Цели урока:
Образовательные:
- формирование самостоятельности суждений на литературную тему;
- развитие творческих литературоведческих возможностей учащихся с учетом их индивидуальных возможностей;
- развитие умения обдумывать проблему, выявить главное, существенное и оформить в виде тезисов, доказать при публичной защите;
- развитие монологической речи;
- развитие анализирующего наблюдения;
- актуализация знаний, полученных во время рассредоточенной подготовки;
- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью;
- формирование коммуникативных знаний, умений и навыков культуры речи.
Коррекционные:
- формирование творческого и воссоздающего воображения, образного мышления;
- развитие оперативной памяти;
- коррекция личностных качеств (умение преодолевать трудности при работе при работе с учебным материалом, написанным плоско-печатным шрифтом);
- развитие аналитических и оценочных умений.
Воспитательные:
- формирование высоких эстетических вкусов и потребностей.
- развитие эмоциональной культуры личности;
- воспитание чувства уверенности в себе, преодоления чувства застенчивости, умения быть раскованным.
Форма проведения урока: литературное кафе, защита рефератов.
Оборудование: выставка сборников стихов поэтов «Серебряного века», материалов о них, оформление кафе «Бродячая собака» с необходимыми атрибутами.
Техническая оснащенность урока: грамзапись стихотворения Н. Гумилева «Сон», переложенного на музыку М. Непомнящим – Н.Гумилев в исполнении А. Малинина.
Оформление кабинета: на входной двери надпись – Кафе «Бродячая собака», при входе, с правой стороны «аналой» для «Свиной книги», с левой – молоток и доска. У классной доски – высокий камин, справа и слева от камина – банкетки, покрытые ковриками. На доске плакаты с «Гимном» и «Приглашением». Столы расставлены в художественном беспорядке.
Сценарий урока
Звучит мелодия из песни «Сон». Слова Н. Гумилева, исполняет А. Малинин.
Учитель: Защита рефератов по «Серебряному веку» русской поэзии стала традицией для выпускников нашей школы. И эту традицию нарушить мы не имеем права. Нить традиций не должна прерываться.
Серебряный век русской поэзии. Трудно говорить о такой безмерности! Откуда начать? Где закончить? И можно ли вообще начинать и заканчивать, если поэзия – это душа, а «Душа – есть все – всюду – вечно». Эти слова Марины Цветаевой станут эпиграфом к нашему уроку.
Культура Серебряного века была утонченной, изысканной, прекрасной. Николай Гумилев продумывал окончательно свою миссию – строителя русского ренессанса. Предвоенный Петербург был самым подходящим местом для осуществления этих честолюбивых замыслов. Столица изобиловала талантами и культурными начинаниями. Открывались литературные кафе, проходили насыщенные литературные встречи и вечера. Особой популярностью пользовалось литературно-артистическое кафе «Бродячая собака». Оно размещалось во втором дворе углового дома на Михайловской площади, в подвале. Современный адрес дома: Площадь искусств, 5. Инициаторами создания кафе были писатель А.Н. Толстой, художники М.В. Добужинский, С.Ю. Судейкин, режиссер Н.Н. Евреинов. Они мечтали создать своеобразный клуб, где могли бы творчески общаться деятели литературы и искусства – артисты, художники, писатели. О происхождении названия кафе рассказал режиссер Н. Петров: …»в один из дней, когда мы в поисках свободного подвала из одной подворотни заглядывали в другую, А.Н. Толстой неожиданно сказал:
– А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?
– Вы нашли название нашей затее, – воскликнул Н.Н. Евреинов.
– Пусть этот подвал называется «Бродячая собака»!
Название всем очень понравилось».
Проходило это в декабре 1911 года. Вскоре заброшенный подвал, служивший когда-то винным погребом, совершенно преобразился! Стены украсили замечательными росписями. Архитектор И.А. Фомин собственноручно сложил большой камин. У наружных дверей висели молоточек и доска, в которую приходивший должен был стучать; такую же доску и молоточек повесили в прихожей. При входе в подвал, с правой стороны, стоял большой аналой для книги, которую называли «Свиной книгой» (её корешок был переплетен в свиную кожу). В этой книге посетители оставляли свои автографы, поэты записывали тут же сочиненные экспромты, художники делали зарисовки. Книгу принес А.Н. Толстой, она начиналась его стихотворением, где были строки:
Поздней ночью город спит,
Лишь котам раздолье.
