Урок на тему "Известные писатели – наши земляки"

Разделы: Литература


К 45-летию города Нижнекамска посвящается

На левом берегу реки Кама Республики Татарстан расположен очень молодой и красивый город. Это город Нижнекамск. Население города и района насчитывает свыше 260 тысяч жителей, в том числе татар – 49,2 %, русских – 46,1%, чувашей – 3%, украинцев, башкир– 1%. Всего около сорока национальностей. Средний возраст жителей – 32 года. По итогам 2000 года, в категории “Города с населением от 100 тысяч человек и более”, “Самым благоустроенным городом России” признан город Нижнекамск. Это звание город получил в финале конкурса в котором, наряду с ним, участвовали такие города как Новороссийск, Тольятти, Стерлитамак, Новочебоксарск, Череповец, Сургут и другие. Второй раз Нижнекамск удостоился этого почетного звания в 2003 году. В самом благоустроенном городе России живут талантливые люди. В последние годы Нижнекамск переживает свое культурное возрождение. На втором фестивале “Культурная столица Поволжья” молодой город выглядел настолько ярко и многообещающе, что вне условий конкурса единодушно был признан победителем. Обойдя Казань, Уфу, Пермь, Саратов, Нижнекамск стал культурной столицей Поволжья. Будучи в Нижнекамске, первый Президент Республики Татарстан М.Шаймиев назвал этот город “самым продвинутым в республике Татарстан”, поскольку здесь “самая развитая промышленность, самые красивые девушки и самые инициативные люди”. Нижнекамцы любят свой город, гордятся им, потому что это город осуществленной мечты, город без окраин.

Известные писатели – наши земляки

Великий мыслитель и просветитель татарского народа Риза Фахрутдин, понимая воспитательную роль литературы, в свое время писал: “Литература и нравственность всегда были рядом, как близнецы. У любого народа – на каком уровне литература, на таком же уровне нравственность и культура”. Еще до появления письменности у татарского народа существовал фольклор – устное народное творчество: пословицы и поговорки, песни, загадки, сказки, мунаджаты, баиты. В IX-X веках с принятием ислама появляется письменность. Как известно, у любого народа культура рождается тогда, когда он переходит к оседлому образу жизни: строит города, культурные и культовые ценности. У Булгар – предков нынешних татар – города были уже в IX веке. Арабский путешественник, ученый – теолог Ибне Фадлан, в 992 году, приехав в столицу Волжской Булгарии, с восхищением описывал раздающиеся на утренний заре звуки азана и сверкающие под первыми лучами солнца купола мечети.

В каждом (естественно, и в нашем) регионе были свои самородки чичаны – поэты – острословы. К сожалению, их имена до наших дней не дошли. По предположениям некоторых ученых, автор поэмы “Юсуф и Зулейха” Кул Гали захоронен где-то в устье реки Зая. Первое имя, которое до нас донесла история, – это Тажетдин Ялчыгол (1768 – 1838). В течение 9 лет в деревне Каенлы (прежнее название Зирекле) Нижнекамского района, 25 лет в Красной Кадке он обучал детей грамоте. Он был не только учителем и мударрисом (директором) медресе, но и писателем, историком, целителем, толкователем старинных книг и переводчиком. Его труды насчитывают около 15 томов. Среди них особое место занимает книга “Рисалаи Газиза”. Поначалу она распространяется в виде рукописи, а с 1847–1917 года издается с большим тиражом 40 раз! Служит учебником в школах и медресе. Представителями просветительской литературы были Ш. Маржани, К. Насыйри, Х. Фаезханов и другие видные татарские писатели.

При изменении общественно – экономической формации в обществе меняется и литература, поскольку она отражает жизнь народа или целого государства на определенном этапе развития. В конце XIX – начале XX веков в связи с обострением классовых противоречий на смену просветительской, дидактической литературе приходят остросюжетные произведения, рождается детская литература. Представителем такой литературы является наша землячка, уроженка деревни Байгулово Дарджия Аппакова (1898 – 1948). Творчество Дарджии Аппаковой занимает видное место в татарской детской литературе. Она с 1935 года была членом Союза писателей СССР.

