? (Во-первых, художественно-выразительные средства: эпитеты “ласковое солнце”, “мягкий ветер” ,олицетворение “бушует полая вода”, метафора “грачей пролетные стада” и др. Во-вторых, быстрый, легкий, живой ритм стихотворения, передающий пробуждение природы весной и радостное, ликующее настроение лирического героя, которым он хочет поделиться с нами. В-третьих, звукопись – ассонанс на о-а-у , аллитерация на ш-ж-щ-з, передающие звуки тающего снега, журчащих ручьев, дуновения свежего ветра, кричащих птиц).
Учитель: Я рада, что вы услышали в стихотворении И. Бунина музыку Весны, ее “песни”. А самая первая песня Весны – это подснежник. Едва растают снега и появятся проталины, как он выставляет свой любопытный венчик и, раскачиваясь на тонком стебельке, начинает подпевать ручейкам. Они звенят, чтобы разбудить спящую природу. Прислушаемся к их звону-разговору.
Заранее подготовленные девочки в костюмах подснежников рассказывают: А ты знаешь, почему нас так называют и символом чего мы являемся? “Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор мы, подснежники, стали символом надежды и любви”[1]
А я знаю другую легенду про нас. “Как-то раз подснежник нарушил закон вечного царства зимы и пробился навстречу солнцу. Добрая волшебница-Весна захотела согреть его. Но налетел злобный ветер и швырнул в нее колючим кустом. Брызнула алая кровь и обагрила белые лепестки. Ожил цветок и стал с тех пор символом торжества добра над злом. И по сей день у молдаван принято дарить 1-ого марта женщинам белые и красные подснежники как символ счастья и любви”.[1 ]
Учитель: Какие красивые легенды рассказали нам девочки-подснежники! Да, подснежник – это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П. И. Чайковского, когда он жил в Клину, в Подмосковье, и мог наслаждаться в подмосковных лесах этим чудом природы. Окончив петербургскую консерваторию, Чайковский создает цикл фортепианных пьес “Времена года”. Каждая пьеса имеет название и поэтический эпиграф. Эпиграфом к музыкальной пьесе ”Подснежник” Чайковский выбрал строки поэта 19 в. А. Н. Майкова:
Голубенький, чистый подснежник цветок,
А подле сквозистой – последний снежок.
Последние слезы о горе былом
И первые грезы о счастье ином.
Задание № 4 “Рисование музыки”.
Сейчас, ребята, мы послушаем музыкальную пьесу П. И. Чайковского “Подснежник”. Попробуйте передать при помощи красок на своих рисунках то, что вы услышите в музыке композитора.
Слушание музыкального фрагмента и выполнение учениками задания. Команды представляют свои работы.
Учитель: Молодцы! Чувствуется, что вы умеете не только слушать музыку, но и видеть ее.
Задание № 5 Творческая мастерская (работа по подбору художественно- выразительных средств).
а) кто за одну минуту подберет больше эпитетов к слову “подснежник”?
б) к словам, полученным на карточках, нужно подобрать сравнение, по которому ваши соперники должны отгадать данное слово.(например, говорливый и игривый, как ребенок - ручеек )
в) полученные на карточках простые нераспространенные предложения нужно распространить при помощи художественно-выразительных средств.
г) представители команд пройдут к компьютерам, откроют папку с заданием по литературе и будут соревноваться с мастером слова, знатоком русской природы Ф. Тютчевым. В текст его стихотворения “Весенние воды”, который дан с купюрами, вы должны вставить художественно-выразительные средства. У кого получится лучше: у вас или у поэта?
По окончании работы ребята зачитывают составленные предложения и отредактированные тексты стихотворения Ф.Тютчева.
Учитель: Молодцы, ребята! У вас получается не хуже мастеров слова, вы тоже чувствуете красоту природы. Увидеть красоту природы помогает и песня русского композитора Георгия Струве, который сочинил музыку на стихи Ирины Ивановой. Давайте исполним его песню” Я хочу увидеть музыку”.
Хор учеников исполняет песню.
Подведение итогов.
Учитель: Так можем ли мы увидеть музыку? А услышать музыку произведения живописи? А можем ли мы услышать музыку стихотворения? А увидеть картину природы в стихотворении? А что помогает нам увидеть и услышать то, о чем мы читаем в лирическом произведении, почувствовать настроение и красоту его, услышать его музыку? (Художественно-выразительные средства, ритм и рифма).
Определение Гоголя образного строя речи как “картинной живописи слова” прекрасно характеризует произведения лирики: в них действительно создаются, благодаря мастерству поэтов, живописные картины природы. Но великий писатель говорил про образный строй не только стихотворной, но и прозаической речи. Поэтому, давая определение стихотворной речи, используемой в лирике, необходимо внести дополнения. Какое же оно, стихотворное слово? (Стихотворное слово не только живописно, но и удивительно музыкально!) Следовательно, что свойственно такому роду литературы как лирика? (Наличием ритма, рифмы и, наоборот, отсутствие ярко выраженных событий и четко нарисованных героев). Правильно, главное в лирике – это чувства, настроения и переживания лирического героя, переданные в слове.
Подошел к концу наш урок. Сегодня на уроке вы попробовали себя и в роли художников, и в роли музыкантов, и в роли поэтов. (Дома вы тоже “пробовали свое перо” – результаты ваших поэтических опытов на тему весны представлены на стенде). Что же, по-вашему, объединяет их всех в создании произведений искусства? Правильно, умение видеть и чувствовать красоту природы и самого ее поэтичного времени года - весны. Не случайно и поэтов, и писателей, и композиторов, и художников называют одинаково - Художниками, Творцами.
Литература: Родная природа. Часть 2 Весна. Лето. Учебное пособие по природоведению, литературе и внеклассному чтению. Сост. В. Касаткина, Ж. Сафонова, Изд-во “ДЕКОМ” Нижний Новгород, 1997.