Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой П,п"

Разделы: Русский язык, Литература


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: познакомить учащихся с буквой П,п.

Задачи:

  • Научить правильно употреблять термины и понятия по теме, выполнять звуковой анализ слов “печка”, “пушка”, соотносить свои действия с используемыми эталонами (алгоритмом звукового анализа, моделью качественной характеристики звука, понятием “твёрдые и мягкие согласные”).
  • Способствовать формированию и развитию навыка чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами, развитию связной речи, фонематического слуха, творческого воображения.
  • Воспитывать у учащихся чувство сотрудничества с учителем и одноклассниками, доброжелательность, чувство понимания и сопереживания чувствам других, любовь к чтению.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают буквы П, п; умеют употреблять термины и понятия по теме; выполнять звуковой анализ слов; читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного, эмоционально реагируют на события произведения В.Осеевой “Просто старушка” по вопросам учителя.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; логические – сравнение слов; составление слова по выделенным звукам.
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
  • Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: различают основные нравственно-этические понятия, оценивают свои и чужие поступки (“стыдно”, “честно”, “виноват”, “поступил правильно” и др.).

Программно-методическое обеспечение урока:

Оборудование к уроку:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Учебник “Букварь” (Автор: Л.Е.Журова, 1 часть)

Дидактический материал:

  • Презентация к уроку
  • Модели слов “печка” и “пушка”.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной задачи.

– Отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка,
И зовут его ... (Петрушка).

– Сегодня Петрушка поведёт нас в страну Букварию, в которой мы познакомимся с новой буквой.

– Как просят воды? (“Пить, пить”.)

– Как пищат птенцы? (Пи-пи.)

– Как называют отца? (Папа.)

– Кто может назвать тему нашего урока? (Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.)

В это время пеликан
Прилетел из дальних стран.
Он разинул клюв широкий
И прочел такие строки:
– Пассажирский пароход
Прямо к пристани плывёт.
– Слов на букву п немало, –
Птичка пеночка сказала.
Г. Сапгир

– Какие звуки звучали чаще в этом стихотворении? (Звуки [п], [п’].) Достаточно ли полно мы знакомы с буквой п? Какую учебную задачу поставили перед собой? Что нужно сделать, чтобы решить эту задачу?

II. Открытие нового знания.

1. Звуковой анализ слов “печка”, “пушка”.

– Покажите Петрушке, как вы выполняете звукобуквенный анализ слов.

– Для начала рассмотрите схемы под рисунками. Подумайте, как правильно назвать картинки. (Печка, пушка.)

– Сравните звуки, на которые указывает стрелочка. ([п], [п’].)

2. Знакомство с буквой П, п.

– Какой буквой можно обозначить указанные звуки? (Буквой п.)

– На что похожа буква п?

– Замените фишки в схемах слов буквами п.

– Расскажите, как определить, сколько в слове слогов. (В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.)

– Определите, сколько слогов в слове “печка”. А в слове “пушка”? Произнесите эти слова по слогам.

– Назовите ударный слог в словах “печка”, “пушка”.

3. Игры со словами.

– Петрушка любит игру “Добавь новую букву”. Давайте сыграем.

Задание: вставьте букву п так, чтобы получилось новое слово.

Ушки – пушки. Река – репка.
Очки – почки. Сор – спор.
Щека – щепка. Шаги – шпаги.

– А теперь мы покажем Петрушке нашу игру “Живые звуки”.

Задания:

– Уберите буквы, которыми записаны одинаковые звуки слов. (к, а.)

– Уберите букву, которой записаны парные по твёрдости-мягкости согласные звуки (п), твёрдый согласный звук, мягкий согласный звук.

– Назовите оставшиеся буквы. (е, у.)

– Уберите и их.

– Выложите слово “поле”.

– Поднимите и покажите букву, которой обозначен звук [о].

– Покажите вторую гласную букву.

– Покажите букву, которой обозначен звук [п].

– Назовите вторую согласную букву.

– Покажите букву, которой обозначен звук [л]. (В слове есть звук [л’].)

– Назовите слова, для записи которых нам нужна будет заглавная буква П.

– Выложите слово “пила”.

– Что необходимо сделать, чтобы из этого слова получилось слово “пили”? (Заменить буквы.)

– Определите, чем эти слова отличаются по звуковому составу.

– Превратите слово “пили” в слово “пилит”.

– Чем различаются слова? (Количеством звуков и букв, местом ударения.)

