Введение
В создании духовной культуры разных народов особая роль принадлежит художественной литературе. Не исключением является и русская классическая литература. Во многих ее произведениях можно обнаружить и правдивость изображения, и заботу о русском народе, и тревогу о его будущем.
Русские писатели считали, что можно одолеть подлость и злобу, воспитывая только дух добра. Такое чувство было свойственно многим писателям русской литературы XIX века.
К их числу я отношу и Ф.М. Достоевского, потому что считаю, что сам автор – глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная и литературная жизнь.
Произведения Достоевского – это шаг вперед в духовном развитии общества. Они своим существованием являлись и являются преградой для бездуховности и помогают нам сегодня не утратить нравственных ценностей.
Вот почему первый урок в 10 классе я назвала: “Нравственные ориентиры в произведениях Ф.М. Достоевского”.
Ход урока
(Оформление на доске – фотографии)
I.
Учитель. Имя великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но всей мировой литературы. Произведения автора – поиск ответа на “жгучие вопросы жизни”. В них звучали раздумья писателя о несправедливости, о судьбах России и русского народа, делались попытки решить такие кардинальные проблемы времени, как добро и зло в мире, вера и безверие, страдание и протест. А это – нравственные ориентиры и его сокровенные мысли, которыми он хотел поделиться с читателем.
Чтобы убедиться в этом, мы проведем сегодня урок-панораму о нравственных ориентирах в произведениях Ф.М. Достоевского.
(Запись темы урока)
Участниками будут ведущие, а слушателями – все вы.
II.
1 вед. 11 ноября 1821 года в семье Достоевских родился второй сын, Федор, которому суждено стать великим русским писателем.
(Показ портрета)
Первые литературные впечатления его были разнообразны. Отец понимал значение образования и ценил книги. Часто по вечерам в доме Достоевских устраивались семейные чтения. Читали произведения Карамзина, Державина, Жуковского, Пушкина. Маленький Федя любил исторические, серьезные романы.
2 вед. Первоначальным образованием Достоевского занимались сначала мать с отцом и учителя. А в 1833 году он вместе с братом Михаилом был отдан в полупансион француза Драшусова, а через год в пансион Чермака, где преподавали тогда известные московские ученые и педагоги.
1 вед. Весной 1837 года отец отвозит сыновей в Петербург для подготовки в Главное Инженерное училище, куда будущий писатель был зачислен в январе следующего года. Никакого влечения к военной службе братья не испытывали.
2 вед. Но такова была воля отца. Позднее Федор Михайлович вспоминал: “Мы с братом стремились тогда в новую жизнь… но мечтали мы только о поэзии и о поэтах. Брат писал стихи, каждый день стихотворения по три… а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни”
40-е годы
В 1843 году Достоевский окончил училище и был зачислен на службу в Инженерный департамент, но через год вышел в отставку. Началась жизнь литератора-труженика, жизнь, полная лишений и неуверенности в завтрашнем дне.
Все чаще молодой Достоевский задумывался над участью бедных и обездоленных людей, и у него возникло желание рассказать о их жизни. Почти год работал Достоевский над романом, который назвал “Бедные люди”. Это произошло в 1846 году.
(Показ книги)
1 вед. Роман “Бедные люди” был напечатан в “Петербургском сборнике”. Его появление сделало имя Достоевского широко известным среди читающей публики. Он в своем произведении уделил внимание изображению социальных противоречий жизни Петербурга и выразил свое горячее сочувствие бедным людям.
(Показ таблички со словом “сочувствие” на доске)
4 вед. В центре романа – история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Доброселовой. Избранная писателем форма романа в письмах позволила ему с необыкновенной теплотой и лиризмом раскрыть душевную красоту и благородство своих героев, воссоздать социальную трагедию их жизни.
Послушайте отрывок – 2 письма – из этого произведения. (Приложение 1,2)
3 вед. Роман “Бедные люди” открывал собой целый цикл произведений Достоевского, посвященных жизни различных слоев населения Петербурга:
“Двойник”, “Белые ночи”,
“Роман в 9 письмах”,
“Господин Прохарчин” и др.
(Показ книг)
В произведениях, написанных в 40-е годы, Достоевский сумел поставить многие актуальные вопросы своего времени, стремился пробудить в читателе сочувствие к бедным людям, забитым и униженным. Его произведения проникнуты беспредельной любовью к “маленькому человеку”, терпением и верой.
(Показ табличек “сочувствие”, “терпение” и “вера” на доске)
4 вед. С весны 1847 года Достоевский становится постоянным посетителем кружка Петрашевского. На собраниях обсуждались политические, философские и социально-экономические вопросы. Вместе с товарищами предпринял попытку создать подпольную типографию.
3 вед. В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года по личному приказу Николая I Достоевский и другие петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Почти 9 месяцев писатель провел в сыром каземате Алексеевского равелина, самого страшного застенка царской России. Но ни ужасы одиночества, но болезни не сломили его.
4 вед. 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершен обряд подготовки к смертной казни, и только в последнюю минуту им сообщили окончательный приговор, согласно которому Достоевский был осужден на 4 года каторжных работ с последующим определением в солдаты.
