Цель:
- раскрыть основные проблемы, поднимаемые автором в рассказах;
- показать нравственную красоту главного героя, знающего истинную цену хлебу в противопоставлении с миром жадности, душевной черствости, равнодушия;
- воспитывать основные нравственные ценности: доброту, чуткость, сострадание, любовь, порядочность, уважение к хлебу и людям, выращивающим его.
Оборудование: презентация о В.А Солоухине, запись песни “Хлеб - всему голова”, иллюстрации обучающихся к рассказам, стихотворения о хлебе, каравай хлеба на вышитом рушнике.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Звучит песня “Хлеб - всему голова”.
- Начали мы урок с известной песни “Хлеб – всему голова”. И это неслучайно, потому, что среди сотни тысяч слов в русском языке наиболее важными являются Родина, мать, земля, хлеб. Есть только одно слово, которое равнозначно этим словам,– жизнь.
С древнейших времен к этому продукту относились по-особому. Хлеб сравнивали с самой жизнью, о нем говорили, как о живом существе, — кормилец.
Жизнь человечества немыслима без хлеба. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни пышное праздничное застолье.
Этот ценнейший продукт стал вечным символом благополучия и достатка.
“Хлеб – всему голова”, “Хлеб – основа всей жизни”, - так гласит народная мудрость. Даже в главной молитве, обращенной к Богу, “Отче наш” говорится: “Хлеб наш насущный дай нам на сей день”.
В народе существует особое понятие ценности хлеба – нравственное. Ведь хлеб не просто растит человека, он испытывает каждого из нас на стойкость и мужество, на чуткость и сострадание. Хлеб определяет ценность человеческих поступков.
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока станут слова Расула Гамзатова: “Хлеб – это жизнь. Он вечен, как мать, как Родина”.
И наш сегодняшний урок – это разговор о том, какой должна быть истинная цена хлеба и как по-разному относятся герои рассказов В.А. Солоухина к нему.
Пусть этот урок будет для нас уроком мужества и доброты, милосердия и порядочности.
II. Поэтическая пятиминутка.
- Разговор о хлебе мы начнем с поэтической пятиминутки. Послушайте стихотворения.
1)
Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он – смех детей,
Он – радость мирных дней.
Он наших городов и сёл мечта,
Он - пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни
за него отдал.
Растите хлеб!
Мы за него страдали,
И долгими ночами на полях,
Как мать над сыном,
Мы над ним не спали.
Растите хлеб -
Историю страны.
Растите хлеб-
Грядущую опору.
Дороже он, чем всех сокровищ
горы.
Он - наша жизнь,
А жизни нет цены.
Абдул Мирзаев
2) Написано много о хлебе,
Который всему голова.
О хлебе насущном не смолкнет
Вовеки людская молва.
В нем пот, перемешанный с солью,
В нем труд от зари до зари,
В нем жизнь для живущих на свете
От края до края земли.
Кусочек бесценного хлеба
Порою от смерти спасал.
За хлебную русскую ниву
Народ свою жизнь отдавал.
И потому колос хлебный
Лишь с золотом можно сравнить,
Лишь с хлебом решим мы задачу:
Быть сильными нам, иль не быть.
Обычай прекрасный в России
Гостей хлебом – солью встречать,
И ароматною сдобой
На пышном пиру угощать.
Хлеб – символ богатства и силы
Хлеб – золото русских полей,
Хлеб – слава труду хлебороба,
Хлеб – гордость России моей.
Зоя Воронина
- О чем эти стихотворения? Какова основная мысль?
III. Работа в группах.
1 группа приготовила презентацию о писателе В.А. Солоухине и его творчестве. (Работа с презентацией).
2 группа познакомит с кратким содержанием рассказа В.А. Солоухина “Каравай заварного хлеба”.
3 группа познакомит нас с содержанием рассказа В.А. Солоухина “Мошенники”.
IV. Обсуждение рассказа “Каравай заварного хлеба”.
1. Как вы понимаете смысл заглавия рассказа “Каравай заварного хлеба”?
2. Как жили студенты в военные годы? Прочитайте начало рассказа.
3. Кто знает, что такое военный хлеб?
(Послушайте сообщение ученика.)
Цену хлебу молодое поколение узнало в войну. Хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – остаться без хлеба на месяц. Нормы были маленькие, хлеб некачественный, но все-таки хлеб.
Никогда никому не забыть блокадный ленинградский хлеб. Чёрный кусочек блокадного хлеба, 125-граммовый кусочек из жмыха, отрубей, целлюлозы, отбойной пыли. Таков был дневной паек для осажденного фашистами города. А людям нужно было жить, работать, чтобы победить врага.
4. Как питались студенты?
“Конечно, может быть, мы не так дорожили бы каждой молекулой тепла, если бы наши харчишки были погуще. Но шла война, на которую мы, шестнадцатилетние и семнадцатилетние мальчишки, пока еще не попали. По студенческим хлебным карточкам нам давали четыреста граммов хлеба, который мы съедали за один раз. Наверное, мы еще росли, если нам так хотелось есть каждый час, каждую минуту и каждую секунду.
