Урок нравственности. Урок-призыв
Цели:
- Образовательная: научить детей произносить добрые слова, совершать хорошие поступки, то есть совершать поступки, служащие для блага всех, что будет способствовать ненасилию; дать возможность детям запомнить ценности, которым его учат.
- Воспитательная: воспитать у детей толерантность и положительное отношение к окружающему миру. Развивать активную гражданскую позицию, довести до философского понимания данную тему: чтобы изменить этот мир, необходимо начать с себя.
- Развивающая: развитие воображения, умение слушать и концентрировать внимание; способствовать развитию хорошего характера. Обратить внимание учащихся на определение ситуаций, изображенных писателем, вникнуть в их смысл, почувствовать биение авторской мысли, любовь, тревогу, призыв.
Проблема урока: КОГДА ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ?
Методы и приемы:
- Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ учителя, выразительное чтение отрывков из текстов, защита своих работ и др.).
- Репродуктивный (применение знаний на практике).
- Частично-поисковый.
- Исследовательский.
- Проблемный (через проблемные ситуации, домашнее задание).
Музыкальное оформление: Музыка «Океанский рассвет»,
Эпиграфы:
Человек - сын природы. В.А.Сухомлинский.
Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо. М.Пришвин.
Быть человеком - значит чувствовать свою ответственность. Антуан де Сент-Экзюпери.
Есть просто храм, есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
ХОД УРОКА
Звучит музыка, настрой на урок:
Добрый день. Пусть он будет для вас светлым и добрым до самого вечера. Пусть несет вам радость и свет. Закройте глаза, сядьте удобно. Представьте свет, он становится сильнее и ярче.
Сосредоточьтесь на сердце. В этот момент подумайте: «Когда есть свет, темноты не существует. Я буду думать только хорошо. Я весь окружен Любовью и Миром». Оставайтесь погруженными в этот свет...
I. Вступительное слово учителя
- Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? - спросили философа афиняне.
- Я ищу человека, - ответил он.
--Кого? Меня? Его?
- Я ищу Человека, - повторил мудрец.
А другой древнегреческий ученый Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно.
- Как вы думаете, какой смысл вложен в эти предания?
(Ответы учащихся:........)
Учитель: Люди издревле мечтали о совершенном человеке. Но эта мечта пока не осуществлена.
Путь к исключению, искоренению зла в себе не найден. В мире много грустного, горького, гадкого. Вспомните стихотворение, которое мы читали с вами на прошлом уроке (домашнее задание – по стихотворению Заболоцкого)
ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФАМ УРОКА
Беседа с учащимися.
Но не таков человек. Он наступает на природу, рушит, губит, уничтожает, не думая о последствиях.
- Что нужно сделать, чтобы человек и природа находились в гармонии? - Нужно, чтобы человек стал Человеком.
- А когда, по-вашему, человек становится Человеком? (размышления, ответы…)
Хочешь изменить этот мир, НАЧНИ С СЕБЯ! Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу. ЦЕЛЬ урока - вместе с поэтом постараться понять, когда человек становится ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ?
Обратимся к тексту. Он представлен необычно: перед вами «рассыпанные» части одного из произведений этого автора.
Необходимо восстановить авторский текст, раскрыть авторское послание, рекомендацию; придумать интересный заголовок; по ходу чтения восстановить пропущенные строки, согласуя их содержание со смыслом текста. Текст записан следующим образом:
1. Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
2. Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя безжалостно сорвет.
3. Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
4. Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана ……………………….
5. А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она.
6. Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
2. Погружение в текст. Диалог с автором.
- Для того чтобы восстановить авторский текст, важно расположить «рассыпанные» части так, чтобы в них последовательно раскрывалась тема и основная мысль.
Прочитайте «рассыпанный» текст про себя. Можно ли догадаться, о чем говорит автор? (О человеческой душе.)
- Таким образом, тема этого текста - человеческая душа. Найдите часть, в которой употребляется слово «душа». Прочитайте ее.
Учащиеся читают ч. 3 «рассыпанного» текста.
- Какой по порядку должна стоять эта часть? (Данная часть должна стоять на первом месте.) Обозначьте ее цифрой 1.
- Каково лексическое значение слова «душа»? Однозначным или многозначным является это слово?
(Душа - это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа-человек - это добрый человек. Слово является многозначным.)
- Проверим правильность ваших ответов по толковому словарю. (Толкование данного слова читает учитель или заранее подготовленный ученик).
- Внутренний психический мир человека, его сознание.
- То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.
- Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо.
- В старину: крепостной крестьянин.
- О человеке (в устойчивых сочетаниях).
- В каком значении слово «душа» употреблено в тексте? (Оно употреблено в первом значении и означает внутренний мир человека.)
- Прямым или переносным является это значение? (Прямым.)
- Для чего «душа обязана трудиться»? Найдите, как об этом говорит автор. («Чтоб воду в ступе не толочь».)
- Объясните значение этого выражения. В прямом или переносном значении оно употреблено в тексте? (Это значит заниматься ненужным, бесполезным делом, не дающим никаких результатов, бесцельно, зря тратить время. Это выражение употреблено в тексте в переносном значении.)