Путник с улицы глядит
В темное подполье.
К открытию «Бродячей собаки был написан «Гимн»
Во втором дворе подвал;
В нем приют собачий.
Всякий, кто сюда попал –
Просто пес бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть!
Гав!
Здесь можно было встретить Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, В. Хлебникова, Е. Вахтангова. В «Бродячей собаке» проводились литературные вечера, устраивались лекции, посвященные новым явлениям в литературе и искусстве. Постепенно все чаще стали появляться биржевые дельцы, финансовые тузы, им было лестно побывать среди деятелей искусства. В. Маяковский стал часто бывать в «Бродячей собаке», поэт здесь сидел подолгу, там же писал – у камина. 11 февраля 1915 года Маяковский в лицо публике бросил стихотворение «Вам!». Это был скандал! (стихотворение читает один из учеников)
Учитель: Когда поэт дочитал стихотворение до конца, в зале вспыхнул скандал: свист, угрожающие вскрики, дамы делали вид, что им дурно Маяковский, очень бледный, закурил и продолжал стоять на эстраде, перед бушующим залом. Некоторые кричали: «После подобной мерзости мы считаем позором ходить сюда!» Но 20 февраля 1915 года желающих послушать Маяковского было так много, что они все не смогли поместиться в подвале.
А сейчас в «Бродячей собаке» мы предоставим слово нашим выпускникам. Их задача – выступить с тезисами рефератов перед аудиторией, гостями, экспертной комиссией (состав комиссии – учителя-филологи), обосновать тезисы, защитить их. Сделать выводы. Итак, успехов вам в защите!
Ученики защищают рефераты:
«Творческий путь К.Д. Бальмонта»;
Вопросы комиссии:
– Что вызвало небывалый успех у читателя и собратьев по перу? (особая музыкальность стиха «певучая сила», с которой он выразил настроение времени, переживание, лирическое «Я»).
– К какому направлению Серебряного века принадлежало творчество К.Д. Бальмонта? (ранний символизм).
– Поэзия К.Д. Бальмонта импрессионистична. Как Вы это понимаете? (поэта – импрессиониста привлекает не столько сам предмет изображения, сколько ощущение данного предмета. Поэтому столь характерен для импрессионистической поэзии дух импровизации).
– К.Д. Бальмонта широко использует звуковую организацию стиха – аллитерацию и ассонансы. Прочтите стихотворение, которое подтверждает эту мысль ( Я вольный ветер…)
Учитель: Никому не дано сказать о Поэте больше, нежели делает это он сам в своих стихах но Поэт больше своей биографии. И только Судьба, только она одна – больше Поэта, потому, что может быть и посмертной.
Много ли в России поэтов, доживших до старости и умерших своею, не преждевременной смертью? Увы! Ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Есенина, ни Маяковского мы никогда не сможем представить седовласыми старцами. Да и только их? В России больше муз осиротевших, чем бряцающих на мирах средь них и муза русского поэта Николая Гумилева. Поэта, чьё имя более полувека было под запретом, но чьи стихи проникали из одного десятилетия в другое – через колючие проволоки и сквозь глухое молчание, в очередной раз доказывая миру, что судьба больше Поэта; что убить можно творца, но не память о нем!
«Пути исканий поэзии Н. Гумилева»;
Вопросы комиссии:
– В чем суть литературного течения, которое возглавил Н. Гумилев? (Акмеизм направлен против символизма. Главное – освоение многообразного и яркого земного мира. Гуманистический смысл – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты)
– В чем особенность лирики Н. Гумилева? (экзотична, полна красок неведомых стран, характерны романтические мотивы).
