Урок на тему "Бог – поэт – народ" (сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Пророк" и М.Ю.Лермонтова "Пророк")

Разделы: Литература


Цели и задачи урока

Сопоставительный анализ на уроке позволяет решить следующие задачи:

  • представить литературу как явление развивающееся, как процесс (а именно лирика Пушкина, с одной стороны, поэтически обобщает идейно-художественные открытия русской литературы 18 века, наиболее ярко отражая религиозно-философскую направленность; с другой стороны, оказывает влияние на последующее развитие литературы, предвосхищая поэзию Лермонтова с её психологическими изысканиями;
  • осознать место каждого выдающегося поэта в этом процессе, увидеть неповторимость их индивидуальных авторских стилей, самобытность личности поэтов, своеобразие их мировосприятия, оригинальность поэтических образов.

Все эти средства приведут к философскому осмыслению поэтических произведений на основе литературоведческого текстуального анализа и созданию своей интерпретации классических текстов.

Ход урока

Эпиграф: Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии...
                                                                                                   Д.С. Мережковский

В этой удивительно ёмкой образной цитате - взгляд поэта серебряного века на значение “золотых” имён в истории русской культуры. Оба - светила, но почему один - дневное, а другой -  ночное?

Жившие в одно время - в начале ХIХ века, в 30-е годы бывавшие в обществе Петербурга, они не были лично знакомы.  Юность одного совпала со зрелостью другого. Будучи большим почитателем Пушкина, Лермонтов не однажды откликался на мысли Пушкина в своей лирике. Известен отзыв Александра Сергеевича о стихах Лермонтова, в которых он видел “признак великого таланта”.  Стихотворение “Смерть поэта”, сгусток человеческой боли, горя, страсти, отчаяния, которое распространялось в списках в день похорон гения, положило начало славе Лермонтова и позволило надеяться, что у Пушкина появился достойный преемник в поэзии.

Откликаясь на миропонимание Пушкина, возросший духовно на его творчестве, Лермонтов тем не менее создал свой неповторимый художественный мир. Будучи современниками, они всё же люди разных эпох. “Дневное - ночное” светила -   всё-таки художественная антитеза.

В чём отличие общественно-исторической обстановки Лермонтовского периода?

    Деятельность А.С. Пушкина пришлась на время пробуждения передовых общественных взглядов, связанных с победой в войне 1812 года, на него оказали влияние патриотические порывы друзей-декабристов. Но после революционной попытки 1825 года, когда начал своё творчество Лермонтов, “мрачная система Николая 1 придавила всякое умственное движение”, по словам А. Герцена.” Сравните, - пишет он, - грустные ноты пушкинской поэзии с печалью, проникающей в стихи Лермонтова, в первой чувствуется негодование от полноты силы, во вторых - безнадёжный пессимизм надломленной души.”  Видимо, поэтому к Пушкину муза приходит легко и естественно, как дар жизни, как дыхание:

В младенчестве моём она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила...
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлён божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем. (“Муза”)

Для Лермонтова творчество - “всесожигающий костёр”, “жажду песнопений” он называет “страшной”: “Лава вдохновенья клокочет на груди моей...дикие волненья мрачат стекло моих очей...”(“Молитва”) Он, вероятно, не раз чувствовал себя “умирающим гладиатором”, забавляющим равнодушную толпу, и недаром перевёл стихотворение Байрона. Это - реальное положение поэзии в век “позорно малодушных”. А мечтал Лермонтов о другом назначении поэзии. О каком?

Обзор стихотворений “Кинжал”, “Поэт” (ответ учащегося)

В стихотворении “Нет, я не Байрон...” лирический герой, “гонимый миром странник”, без надёжды в душе, чувствует своё призвание - рассказать свои думы: Я -  или Бог - или никто!

Поэт мучительных душевных противоречий, Лермонтов по-разному относится к Богу: то считает себя злым демоном, богоотступником, то освещает себя молитвой и осеняет крестом.

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой.
(“Я не для ангелов и рая...”)

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную твержу я наизусть...
(“Молитва”)

Что же побеждает в душе поэта?

Попытка постичь своё место в мире предпринята поэтом в стихотворении “Пророк”. Сравнение его с одноименным пушкинским произведением позволит осознать сложную тему религиозно-философского характера “Бог - поэт - народ

Сообщение ученика: обстоятельства создания пушкинского “Пророка”

Проведём текстуальный анализ библейского текста “Книги Исайи” и пушкинского переложения.  Выразительное чтение текста стихотворения и сопоставление с отрывками из Библии.