В заточении Достоевский мучился от того, что не мог писать. Это было запрещено. Но в его душе кипела работа.
60-е годы
5 вед. 60-е годы. Покидая Омский острог в 1864 году, Достоевский понимал, что за 4 года, проведенные на каторге, в литературе многое должно было измениться. Он жадно читал новейшую литературу, произведения знакомых и незнакомых авторов, просматривал журналы за последние годы.
“Белые ночи” будет его последним произведением, которое он создавал как свободный человек, ради восторга творчества. Теперь для него творить – это зарабатывать, возвращать, выплачивать, ибо каждое произведение уже с первой строки заложено благодаря авансам.
4 вед. Он работает и пишет ночи напролет, в то время как жена нуждается в уходе, эпилепсия вонзается в него когтями, хозяйка грозит полицией из-за квартирной неуплаты.
Он унижен, оскорблен, но не может подавить в душе страстной заинтересованности в участии таких же людей, не мог подавить голос сомнения, неверия, протеста, бунта. Он пишет “Униженные и оскорбленные” – первое крупное произведение после возвращения из Сибири.
(Показ книги)
Послушайте фрагмент из этого произведения. (Приложение 3)
Ученик читает наизусть.
5 вед. Весь роман пронизан горячим сочувствием к отверженным и несчастным людям. В нем звучит, говоря словами Добролюбова, “боль за человека”, поруганного и униженного. И только братская помощь друг к другу может спасти: “Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим как человек к человеку”.
6 вед. После закрытия журнала “Эпоха” Достоевский задумал написать роман “Пьяненькие”, в котором намеревался рассказать историю семьи пьяницы и тем самым продолжить разработку темы “униженных и оскорбленных”. Однако этот замысел вскоре осложнился. В сознании писателя возникли новые темы, идеи, образы, которые воплотились в новом большом романе “Преступление и наказание”, а сюжет “Пьяненьких” стал одним из его составных частей.
(Показ книги)
1 вед. Этот роман теснейшим образом связан с его предшествующим творчеством. Он как бы подводил итог всему ранее написанному, углубил и раскрыл многие идеи и мотивы произведений, созданных в 1840-1850 годы, но сделал это писатель на новом этапе своего художественного развития с учетом новых общественных условий.
“Перерыл”, нашел бедных, падших, погибающих. Нашел и пожалел, Пожалел даже преступивших закон.
Роман Достоевского – призыв к преодолению эгоизма, к смирению, христианской любви к ближнему, к очистительному страданию, к ответственности за содеянное. Только этим путем человечество может выйти из нравственного тупика.
2 вед. Как отмечал Достоевский, его новый роман – это “психологический отчет одного преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху – процентщицу”.
Послушайте монолог Р. Раскольникова из романа “Преступление и наказание”. (Приложение 4)
(Показ книги)
Ученик читает наизусть.
Убийство – это грех. Грешен Раскольников, грешна Соня Мармеладова. Она тоже переступила черту, принеся себя в жертву во имя спасения близких.
Путь их к духовному возрождению оказался очень непростым, но основанным только на любви.
Посмотрите сцену по роману “Преступление и наказание” в исполнении учащихся. (Приложение 5)
6 вед. Ведь надобно, чтоб пожалели человека. Разумеется, автор не оправдывал преступлений, он понимал, мыслил, что вопрос о причинах преступления в неправильно устроенном мире более важен, чем подведение под ту или иную черту уголовного кодекса. Нет ничего легче, чем осудить эту массу и бросить ее на произвол судьбы. Мыслитель был прав, когда описывал ниже и гаже, когда он внушал к ней любовь, хотел спасти, сделать ее счастливой.
(Показ табличек “прощение”, “гуманность”, “смирение” на доске)
80-е годы
5 вед. 80-е годы. Художественный гений бил тревогу в “Идиоте”, “Игроке”, “Подростке”, его мысли взывали к гуманизму в “Бесах”, не давая примириться с неправдой в “Братьях Карамазовых”.
(Показ произведений)
Это романы кружений, романы надежд.
Но все они – грандиозные создания XIX века.
И как ни велико было колебание художника, он всегда ставил перед людьми идеал и верил, что душа одного человека переходит в созвучие с душой другого, вступает в гармонию. Такая красота спасет мир.
(Показ табличек “благородство”, “гуманность”, “любовь” на доске)
Учитель. Ребята! А какие произведения он больше всего любил и ценил?
- “Бедные люди”,
- “Подросток”.
Не угадали.
Из всех своих произведений Достоевский больше всего любил “Дневник писателя”.
(Показ произведения)
5 вед. Он думал о содержании и форме “Дневника писателя” до самой смерти, издавал его с 1873 – 1881 гг. “Дневник писателя” состоял из 3 томов.
“Это произведение?” – спросите вы.
Да, но не совсем обычное.
Прежде всего
“Дневник писателя” – это энциклопедия творчества писателя и жизни России, его экспериментальная лаборатория, склад материалов для других произведений, исповедь великой души, отчет о виденном, прочитанном, услышанном, роман о самом себе.
“Книга, написанная одним пером”.
