Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: познакомить учащихся с буквой П,п.
Задачи:
- Научить правильно употреблять термины и понятия по теме, выполнять звуковой анализ слов “печка”, “пушка”, соотносить свои действия с используемыми эталонами (алгоритмом звукового анализа, моделью качественной характеристики звука, понятием “твёрдые и мягкие согласные”).
- Способствовать формированию и развитию навыка чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами, развитию связной речи, фонематического слуха, творческого воображения.
- Воспитывать у учащихся чувство сотрудничества с учителем и одноклассниками, доброжелательность, чувство понимания и сопереживания чувствам других, любовь к чтению.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают буквы П, п; умеют употреблять термины и понятия по теме; выполнять звуковой анализ слов; читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного, эмоционально реагируют на события произведения В.Осеевой “Просто старушка” по вопросам учителя.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
- Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; логические – сравнение слов; составление слова по выделенным звукам.
- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
- Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: различают основные нравственно-этические понятия, оценивают свои и чужие поступки (“стыдно”, “честно”, “виноват”, “поступил правильно” и др.).
Программно-методическое обеспечение урока:
Оборудование к уроку:
- Компьютер
- Проектор
- Учебник “Букварь” (Автор: Л.Е.Журова, 1 часть)
Дидактический материал:
- Презентация к уроку
- Модели слов “печка” и “пушка”.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной задачи.
– Отгадайте загадку:
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка,
И зовут его ... (Петрушка).
– Сегодня Петрушка поведёт нас в страну Букварию, в которой мы познакомимся с новой буквой.
– Как просят воды? (“Пить, пить”.)
– Как пищат птенцы? (Пи-пи.)
– Как называют отца? (Папа.)
– Кто может назвать тему нашего урока? (Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.)
В это время пеликан
Прилетел из дальних стран.
Он разинул клюв широкий
И прочел такие строки:
– Пассажирский пароход
Прямо к пристани плывёт.
– Слов на букву п немало, –
Птичка пеночка сказала.
Г. Сапгир
– Какие звуки звучали чаще в этом стихотворении? (Звуки [п], [п’].) Достаточно ли полно мы знакомы с буквой п? Какую учебную задачу поставили перед собой? Что нужно сделать, чтобы решить эту задачу?
II. Открытие нового знания.
1. Звуковой анализ слов “печка”, “пушка”.
– Покажите Петрушке, как вы выполняете звукобуквенный анализ слов.
– Для начала рассмотрите схемы под рисунками. Подумайте, как правильно назвать картинки. (Печка, пушка.)
– Сравните звуки, на которые указывает стрелочка. ([п], [п’].)
2. Знакомство с буквой П, п.
– Какой буквой можно обозначить указанные звуки? (Буквой п.)
– На что похожа буква п?
– Замените фишки в схемах слов буквами п.
– Расскажите, как определить, сколько в слове слогов. (В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.)
– Определите, сколько слогов в слове “печка”. А в слове “пушка”? Произнесите эти слова по слогам.
– Назовите ударный слог в словах “печка”, “пушка”.
3. Игры со словами.
– Петрушка любит игру “Добавь новую букву”. Давайте сыграем.
Задание: вставьте букву п так, чтобы получилось новое слово.
Ушки – пушки. Река – репка. Очки – почки. Сор – спор. Щека – щепка. Шаги – шпаги.
– А теперь мы покажем Петрушке нашу игру “Живые звуки”.
Задания:
– Уберите буквы, которыми записаны одинаковые звуки слов. (к, а.)
– Уберите букву, которой записаны парные по твёрдости-мягкости согласные звуки (п), твёрдый согласный звук, мягкий согласный звук.
– Назовите оставшиеся буквы. (е, у.)
– Уберите и их.
– Выложите слово “поле”.
– Поднимите и покажите букву, которой обозначен звук [о].
– Покажите вторую гласную букву.
– Покажите букву, которой обозначен звук [п].
– Назовите вторую согласную букву.
– Покажите букву, которой обозначен звук [л]. (В слове есть звук [л’].)
– Назовите слова, для записи которых нам нужна будет заглавная буква П.
– Выложите слово “пила”.
– Что необходимо сделать, чтобы из этого слова получилось слово “пили”? (Заменить буквы.)
– Определите, чем эти слова отличаются по звуковому составу.
– Превратите слово “пили” в слово “пилит”.
– Чем различаются слова? (Количеством звуков и букв, местом ударения.)