Сделаем выводы: вживаясь в образ пророка, Пушкин почти точно рассказывает о том, как обыкновенный человек превращается в пророка. Переложение псалмов и др. библейских текстов - устойчивая русская традиция 18 века, но это не простое заимствование: сохраняя завораживающе торжественный стиль, свойственный классицистическим традициям, Пушкин создаёт величайший философский манифест, утверждающий мысль автора о поэте-пророке, провозвестнике и истолкователе воли Бога, посреднике между Богом и людьми, о жертвенном служении … только кому - Богу или народу?

Сообщение ученика. Обстоятельства создания “Пророка” Лермонтовым.

Проведём сравнительный текстуальный анализ стихотворения и главы 3 “Плача Иеремии” из Библии.  Пророк Лермонтова, непоколебимо убеждённый в провозглашаемом им “любви и правды” чистом учении, мужественно противостоит в своём одиночестве забросавшим его каменьями и изгнавшим его “ближним”. В контексте библейского “Плача” становится ясным гораздо более трагическое положение его по сравнению с пушкинским. Противоречие между героем лермонтовской лирики и окружающим его обществом порождает конфликт в его собственном сознании. Изображение внутреннего конфликта не было ни у Пушкина, ни у других предшественников Лермонтова в русской поэзии, ни у Байрона. Внутренний конфликт - специфическая форма отражения русской действительности 30-х годов. В основе его - столкновение страстного устремления к живой, деятельной жизни с горестным признанием неосуществимости этого устремления.

Как отличаются средства художественного воплощения темы пророка в этих стихотворениях?

Духовная “пустыня мрачная” из пушкинского стихотворения приобретает у Лермонтова черты некоей романтической пустыни, неведомой экзотической земли, освещённой звёздами и противопоставленной “шумному граду”. (Пустынь, пустыня - первоначально - уединённое место, где жил отшельник, позднее - монастырь, возникший на этом месте. Пустынник - пустынный житель, который из религиозных побуждений поселился в безлюдном месте, отказавшись от общения с людьми, отшельник). Пушкинский герой томился “духовной жаждою” и “влачился” (влачил своё существование: “замершие уста, празднословный и лукавый грешный язык”). Явление Серафима (ангела высшего чина) и глас Бога делает его жизнь осмысленной - отсюда возвышенный пафос и патетика звучания.  Лермонтовский герой превращается в пустынника, романтического изгнанника (добровольного или насильственно гонимого?) Слыша голос Бога у Пушкина, у Лермонтова мы ощущаем лишь его отголоски (“Вечный Судия”, “Предвечный”, Божья пища). Зато не видя народ в первом стихотворении, во втором имеем возможность и видеть, и слышать его. Лирический герой называет гонителей - “ближние”, “старцы”, “люди”, но не толпа, не чернь - почему? “Не ведают, что творят”: на их презрение пророк не отвечает презрением, не берётся судить (он не Судия): лишь “из городов бежал”, “пробирался торопливо”. Это не рабское, покорное смирение, а религиозно-философское принятие своей тяжкой участи.

Библейская лексика, обилие церковнославянизмов, создают высокую торжественность стиля и сообщают пушкинскому стихотворению сакральный (относящийся к религиозному культу, обрядовый, священный) смысл, ведь пророк доносит до людей не свои собственные мысли, а то, что он услышал от Бога. Лермонтовское стихотворение, написанное спустя 15 лет, бесспорно, откликается на пушкинское, но показывает дальнейшую участь пророка, гонимого людьми гения.  Поэт намеренно отказывается от архаизмов и использует глубоко печальные и проникновенные разговорные интонации, свойственные романтикам.

Можно ли считать, что в пушкинском “Пророке” выражено жизнеутверждение, оптимизм, а в лермонтовском - лишь пессимизм и скорбь?