На базаре буханка хлеба стоила девяносто рублей - это примерно наша месячная стипендия. Молоко было двадцать рублей бутылка, а сливочное масло - шестьсот рублей килограмм. Да его и не было на базаре, сливочного масла, оно стояло только в воображении каждого человека как некое волшебное вещество, недосягаемое, недоступное, возможное лишь в романтических книжках”.
5. Как относились студенты к Мишке Елисееву? И почему? Ответ подтвердите примерами из текста.
6. Зачитайте и сравните описание внешности Мишки с внешностью других ребят. Как вы можете его охарактеризовать?
“Красная, круглая харя Мишки с маленькими голубыми глазками, запрятанными глубоко в красноте, лоснилась и цвела, в то время как, например, Генка Перов был весь синенький и прозрачный, и даже я, наиболее рослый и крепкий подросток, однажды, резко поднявшись с койки, упал от головокружения.
Свои припасы Мишка старался истреблять тайком, так, чтобы не дразнить нас”.
7. Почему главный герой рассказа решил отправиться в родную деревню за сорок пять километров?
“К празднику Конституции присоединилось воскресенье, и получилось два выходных дня. Тут-то я и объявил своим ребятам, что пойду к себе в деревню и что уж не знаю, удастся ли мне принести ветчины или сметаны, но черный хлеб гарантирую. Ребята попытались отговорить меня: далеко, сорок пять километров, транспорт (время военное) никакой не ходит, на улице стужа и как бы не случилось метели. Но мысль оказаться дома уже сегодня так овладела мной, что я после лекций, не заходя в общежитие, отправился в путь.
Это был тот возраст, когда я больше всего любил ходить встречать ветра. И если уж нет возможности держать против ветра все лицо, подставишь ему щеку, вроде бы разрезаешь его плечом, и идешь, и идешь... И думаешь о том, какой ты сильный, стойкий; и кажется, что обязательно видит, как ты идешь, твоя однокурсница, легкомысленная, в сущности, девочка Оксана, однако по взгляду которой ты привык мерить все свои поступки.”
8. Какие трудности пришлось испытать герою рассказа на пути в родную деревню? (Чтение эпизода заранее подготовленным учеником). “Пока я шел по шоссе, автомобили догоняли меня…)
- Ну, бывай здоров! Не падай духом...”.
9. Расскажите о случайном попутчике, кого он напоминал?
10. Что спасло героя и не дало ему замерзнуть в этой заснеженной ночи?
11. Как выбирал главный герой избу, чтобы попроситься на ночлег? “Приглядевшись к избам и деревьям, к порядку домов, я понял, что грузовик либо увез меня дальше, чем мне нужно, либо куда-нибудь в сторону, потому что деревня, в которой я очутился, была мне совершенно незнакома. Значит, не было у меня выхода, как стучаться в одно из черных окон в надежде, что затеплится оно красноватым огоньком коптилки, и проситься переночевать.
Все избы были мне одинаково незнакомы, все они были для меня чужие, но я зачем-то брел некоторое время вдоль деревни, как бы выбирая, в какую избу постучаться, и неизвестно почему свернул к одной из изб (ничем она не отличалась от остальных, разве что была похуже). Есть, должно быть, у каждой из русских изб эдакое свое "выражение лица", которое может быть либо суровым, либо жалким, либо добрым, либо печальным. Наверное, этим-то подспудным я и руководствовался, выбирая, в какое окно постучать. А может быть, просто понадобилось некоторое время, чтобы собраться с духом и окончательно утвердиться в мысли, что стучать придется неизбежно, так лучше уж не тянуть.
Сначала я постучал в дверь на крыльце, потом, осмелев, потюкал ноготком по морозному стеклу окна. Сквозь двойные рамы не доходило мое тюканье до нутра, до избяного тепла, а может быть, сливалось с шумом ветра и с разными метельными звуками”.
12.Инсценирование эпизода: “Встреча с доброй, отзывчивой тетей Машей”.
13. Расскажите о ее судьбе. (Заранее подготовленный ученик).
14.Удалось ли герою добраться до родного дома? Испекла ли ему мама заветный каравай заварного хлеба?
15. Каким был обратный путь героя?
“Переночевав дома ночь, положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился обратно во Владимир к своим друзьям в студеном, голодном общежитии.
Оказывается, виноваты были не одна только метель, не одно только то обстоятельство, что я из Владимира вышел, не поев как следует, и потому быстро обессилел. Оказывается, сами по себе сорок пять километров зимней дороги - нелегкое дело. Когда я прошел двадцать пять километров и вышел на асфальтированный большак и, таким образом, идти мне осталось двадцать километров, я был почти в таком же состоянии, как и в позапрошлую ночь в метель, когда, если бы не случайный грузовик, замерзать бы мне среди снежного поля.
Кроме того, я, должно быть, простудился за эти два дня, и теперь начиналась болезнь. Мне сделалось все безразлично. Какое бы интересное дело, ожидающее меня в будущем, ни вспомнилось, мне казалось оно теперь совсем неинтересным и скучным: не хочу летом купаться в реке, не хочу ходить на рыбалку, не хочу читать книги, не хочу в лесу жечь костер, не хочу ходить в кино и есть мороженое, безразлично мне даже, есть ли на свете Оксана, самая красивая со всего нашего курса синеглазая девчонка. Я давно заметил за собой, что если у меня пропадает интерес ко всему на свете, значит, я начинаю хворать.