– Превратите слово “пилит” в слово “пилот”. Чем различаются слова? (Третьими звуками, буквами и – о, местом ударения.)
4. Коллективная работа по учебнику.
– Прочитайте слова по столбикам.
– Прочитайте слова по строчкам.
– Прочитайте только те слова, в которых есть буква п.
– Прочитайте только те слова, в которых один слог.
– Прочитайте только те слова, в которых два слога.
– Среди всех слов найдите и прочитайте те, которые соответствуют модели:
Зелёная фишка | Красная фишка | Синяя фишка | Красная фишка |
– Попробуйте по схеме определить название игры:
п | Зелёная фишка | Красная фишка | Синяя фишка | Зелёная фишка | Красная фишка |
Ответ: прятки.
– Петрушка предлагает сыграть в игру “Прятки со словами”.
Задание: прочитайте слова, которые получаются при изменении одной буквы.
– Определите, сколько слогов в каждом слове.
Физкультминутка
III. Первичное закрепление..
1. Работа по учебнику (фронтальная). Чтение слов.
– Петрушка работать не любит, всё бы ему игры да развлечения. Вот и угодил в яму ошибок. Давайте его спасать.
– Прочитайте первую пару слов.
– Сравните эти слова. Определите, что у них общего. Чем они различаются?
– Как можно составить второе слово из первого? (Прочитать слово справа налево.)
– Прочитайте пары слов и проведите сравнение в каждой паре.
– Прочитайте последнее слово правого столбика так, чтобы ударение падало на первый слог, на второй слог.
– Что обозначают слова “помлки” и “полким”. (Помлки – это предметы мебели, полким – это воинская часть.)
– Рассмотрите слогоударные схемы и прочитайте только те слова, которые подходят к первой схеме. А ко второй схеме?
2. Работа с текстом.
– Прочитайте текст “Папа”.
– О какой профессии этот текст? (О плотнике.)
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы!
Это плотник делает
Рамы и полы.
– Какие ещё профессии начинаются на букву п? (Почтальон, повар, портной, парикмахер, педиатр, педагог, проводник, переводчик и др.)
3. Работа по учебнику в парах.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их поставить в чёткий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
– Составьте с помощью фишек и букв слово, выбирая нужные звуки из схем слов левого столбика.
– Проверьте работу, выбирая звуки из схем слов правого столбика.
– Назовите получившееся слово. (Павлин.)
Осуществляется показ иллюстрации.
– Петрушка так характеризует павлина:
Не царь – царёк,
Себя властью облёк,
На серенькую спину
Мантию накинул,
На мантии – алмазы,
Рубины да топазы,
На голове – венец,
А сам – глупец.
– А что вы знаете об этой птице?
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самостоятельное выполнение учащимися заданий на отработку нового способа действия по рабочей тетради “Я учусь писать и читать”; соотнесение с эталоном для самопроверки.
V. Включение в систему знаний (закрепление и обобщение).
1. Игра “Кто больше?”.
Петрушка.
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
– А вы можете сказать такое про себя? Давайте попробуем. Подберите слова со звуками [п], [п’]: на полу – плинтус, палас, паркет и др.; на потолке – лампа, побелка, паучок и др.
– Ребята, считайте количество слов со звуком [п], [п’].
Пламя, платье, пух, перо,
Поезд, пассажир, перрон,
Пряник, парусник, полёт,
Помидор, письмо, пилот. (13 слов.)
Т. Синицына
2. Чтение рассказа.
Первичное чтение.
– Познакомьтесь с рассказом В. Осеевой “Просто старушка”.
Повторное чтение.
Читающие ученики – подготовка к чтению по ролям (в группе).
Нечитающие ученики – выделение слов в тексте, которые могут прочитать.
– Эта работа так понравилась Петрушке, что он решил подарить вам “секретные” слова. Прочитайте эти слова сначала слева направо, а потом справа налево.
– Что вы заметили? (Слова остались теми же.)
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Петрушка исчез, а буква П осталась.
Для родного словаря
Постаралась П не зря!
Попугай, петух и пёс,
Персик, праздник, пылесос,
Пенка, плач, пурга и птица,
Буква П нам будет сниться!
Т.Синицына
– Что нового узнали на уроке?
– Дайте характеристику новым звукам.
– Какие трудности довелось испытать? В какой деятельности, в выполнении каких заданий сомневаетесь, чувствуете себя неуверенными?
– Доскажите словечко...
Веселятся Коля, Лена.
Это значит – ... (перемена).