Лермонтовский пророк при всей жестокости толпы, при всём одиночестве не теряет веры в гармонию как основу мира, разговор со звёздами спасает его от отчаяния, а в контексте “Плача” можно предположить и мысль о смирении перед ударами судьбы, о вере в Высшего Судию, пославшего пророку тяжёлую участь быть исключительным, а значит отверженным; гордым, а значит стойким; честным, а значит нищим... Пушкинский пророк тоже страдает: преображения, которые совершает Серафим, мучительны.
“Лучшие люди страдают больше всех, - пишет русский философ И. Ильин. - Чем утончённее человек, чем чувствительнее его сердце, чем отзывчивее его совесть, чем сильнее его творческое воображение, чем впечатлительнее его наблюдательность, чем глубже его дух - тем он более обречён страданию, тем чаще его будут посещать в жизни боль, грусть и горечь.”

Согласны ли вы?

В страдании, по мнению Ильина, есть высший смысл, так как страдающий человек вступает на путь очищения, самоосвобождения, его душа ищет нового способа жизни, его зовёт к себе сокровенная, творческая мудрость мира, чтобы овладеть им и исцелить его, это как “посещение Божие”. Таков смысл страдания. Нерешённой остаётся только судьба страдающего человека. Можно потерять терпение и отчаяться, а можно нести своё страдание спокойно и уверенно, “ибо в последнем и глубочайшем измерении страдает в нас, с нами и о нас само Божественное начало”.
В этом контексте жизненные пути Пушкина и Лермонтова, томимых то духовною жаждою, то мировою скорбью, то горечью сомнений, то муками неудовлетворённости, есть постоянное творческое преображение, стремление к новым постижениям и достижениям. Именно творчество для поэта - спасительное освобождение от страдания, приход к гармонии, вере. (“Есть речи...”)

Вере во что, в кого? Служение кому, чему? Какую роль в высоком предназначении поэта играет народ? (Особенности словоупотребления слов “толпа”, “чернь”, “стада”). Вспомните пушкинские стихи “Свободы сеятель пустынный”, “Поэту”, “Поэт и толпа”.

У поэта иное, чем у толпы, понимание пользы своего дела - это высшее, свободное и неподчинённое служение людям, служение человеческому духу. Служение, преследующее не сиюминутные, не временные, а высокие и вечные цели.

Поэт! Не дорожи любовию народной...
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной...
...Пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит...(“Поэту”)

лермонтовские -

Я холоден и горд; и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нём заключено?
Огонь иль сумрак там - ей всё равно.
(“1831-го июня 11 дня”)

Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рождённое слово.
(“Есть речи...”)

Слово, рождённое из пламени и света, по мнению поэтов, не вызовет отклика в пёстрой толпе, увлечённой светском шумом, блеском, суетой (“Как часто, пёстрою толпою окружён...”). Оно скорее предназначено человеку, не пожелавшему стать в ряды черни, если не духовно свободному, то страдающему, ищущему обновления, чуждому самодовольства, стремящемуся к творчеству и очищению.
   “Совершить всё это никто не может “за меня” или “вместо меня”, - примерно так мыслит такой человек, - всё это моё усилие, мой подъём, мой взлёт, моё творческое преображение. Мне может помочь совет или пример, Господь не может не помочь мне дарованием сил и света. Но совершить моё очищение и просветление должен я сам. Вот почему оно требует свободы и без свободы невозможно.”

И именно такой человек услышит поэта-пророка, истолкователя воли Бога, мудреца, не навязывающего себя народу, а обращающегося к каждому человеку в отдельности. Так что можно было бы назвать нашу тему “Бог - поэт - человек”, человеком в этой цепочке мысля себя, а за поэтом признавая право и участь

  • ведать то, что неведомо простому человеку,
  • страдать больше - и за себя, и за людей, испытывать мировую скорбь,
  • владеть свободным словом (“благое иго” и “лёгкое бремя”), быть земным Гением, Учителем, Мудрецом, Пророком.

Домашнее задание

  • Устный ответ на одну из тем:
    а) “Общность и разница темы порока у двух великих поэтов”.
    б) Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова.
    в) Анализ стихотворения “Есть речи...”
  • Проблемное исследование: найти в стихах Пушкина и Лермонтова слово народ и проанализировать, как они понимали это слово? (“не зарастёт народная тропа”, буду...любезен я народу”, “во дни торжеств и бед народных”, “не дорожи любовию народной”) Сопоставить со словами толпа, чернь. Можно ли поэтов назвать народными?
  • Выбрать из списка тем сочинений те, которые, по вашему мнению, являются проблемно-философскими.
  • Читать стихи “Он был рождён для счастья...”, “Дума” и роман “Герой нашего времени” (“Бэла”)