Пройдя по асфальту километр, я почувствовал себя совсем плохо и стал поднимать руку тем редким, можно сказать, редчайшим грузовикам, которые время от времени догоняли меня. Некоторое развлечение состояло в том, чтобы считать эти проходящие грузовики и загадывать, который же из них возьмет меня с собой.
Остановился седьмой грузовик (к этому времени я пробрел еще три километра)”.
16. Удалось ли герою угостить драгоценным караваем хлеба своих товарищей? Почему? (Инсценирование диалога с шофером).
17. Как поступил герой с тумбочкой Мишки Елисеева после возвращения из дома? Как вы оцениваете его поступок?
18. Какие нравственные качества ценит автор в людях?
19. Какова основная идея рассказа “Каравай заварного хлеба”?
V. Обсуждение рассказа В.А. Солоухина “Мошенники”.
– В рассказе В.А. Солоухина “Каравай заварного хлеба” мы увидели нравственную красоту главного героя, который перенес столько страданий. Он ради своих товарищей отправился в далекий путь за караваем драгоценного хлеба, которого не суждено было отведать студентам, да и самому герою. А также мы увидели душевную черствость других героев рассказа: Мишки Елисеева, который по ночам ел и хлеб с ветчиной, и масло; шофера, забравшего себе каравай.
Совсем по-другому ведут себя юноши в рассказе “Мошенники”.
1. Какая мысль пришла в голову героям данного рассказа?
2. Почему они “пошли” на сделку со своей совестью?
3. Как вы понимаете слова рассказа: “Праздность является матерью всех пороков”? В чем их смысл? Докажите, подтвердив примером из текста.
4. Может ли в человеке рядом сосуществовать высокое и низкое? Объясните, прочитав данный отрывок.
“Немудреный репертуар областного театра мы переслушали весь (там шли три оперы), и, пожалуй, больше всего меня теперь удивляет, как могли тогда в нас соединиться впервые проснувшаяся тяга к искусству и первое (слава богу, что последнее!) мелкое, грязное мошенничество”.
5. Какие разговоры о хлебе среди практикантов подтолкнули их на мошенничество? О чем они мечтали, если бы у них появились излишки хлеба?
- Если бы хлебца побольше, - мечтательно начинал кто-нибудь из нас, жить бы можно... Во-первых, оставалось бы к вечеру. Хотя бы с солью. Во-вторых, утром тюря была бы гуще. В-третьих, на базаре можно обменять на масло, а масло вылить в тюрю. Эх, да что и говорить! Известно - хлеб всему голова и основа. (Стоит заметить, что про хлеб мы не пели наподобие оперы.)
6. Как завладела практикантами идея Яшки Звонарева?
7. В чем состояла нелепость данного поступка ребят?
8. Раскрылся ли обман?
9. Как отреагировали на мошенничество женщины в столовой и почему?
10. Что чувствовали практиканты, когда их обман был раскрыт?
11. “Только сейчас, спустя двадцать лет, я подумал о том, что мы ушли тогда из столовой, не сказав спасибо ни черноглазой девушке-подавальщице, ни пожилой женщине на раздаче, с безнадежно усталыми, военного времени глазами”, - так заканчивается рассказ.
За что должны были быть благодарны ребята этим женщинам?
VI. Подведение итогов урока.
- Ребята, война – трудное время испытаний не только на поле боя, но и в тылу, в повседневной жизни. Вот с такими трудностями и столкнулись главные герои, но одни из них показали пример порядочности и чистоты, а другие – подлости и обмана.
Хочется напомнить строчки из стихотворения С. Острового:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженное солнце достать
И подарить его людям.
В.А. Солоухин своими рассказами подчеркнул, что в жизни можно жить по-разному, руководствуясь разными жизненными принципами. Одни живут для себя, другие - все отдают людям.
Наш урок подходит к концу. Я надеюсь: он заставил вас задуматься о многом. И вы напишите в своих отзывах об уроке. Я думаю, что вы сумеете по-новому оценить свои поступки, себя, научитесь с уважением и любовью относиться к людям, к труду тех, кто создает хлеб – основу всей жизни. Пусть в каждом доме на столе всегда будет каравай душистого хлеба, символизирующий жизнь, мир, счастье. “Хлеб – имя существительное, и обращаться с ним должно на Вы”.
VII. - А сейчас обратимся к стенду, на котором размещены ваши иллюстрации к прочитанным рассказам В.А.Солоухина. Вы, наверное, узнали героев этих произведений? А также вы видите на расшитом рушнике каравай хлеба.
- Заканчивая наш урок, мы по русской традиции угостим всех караваем хлеба. “Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его разделяют в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем”, - сказал французский летчик А. де Сент-Экзюпери. И это действительно так, потому что люди преломляют его за общей трапезой.
Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, мерилом нравственных качеств человека. Живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным.