Цель урока:
- познакомить учащихся с фактами биографии Ломоносова;
- обобщить и углубить знания о филологической деятельности М.В.Ломоносова,
- показать Ломоносова как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров.
- развивать умения выразительного чтения одической поэзии,
- формировать активную гражданскую позицию учащихся;
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с учебником, просмотр презентаций..
1. Орг. момент. Определение целей урока. Запись эпиграфа к уроку.
С Ломоносова начинается наша литература. Он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим. (В.Г. Белинский)
2. Вступительное слово учителя.
Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей.
3. Биография Ломоносова. Просмотр презентации о биографии М. В. Ломоносова. (Презентация 1)
Слайд № 2
М. В. Ломоносов родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской семье.
Слайд № 3
В зимние месяцы, когда отцовские суда стояли на приколе и работы было меньше, Ломоносов учился читать и писать. Первыми учителями его были сосед Иван Шубной и дьячок приходской церкви С. Н. Сабельников.
Слайд № 4
В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни Холмогоры в Москву
Слайд № 6
В Москве в 1731 г. он поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за дворянского сына, поскольку крепостных в академию не принимали. Ломоносов становится одним из лучших учеников.
Слайд № 7
В 1735 г. он был послан в Петербург в академический университет
Слайд № 8
В 1736 г. трое студентов, в том числе и Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии.
Слайд № 9
За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге, у Геннеля.
Слайд № 10
X. Вольф был доволен успехами Ломоносова, выделяя его из других студентов. В 1738 г. он сообщал в Петербург: “У г. Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова между ними, при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться”.
Слайд № 11
В 1740 Ломоносов, обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел из Фрейберга без дозволения Академии.
По дороге из Марбурга в Голландию был насильно завербован в прусские солдаты, но бежал из крепости Везеля.
Слайд № 12
В июне 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию и вскоре назначен был в академию адъюнктом химии.
В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке;
в 1746 г. - о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук.
Слайд № 13
С 1748 г. Ломоносов работал в учреждённой по его инициативе Химической лаборатории академии; химическими исследованиями он занимался также в домашней лаборатории.
Слайд № 15
В 1753 г., Ломоносову, при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики.
В "Письме о пользе Стекла" он, обращаясь к Шувалову, пишет:
- Неправо о вещах те думают, Шувалов,
- Которые Стекло чтут ниже Минералов,
- Приманчивым лучом блистающих в глаза.
- Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Слайд № 17
Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную (4,8х6,44 м) мозаику “Полтавская баталия” (1762-1764).
Слайд № 18
В это же время учёный организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием "ночезрительной трубы".
Слайд № 19
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, “открытый для всех лиц, способных к наукам”, а не только для дворян.
Слайд № 20
Ученые люди, - доказывает Ломоносов, - нужны "для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом".
Слайд № 21
Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина, "чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве" ("Санкт-Петербургские Ведомости", 1764). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Слайд № 22
“Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник”, - так говорил о нём А. С. Пушкин
Ломоносов как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров.
4. Слово учителя.
Ломоносов бел не только талантливым физиком, химиком, астрономом и художником. Велика его роль в реформировании русского языка. Просмотр презентации 2. (Презентация 2)
Слайд № 1
Михаил Васильевич Ломоносов сыграл важную роль в укреплении и распространении русского языка в период XVIII века. Он создатель русской оды, автор поэм, поэтических посланий, научной грамматики русского языка.
Слайд № 2
"С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом… он был её Петром Великим", писал о нём В. Г Белинский.
Слайд № 3
Первым сочинением Ломоносова о языке было написанное в 1738 году в Германии "Письмо о правилах российского стихотворства. В нём он пишет: "Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить".
Слайд № 4
Страстно желая изменить отношение к русскому языку не только иностранцев, но и русских, он создаёт первую на русском языке “Российскую грамматику”, в которой впервые представляет научную систему русского языка.
Слайд № 5
Подчёркивая огромное значение грамматики, он писал: “Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики”.
Слайд № 6
Что же он сделал?
1) Ломоносов отделял звуки от букв. "Первые действительно голосу сопрягаются, и по справедливости гласными называются. Второго рода прилично согласными именованы."
Слайд № 7
2) Создал классификацию частей речи.
Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому
Слайд № 8
Посему слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения именований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; б) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междуметие для краткого изъявления движений духа.
Слайд № 9
Ломоносов выделил основные знаки препинания:
- запятая ,
- вопросительный знак ?
- точка.
- удивительный !
- две точки :
- единительный -
- точка с запятою ;
- вместительный ( )
Слайд № 10
В 1742 году Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук, большое внимание уделяя риторике – науке хорошо говорить.
В "Кратком руководстве к красноречию..." 1748 года учёный пишет: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем самым приклонять других к своему об оной мнением”.
Слайд № 11
В этой же работе он высказал идеи о стилях русского языка. Позднее в сочинении "О пользе книг церковных в российском языке" 1758 года Ломоносов создает получившую широкую известность теорию "трех штилей" русского языка
Слайд № 12
До Ломоносова русский литературный язык отличала беспорядочная смесь самых различных языковых элементов.
Слайд № 13
Все слова, какими может располагать русский язык, Ломоносов делит на три основных группы. К первому он относит слова, общие для языка церковных книг и для простого русского языка
Ко второму относятся в основном общеупотребительные слова и лишь некоторые слова церковных книг
Наконец, третий разряд составляют только слова общеупотребительные.
Слайд № 14
Высоким стилем "составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях"
Как просто написан знаменитый отрывок из “Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.”:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут:
Слайд № 15
Средним стилем писать "все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово", также стихотворные дружеские письма, элегии.
Слайд № 16
Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, басни. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные.
Слайд № 17
Теория "трех штилей" имела демократический характер:
- она ограничила употребление старославянских слов,
- приблизила литературный язык к разговорному.
- художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Слайд № 18
Ломоносов рассматривал свою стилистическую теорию также как средство борьбы со злоупотреблением иностранными словами.
Ломоносов говорит: "Таким старательным и осторожным употреблением … отвратятся дикие и странные слова нелепости, входящие к нам из чужих языков...."
Слайд № 19
Великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться. Он говорил, что иностранные слова нужно переводить на русский язык, а если это невозможно, то стараться придавать форму, близкую русскому языку.
Слайд № 20
“В геометрии должно сказать: этот угол прямой, а не прям”.
Ломоносов предложил
- вместо “бергверк” говорить рудник,
- вместо “дак” – кровля,
- “перпендикулы” – маятник.
Слайд № 21
Ему принадлежат и такие нововведения, как “упругость тел”, “земная ось”, “удельный вес”, “преломление лучей”, “магнитная стрелка”, “опыт”, “наблюдение”.
Слайд № 22
Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат, “ваторпас” на ватерпас и т. д.
В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины.
Слайд № 23
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе. Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя торжественные и философские оды-размышления
Слайд № 24
Как поэт Ломоносов воспевал то, над чем работал как ученый. Вот так он описывал солнце, очень ясно представляя себе, что оно похоже на расплавленный океан, в котором огненные вихри налетают друг нa друга, словно они борются один с другим...
Там огненные валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков,
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят
Слайд № 25
Ломоносов удивительно тонко передает живое дыхание, безграничность мира, его тайную невидимую связь с каждой клеточкой земного бытия:
Лицо свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь,
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Ломоносов – великий сын земли русской, сделал всё, чтобы прославить её в веках.
Слайд № 26
“Карл Пятый, римский император, говаривал, что
ишпанским языком с богом, французским с друзьями,
немецким с неприятелем, итальянским с женским
полом говорить прилично. Но если бы он
российскому языку был искусен, то конечно к тому
присовокупил бы, что им со всеми оными говорить
пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие
ишпанского, живость французского, крепость
немецкого, нежность итальянского, сверх того
богатство и сильную в изображениях краткость
греческого и латинского языка”.
Михайло Васильевич Ломоносов
5. Работа с учебником. Чтение с. 42-49. Составление таблицы (работа с учебником), представление “штилей”. Запись, пользуясь словарём определения оды.
Штиль | Лексика | Жанры |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |
6. Работа с “Одой на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года.
“Ода написана после того, Елисавета Петровна утвердила новый устав Академии Наук. С этим уставом Ломоносов связывал надежды на успешное развитие наук в России.
- Какова ведущая тема оды “На день восшествия…”? Как с ней связаны другие, свободно развивающиеся темы?
- Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный в оде.
- Какое отношение выразил Ломоносов к Петру? Какие художественные приёмы, свойственные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?
- Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения использует он, чтобы воссоздать образ Родины?
- Что, по мнению автора, необходимо для процветания и благоденствия Родины?
Вывод: Мечтая о преобразовании жизни Родины, Ломоносов выступал за “утверждение наук в Отечестве”, которое одухотворит человека, наполнит высокими помыслами и благородными порывами. Таким пафосом проникнута филологическая деятельность учёного, стремившегося проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихосложения.
Д. з. С.58, вопрос № 1-5. Выразительное чтение.