По содержанию “Дневник” превосходил романы Достоевского.
По форме “Дневник” являлся замечательным литературным материалом.
По объему “Дневник” напоминал брошюру, по формату – газету, по периодичности – ежемесячный журнал.
9 вед. Впервые “Дневник писателя” появился как особый отдел в журнале “Гражданин”, который Достоевский редактировал в 1873-1874 годах. Создавая этот отдел, Достоевский осуществляет свою давнюю мечту – поговорить сам с собой и для собственного удовольствия. Вышло всего 16 глав. Они и стали пробой пера к тому “Дневнику писателя” 1876-1877 и 1880-1881 годов, который приковал к себе внимание читающей России и доставил журналистскую славу Достоевскому.
Достоевскому решительно до всего было дело, что происходило в стране и со страной. Он называл себя поэтому “репортером настоящей минуты”.
“Дневник” – это не просто личные впечатления, наблюдения, это еще и заметки человека, обремененного миссией служения Слову, что для Достоевского было равносильно служению народу, стране, Богу.
8 вед. Назовем основные темы “Дневника”:
- это война и мир;
- образование и воспитание;
- патриотизм истинный и мнимый;
- добро и зло;
- взаимоотношения народа и интеллигенции;
- рост преступности;
- тяжелое положение детей в семье;
- пьянство.
Послушайте отдельные мысли из “Дневника писателя”. (Приложение 6)
Учащиеся читают наизусть.
7 вед. “Дневник писателя” 1876-1877 годов произвел сильное впечатление на русское общество, никого не оставив равнодушным к себе и автору – издателю.
Это был триумф.
А первый (январский) и второй (февральский) выпуски “Дневника” за 1876 г. пришлось печатать дополнительным тиражом, чтобы удовлетворить читательский спрос на них. Успех издания оказался беспримерным. Такого ажиотажа никто не мог предвидеть… Читатели сошлись в одном: “Дневник писателя” – самое актуальное и необходимое популярное издание в России.
Таким образом, в течение 20 с лишним лет Достоевский совмещал чисто литературные занятия с журналистскими.
“Дневник писателя” – наивысшее и самое полное совоплощение единства: литератора – в журналисте, журналиста – в литераторе.
Послушайте отрывок из рассказа “Мужик Марей”, который был написан в “Дневнике” 1876 года. (Приложение 7)
(Показ книги)
3 вед. Все слабое, неверное уносится временем. А живет и торжествует его устремленность к свету и мысли, страстная убежденность в справедливость.
Великий писатель проникал в скрытые силы, готовил смену одной эпохе другой. Его творчество являет собой поле битвы, идей, волнует и тревожит ум и душу грандиозностью и важностью вопросов, над решением которых трудилась мысль художника, находя и не находя ответов.
6 вед. Всю жизнь Достоевского будет мучительно волновать вопрос о истоках зла, преступления, но закончит все искания проповедью, покорностью, смирением, терпением. Как человек, как поэт, как русский, как политик, как пророк – Всегда Достоевский предлагал человечеству нравственные ориентиры и вечную дорогу.
И ни одна дорога не приводила к краю, ни один вопрос – ко дну пропасти. Это его нравственная направленность.
III.
Учитель. Почему все герои его произведений жили согласно законам древних мудрецов? Они могли в жизни ответить на вопрос, каких держаться руководящих истин:
- избрать самые худшие свои качества и постараться избавиться от них;
- глупый желает добра себе, мудрый молит Бога для всего мира, в котором и ему достанется частица;
- сначала найди мир, красоту, добро в себе, а потом увидишь это в окружающем тебя мире;
- милосердие – это сострадание, сострадая сам, быстрее поймешь боль окружающего тебя мира.
(Показ ориентиров, “смирение”, “прощение”, “красота” на доске)
Мы вместе с героями, постоянно повторяя фразу: “…мира, добра, милосердия желаю всем людям”, – настраиваем свою потревоженную душу на благородные дела и привносим в нее успокоение.
И сегодня Ф.М. Достоевский указывает нам на нравственные ориентиры и говорит: “Берегите душу, верьте в добро, а мир спасет красота, милосердие и любовь”.
IV. Итог урока
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРТАТУРЫ
- Достоевский Ф. Мысли Высказывания. Афоризмы. Пять континентов. – Париж.
- Буянова Е.Г. Романы Достоевского. – Учебная литература, 2004.
- Якушин Н.И. Достоевский в жизни и творчестве. – Русское слово, 2006.
- Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. – М.: Московский университет, 1991.
- Достоевский Ф.М. Детям. – М.: Детская литература, 1971.
- Достоевский Ф.М. Униженные и оскорбленные. – М.: Художественная литература, 1973.
- Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Просвещение, 1983.
- Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. – М.: Наука, 1981.
- Журнал “Вопросы литературы” № 1, 1996.
- Журнал “Наука и религия” № 10, 1997.
- Журнал “Новый мир” № 5, 2006.
- Бирон В. Петербург Достоевского. – Свеча, 1991.
- Журнал “Слово” № 6, 2001.
- Юрьева О.Ю. Достоевский в школе. – М.: Дрофа, 2007.