– Превратите слово “пилит” в слово “пилот”. Чем различаются слова? (Третьими звуками, буквами ио, местом ударения.)

4. Коллективная работа по учебнику.

– Прочитайте слова по столбикам.

– Прочитайте слова по строчкам.

– Прочитайте только те слова, в которых есть буква п.

– Прочитайте только те слова, в которых один слог.

– Прочитайте только те слова, в которых два слога.

– Среди всех слов найдите и прочитайте те, которые соответствуют модели:

Зелёная фишка Красная фишка Синяя фишка Красная фишка

– Попробуйте по схеме определить название игры:

п Зелёная фишка Красная фишка Синяя фишка Зелёная фишка Красная фишка

Ответ: прятки.

– Петрушка предлагает сыграть в игру “Прятки со словами”.

Задание: прочитайте слова, которые получаются при изменении одной буквы.

– Определите, сколько слогов в каждом слове.

Физкультминутка

III. Первичное закрепление..

1. Работа по учебнику (фронтальная). Чтение слов.

– Петрушка работать не любит, всё бы ему игры да развлечения. Вот и угодил в яму ошибок. Давайте его спасать.

– Прочитайте первую пару слов.

– Сравните эти слова. Определите, что у них общего. Чем они различаются?

– Как можно составить второе слово из первого? (Прочитать слово справа налево.)

– Прочитайте пары слов и проведите сравнение в каждой паре.

– Прочитайте последнее слово правого столбика так, чтобы ударение падало на первый слог, на второй слог.

– Что обозначают слова “помлки” и “полким”. (Помлки – это предметы мебели, полким – это воинская часть.)

– Рассмотрите слогоударные схемы и прочитайте только те слова, которые подходят к первой схеме. А ко второй схеме?

2. Работа с текстом.

– Прочитайте текст “Папа”.

– О какой профессии этот текст? (О плотнике.)

Летят опилки белые,
Летят из-под пилы!
Это плотник делает
Рамы и полы.

– Какие ещё профессии начинаются на букву п? (Почтальон, повар, портной, парикмахер, педиатр, педагог, проводник, переводчик и др.)

3. Работа по учебнику в парах.

Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их поставить в чёткий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.

– Составьте с помощью фишек и букв слово, выбирая нужные звуки из схем слов левого столбика.

– Проверьте работу, выбирая звуки из схем слов правого столбика.

– Назовите получившееся слово. (Павлин.)

Осуществляется показ иллюстрации.

– Петрушка так характеризует павлина:

Не царь – царёк,
Себя властью облёк,
На серенькую спину
Мантию накинул,
На мантии – алмазы,
Рубины да топазы,
На голове – венец,
А сам – глупец.

– А что вы знаете об этой птице?

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельное выполнение учащимися заданий на отработку нового способа действия по рабочей тетради “Я учусь писать и читать”; соотнесение с эталоном для самопроверки.

V. Включение в систему знаний (закрепление и обобщение).

1. Игра “Кто больше?”.

Петрушка.

Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!

– А вы можете сказать такое про себя? Давайте попробуем. Подберите слова со звуками [п], [п’]: на полу – плинтус, палас, паркет и др.; на потолке – лампа, побелка, паучок и др.

– Ребята, считайте количество слов со звуком [п], [п’].

Пламя, платье, пух, перо,
Поезд, пассажир, перрон,
Пряник, парусник, полёт,
Помидор, письмо, пилот. (13 слов.)

Т. Синицына

2. Чтение рассказа.

Первичное чтение.

– Познакомьтесь с рассказом В. Осеевой “Просто старушка”.

Повторное чтение.

Читающие ученики – подготовка к чтению по ролям (в группе).

Нечитающие ученики – выделение слов в тексте, которые могут прочитать.

– Эта работа так понравилась Петрушке, что он решил подарить вам “секретные” слова. Прочитайте эти слова сначала слева направо, а потом справа налево.

– Что вы заметили? (Слова остались теми же.)

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Петрушка исчез, а буква П осталась.

Для родного словаря
Постаралась П не зря!
Попугай, петух и пёс,
Персик, праздник, пылесос,
Пенка, плач, пурга и птица,
Буква П нам будет сниться!
Т.Синицына

– Что нового узнали на уроке?

– Дайте характеристику новым звукам.

– Какие трудности довелось испытать? В какой деятельности, в выполнении каких заданий сомневаетесь, чувствуете себя неуверенными?

– Доскажите словечко...

Веселятся Коля, Лена.
Это значит – ... (перемена).