В шестидесятые годы прошлого столетия на земле Нижней Камы начинается гигантская стройка. Сюда с разных концов Союза стекаются молодые романтики, готовые к трудностям и испытаниям. Строятся уникальные по масштабам и значимости нефтехимический комбинат и город Нижнекамск. Город растет не по дням, а по часам как в сказке. С образованием Нижнекамского района в 1965 году начинают выходить сразу две газеты: “Ленин нурлары” (c 1990 года самостоятельная газета “Туган як”) – на татарском. Стоит признать заслуги первого редактора “Ленин нурлары” Николая Евсеевича Кузнецова, который всегда радовался появлению молодого дарования и старался помочь ему раскрыться. Пишущие таланты собираются вокруг этих газет, организуют литературный кружок, который впоследствии перерастает в литературные объединения “Кама таннары” (Камские зори) и “Данко”. Члены обоих литературных объединений работают рука об руку: переводят произведения с татарского на русский язык, с русского – на татарский. К этому времени в литературной среде появляются и выходцы Нижнекамского района. Разиль Валеев из деревни Ташлык уже в начальной школе увлекается литературой, пишет стихи, рассказы. В 1997 году Разилу Валееву было присуждено почетное звание академика Академии Гуманитарных наук России. Имя Р. Валеева широко известно и за рубежом. Представляя нашу республику, он участвовал в международных конференциях и симпозиумах, выступал с докладами и лекциями в США, Канаде, Англии, Турции, Польше, Китае, Испании. В 1993 году биографический институт Северной Каролины присваивает Разилю Валееву имя “Человек XX века”. Почти в одно и то же время настоящими поэтами становятся его земляки Ханиф Хуснуллин и Рафис Хисамиев. В деревнях Ташлык и Шингальчи родились и выросли многие известные представители татарского народа. Спустя некоторое время нижнекамцы знакомятся с еще одним ярким талантом – поэтом, композитором и исполнителем своих песен Зульфатом Хакимом. В настоящее время в знаменитом театре имени Г. Камала идут спектакли по пьесе шингальчинского парня Зульфата Хакима. Посещение заседаний литобъединений “Кама таннары” не прошло бесследно и для Хатипа Касыймова из деревни Болгар. Он стал членом Союза писателей Республики Татарстан. В течение сорока лет, прошедших со дня выхода первого номера газет “Ленинская правда” и “Ленин нурлары”, более ста человек стали активными членами литературного объединения “Кама таннары”. Всех этих людей, работавших и творивших в те далекие годы, объединяет то, что большинство из них пробовало себя в литературе еще в школьные годы. И спустя годы они остались верны своему дару – доносить до народа события, происходящие на земле Нижней Камы.

Так какие же темы волновали наших соотечественников?

  1. Исторический материалы: в них освещался героический труд строителей, нефтехимиков и тружеников села – это были статьи, очерки, индустриальные эскизы, документальные повести (Ф. Абдуллин и др.)
  2. Лирические стихотворения, посвящённые любви к родной земле, к матери.
  3. Драматургия: (А. Халим., Ф. Абдуллин, З. Гимаев).
  4. Юмористические произведения – стихи и проза: Р. Шайдуллин, А. Хаеркаев, Р. Юнусов.
  5. Детская литература: Ф. Абдуллин.

Отрадно отметить, что в настоящее время нижнекамская земля переживает “период возрождения” в литературе. Появились новые имена, новые произведения. Особенно радует то, что в последнее время многие дети тянутся к литературе. Они пишут стихи, рассказы, статьи, участвуют в различных конкурсах и завоевывают призовые места. Этому способствует и творческий конкурс, проводимый с 1999 года видным общественным и государственным деятелем, писателем Разилем Валеевым среди учащихся сельских школ города Нижнекамска и Нижнекамского района. Благодаря стараниям Разиля Валеева и составителей Р. Муллина и Н. Гамбара, в 2005 году вышла в свет книга “Ин яхшы булэк” (Самый хороший подарок), в которую вошли произведения одаренных детей. Мы от всего сердца желаем им дальнейших успехов и очень рады тому, что эстафета переходит к молодым, а где молодёжь, там жизнь и будущее.

Время идет, появятся новые имена, культурное наследие сегодняшнего дня является прочным фундаментом и гарантией развития языка и литературы родного края.

Литература

  1. Сборник произведений членов литературного объединения “Данко” Творить – значит жить. Нижнекамск. 2001 год.
  2. Ф.Абдуллин. Литература родного края. Нижнекамск, 2006 год.