Урок литературы в классе-комплекте в начальной школе

Разделы: Литература, Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА: - развитие устойчивого интереса к чтению;
- знакомство с жанром фантастики;
- Знакомство с эпизодами биографии авторов;
- формирование навыков правильного осознанного чтения;
- обогащение словарного запаса;
- развитие памяти, речи, творческого воображения;
содействовать воспитанию самостоятельной работы в парах,
- воспитание чувства дружбы, взаимопомощи;

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы Шульте, слайды, таблица слов,

ХОД УРОКА.

1. ОРГ. МОМЕНТ:
1. Подготовка к уроку.
2. Псих. настрой
Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

3. Объявление темы урока. (слайд № 2 )

2. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ:
3. Работа по таблицам Шульте. (слайд №5)
4. Работа по таблице слов: (слайд № 6)
5. Вопросы по сказкам Г. Х. Андерсена. (слайд № 7)
3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

 3 КЛАСС  4 КЛАСС
1. Повтор домашнего задания – самостоятельно

 

2. Пересказ у доски: описание грозы.

1. Чтение сочинения
«Счастливый день»;

2. Работа в паре:
- Ответы друг другу на вопросы, которые были составлены дома.
- оценка ответов товарища
(за правильный ответ – один балл).

4. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. В/слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром литературы – фантастика.
ФАНТАСТИКА – это мир невероятных чудесных картин, образов, рождённых воображением автора на основе реальных событий.
Авторы - фантасты пишут о будущем, о том какая будет жизнь на нашей планете, какие будут машины, роботы. Я думаю слово фантастика вам уже знакомо. Ведь вы любите смотреть «Звёздные войны», а это тоже фантастическое произведение.
Сегодня мы будем читать произведения писателей – фантастов.

3 класс 4 класс
1. Оформление тетради.
(слайд № 10
Евгений Серафимович Велтистов(1934-1989)
« Электроник – мальчик из чемодана».

2. Словарная работа: с толковым словарем учебника – самостоятельно:
Кибернетика-
духом домчаться -

 

3. Рассказ учителя:
Евгений Серафимович Велтистов (слайд № 11)
Род. в Москве, окончил Факультет журналистики МГУ, работал в печати
Наиболее известные произведения писателя вошли в цикл повестей объединенных главным героем — Электроником. Электроник — это робот, внешний вид которого был скопирован с реального мальчика московского школьника Сергея Сыроежкина. Первая книга цикла «Электроник — мальчик из чемодана» впервые увидела свет в публикации издательства Детская литература в 1964г..
По мотивам повести «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг» был снят телевизионный художественный фильм «Приключения Электроника».

4. РАБОТА НАД

1. Чтение 1 части- ученики

2. Чтение 2 части – сам –но
3. Вопросы: (слайд№14)
- Кто был в чемодане?
-Как выглядел Электроник?
- Почему он убежал?

4. Чтение - сам –но

5. вопросы:
-Описать Серёжу Сыроежкина;
-что было необычного в Электронике?
- Почему на стадионе качали Сыроежкина?

6. Чтение диалога: работа в паре.

1. Рассказ учителя:
Кир Булычев – это псевдоним писателя Игоря Всеволодовича Можейко.
(слайд № 13)

 

Родился в городе Москве. После окончания школы поступил в поступил на переводческий факультет Института иностранных языков, который закончил в 1957 г., после чего стал работать переводчиком на строительстве в Бирме. По специальности - востоковед. В 1959, вернувшись из Бирмы, поступил в аспирантуру Института востоковедения. Тогда же начал писать для журнала "Вокруг света" научно-популярные очерки, в связи с чем много ездил по стране. Он пишет книжки о девочке из будущего и характерен своим светлым и задушевным взглядом на завтрашний день.
Девочка с Земли" - это оригинальный сплав сказки, фантастики, заимствованный из устного народного творчества и известных произведений детской литературы, где все находит свое место: и шагающие кустики, и живые роботы, и шапка-неведимка, и три мушкетера.
Умер Кир Булычев в 2003 году.

2. Оформление тетради –сам-но
(слайд № 12)

3. Чтение об авторе - сам-но

4. Словарная работа:
Ниша –
Мидия –

ПРОИЗВЕДЕНИЕМ:

1. Чтение 1 части – сам-но

2. Чтение 2 части – ученики
Далее – сам-но
3. Чтение 3 части – учитель

 

 4. Найти описание внешности космонавта.
- Чтение описания.
5. Вопросы:
- Почему произведение можно отнести к фантастике?
- Какие человеческие качества будут важны и в будущем?

  1. ИТОГ УРОКА:

1. С каким жанром литературы познакомились на уроке?
- В чем особенность фантастики?
- Какие произведения читали? Кто их автор?
- Хотели ли вы иметь таких друзей как главные герои прочитанных произведений?

2. Оценки за урок.

 6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.