– Прочти стихотворение, в котором экзотическая деталь играет чисто живописную роль. (Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд…)
Учитель: К нам на огонек заглянули гости (в исполнении ученицы 6-го класса звучит стихотворение Н. Гумилева «У камина»)
«Тема вечного возвращения в творчестве А. Белого»;
Вопросы комиссии:
– Назовите настоящее имя и фамилию Андрея Белого. (Борис Николаевич Бугаёв)
– Тема «вечного возвращения» Что это значит? (выделение в произведении одной, двух и более главных, к которым повествователь возвращается через определенный промежуток времени).
– Какое стихотворение подготовил к защите реферата, прочти его.
Учитель: Северянин – это псевдоним. Свои стихи он подписывал так: Игорь Северянин, то есть это не имитация фамилии, а приложение к имени Игорь.
«Биография поэта сквозь призму его творчества»
Вопросы комиссии:
– Назовите настоящую фамилию Игоря северянина (Лотарев).
– Назовите некоторые неологизмы Игоря Северянина (олуненный, грозово, снежеет, ало-встречный).
– Перед кем открыто преклонялся Северянин. Ставя этого поэта выше Байрона и Пушкина? (Мирра Лохвицкая).
– Прочтите стихотворение, подготовленное к защите реферата
Учитель: А сейчас мы послушаем защиту реферата по разделу «Вернуться в Россию…»
«Георгий Иванов. Источниковедческое и биографическое исследование»
Вопросы комиссии:
– Иванова обвиняли в том, что он был коллаборационистом. Так ли это? (Нет. Коллаборационист – лицо, сотрудничавшее с оккупантами, а Иванов с ними не сотрудничал).
– Почему мемуары об Иванове считают нерепрезентативными? (репрезентативность действительно присущая, а мемуары об Иванове часто надуманы).
– Прочитайте понравившееся стихотворение Иванова.
Учитель: Творчество Анны Ахматовой наполнено глубиной и крылатостью, светом и верой. С «Бродячей собакой» связано известное стихотворение А.Ахматовой. датированное 1 января 1913 года:
Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам
«Романность А. Ахматовой»;
Вопросы комиссии:
– Назовите настоящую фамилию Ахматовой. (Горенко)
– К какому литературному направлению принадлежало творчество анны Ахматовой? (Акмеизм)
– В чем суть акмеизма? (отказ от мистицизма, возврат слову первоначального, не символического смысла).
– Прочтите стихотворение, подготовленное к защите реферата. (А ты думал – я тоже такая…)
Учитель: Астрологи делят людей на два типа: источники любви и поглотители любви. В любви один всегда целует, а другой только подставляет щеку. Анна Андреевна Ахматова – красивая, победоносная, царственная, принимающая стихи с посвящениями, хлопоты, поклонение близких и неблизких людей. И – совсем иная – Цветаева. Гораздо чаще она поклонялась сама. Цветаева была обречена на любовь – и поэтому – на нелюбовь ответную. Её творчество не принадлежало ни к какому литературному направлению. Даже в великой плеяде поэтов Серебряного века М.И. Цветаева занимает особое место. Стихи М. Цветаевой – это спрессованные до предела эмоциональные вихри. Их взрывная волна долго не утихает в нашей душе. Говорят, что души людей после смерти не умирают, а переселяются в других. А может в ком-то из нас живет душа Марины Цветаевой?
«Поэзия М. Цветаевой как напряженный монолог-исповедь»
Вопросы комиссии:
– Почему Марина Цветаева не посещала кафе «Бродячая собака»? (жила в Москве. А не в Петербурге).
– Каковы особенности поэзии Цветаевой? (романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, необычный синтаксис(изобилие знаков «тире», эксперименты над звуком).
– Прочтите стихотворение, подготовленное к защите реферата. (Б. Пастернаку)
Учитель: Естественно, что многие стихи поэтов Серебряного века положены на музыку (в исполнении учеников звучит песня на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…», музыка М. Теривердиева)
Учитель: На этой красивой ноте мы подведем итоги защиты рефератов. Слово предоставляется председателю экспертной комиссии (зачитываются рецензии, дается общая оценка учащимся, защищавшим рефераты, звучит пожелание творческих успехов, выражается желание продолжать сотрудничество).