- Проследим, как раскрывается основная мысль в остальных частях «рассыпанного» текста.
- Каким образом необходимо, по мнению автора, «не позволять душе лениться»? Что для этого должен делать человек? Прочитайте эти части.
(Учащиеся читают ч. 1 и 6 «рассыпанного» текста.) Обозначьте последовательность частей авторского текста.
- Какое лексическое значение имеют слова «ухаб», «бурелом»? (Ухаб - выбоина на дороге; бурелом - лес, поваленный бурей.)
- Найдите и подчеркните в этих частях слова и выражения, в которых раскрывается основная мысль текста, то есть что нужно делать для того, чтобы не позволять душе лениться? (Ученики подчеркивают и называют такие слова и выражения, как «гони», «тащи», «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды».
- В каком значении употреблены эти слова и выражения? (В переносном значении.)
- Какой смысл вложил автор в эти слова? («Гони», «тащи» - значит, надо заставлять себя преодолевать трудности, препятствия; «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды» - значит, надо держать себя в строгости, не разрешать себе расслабляться.)
- Почему так важно не позволять душе расслабляться? Найдите часть текста, в которой дается ответ на этот вопрос и которая должна быть следующей в структуре текста. (Учащиеся называют и читают ч. 2 «рассыпанного» текста и определяют ее место в общей структуре).
- В чем заключается смысл выражения «дать поблажку»? Проверьте свою догадку по словарю. (Это значит позволить расслабиться, оказать кому-нибудь снисхождение.)
- Что произойдет с человеком, который решит дать себе поблажку? Подтвердите свое мнение словами из текста. («Она последнюю рубашку с тебя безжалостно сорвет».)
- В каком значении употреблено это выражение? Каков его смысл? (Выражение употреблено в переносном значении, и означает оно, что человек станет беспомощным, потеряет себя, свое лицо)
- Может ли человек исправить это положение? Найдите ответ на этот вопрос в тексте. (Ученики читают ч. 5 «рассыпанного» текста и определяют ее место в общей структуре.
- Объясните значение выражений «хватай за плечи», «учи и мучай», «жить по-человечьи». (Держи душу в строгости, не позволяй ей ничего лишнего, добивайся от нее пользы; живи как настоящий человек вместе со своей душой, то есть по-справедливому, разумно, не как животное.)
- Можно ли догадаться, какая часть по смыслу будет последней? Почему?
Докажите. (Четвертая часть «рассыпанного» текста по смыслу является последней, потому что в ней подводится итог стихотворения, раскрывается замысел автора.) Прочитайте эту часть про себя.
- Можно ли по двум начальным строкам этой части сказать, как автор относится к своей душе? (С одной стороны, автор строг к своей душе, а с другой - относится к ней по-хорошему, по-доброму, жалеет ее.)
- Поставьте знак «+» над словами, передающими положительное, доброе отношение автора к душе, и знак «-» над словами, передающими строгое отношение. Учащиеся отмечают знаком «+»слова «царица», «дочь»; знаком «-» - слова «рабыня», «работница».
- Всегда ли мы руководствуемся этими правилами в жизни? Почему не всегда просто этому следовать?
(Не всегда, потому что нет таких правильных людей; потому что мы иногда устаем или не хотим что-нибудь делать или думать.)
- Найдите среди этих слов антонимы. (Рабыня - царица, работница - дочь.)- Найдите среди этих слов синонимы. (Рабыня - работница, царица - дочь.)
- Нам необходимо восстановить последние строки лирического рассуждения. Какими они должны быть? Почему? Подумаем вместе. (Последние строки должны быть созвучными с первыми, так как по жанру это стихотворение.)- Прочитайте стихотворение про себя и придумайте такое окончание стихотворения, чтобы не нарушался авторский замысел. Запишите. («Она обязана трудиться, и ты обязан ей помочь», «Она обязана трудиться, но ни в коем случае не лениться», «Она обязана трудиться и день и ночь, день и ночь».)
- Какой заголовок вы придумали бы для этого стихотворения? («Душа», «Рабыня и царица», «Воспитание души», «Душа не ленится», «Наша душа».)
- Какими словами из текста можно назвать это стихотворение? Что отражено в этом названии? («Не позволяй душе лениться»; в названии отражена основная мысль стихотворения.)
- Проверим, насколько точно и правильно вы выполнили задание, сверив ваши варианты с авторским текстом. Учащиеся сверяют свои варианты с авторским текстом.
- Подготовьте выразительное чтение этого стихотворения, чтобы слушатели «услышали» жизненно важные советы, которые вы поняли, усвоили и передаете им.
- Умеет ли ваша душа трудиться? В чем это проявляется? (ответы детей.)
Учитель: Мысль о величии и важности человеческой души звучит в произведениях многих писателей и поэтов.
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя, - говорил Е.Евтушенко.
В.А.Сухомлинский сказал следующее: «Красота - это радость твоей жизни. Человек стал человеком, потому что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари; увидел и изумился в душе, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет человеческая красота.
Дом. задание
- Приведите примеры авторских афоризмов (кратких изречений), которые можно использовать как «советы по жизни».
- Опираясь на авторский текст, сформулируйте правила, по которым должен жить человек.