Урок литературы в 9-м классе. Подготовка к итоговому собеседованию

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: анализ текста


Готовимся к итоговому собеседованию по литературе: анализ текста, пересказ, выражение собственного отношения.

Цель: Подготовить учащихся к успешному прохождению итогового собеседования по литературе, закрепить навыки анализа художественного текста, пересказа, выражения собственного мнения с аргументацией.

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать знания учащихся по основным направлениям литературы 9 класса.
  • Отработать навыки анализа художественного текста (фрагмента).
  • Отработать навыки пересказа текста с сохранением основной мысли.
  • Научить выражать собственное отношение к прочитанному, аргументируя свою точку зрения.

Развивающие:

  • Развивать устную речь учащихся, умение логично и последовательно излагать свои мысли.
  • Развивать навыки критического мышления и анализа информации.
  • Развивать умение слушать и понимать собеседника.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к чтению и литературе.
  • Воспитывать культуру речи и уважительное отношение к мнению других.

Тип урока: Урок-практикум.

Форма работы: Фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование:

  • Раздаточный материал с текстами для анализа (фрагменты из изучаемых произведений).
  • Памятки с алгоритмами анализа текста, пересказа, выражения собственного мнения.
  • Мультимедийный проектор (желательно) для демонстрации заданий и примеров.
  • Оценочные листы (критерии оценивания итогового собеседования).

Ход урока

I. Организационный момент (2 минуты)

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Объявление темы и цели урока.

II. Актуализация знаний и мотивация (5 минут)

Беседа:

  1. Напомнить учащимся о предстоящем итоговом собеседовании.
  2. Спросить, какие вопросы и задания вызывают наибольшую тревогу.
  3. Подчеркнуть важность подготовки к данной процедуре.

Мини-тест (устно): Вспомнить основные произведения, изученные в 9 классе (например: "Слово о полку Игореве", А.С.Пушкин "Евгений Онегин", М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени", Н.В.Гоголь "Ревизор", А.П.Чехов (рассказы по выбору).

III. Повторение теоретического материала (5 минут)

Памятка (проецируется на экран или выдается в распечатанном виде):

  1. Алгоритм анализа художественного текста:
  2. Определите тему и идею произведения.
  3. Определите основные проблемы, поставленные автором.
  4. Определите жанр произведения.
  5. Определите художественные особенности (языковые средства, образы, символы).
  6. Определите роль данного фрагмента в произведении.
  7. Выразите своё отношение к прочитанному.

Алгоритм пересказа текста:

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Выделите ключевые моменты.
  3. Составьте план пересказа.
  4. Перескажите текст, сохраняя последовательность событий и основную мысль.
  5. Используйте простые и понятные фразы.
  6. Алгоритм выражения собственного мнения:
  7. Четко сформулируйте свою позицию.
  8. Приведите не менее двух аргументов в поддержку своей точки зрения.
  9. Подкрепите аргументы примерами из текста или жизненного опыта.
  10. Сделайте вывод, подтверждающий вашу позицию.

Обсуждение: Учитель напоминает об основных критериях оценивания итогового собеседования.

IV. Практическая работа (25 минут)

Задание 1: Анализ текста (10 минут)

Разделить класс на небольшие группы (по 3-4 человека).

Каждой группе выдать фрагмент художественного текста (например, описание природы из "Евгения Онегина", сцену знакомства Печорина и Максима Максимыча, финал "Ревизора").

Задача: Провести анализ текста по предложенному алгоритму и подготовить устное выступление.

Представители от каждой группы выступают с анализом текста.

Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся.

Задание 2: Пересказ текста (10 минут)

Каждому ученику индивидуально дается небольшой отрывок текста (другой, чем в первом задании).

Задача: Подготовить пересказ текста, сохраняя основные мысли и события.

Несколько учеников пересказывают текст.

Учитель корректирует и оценивает пересказы.

Задание 3: Выражение собственного мнения (5 минут)

Предложить учащимся тему для дискуссии, связанную с одним из изученных произведений (например: "Согласны ли вы с утверждением, что Печорин – герой своего времени?", "Актуален ли "Ревизор" Гоголя в наши дни?", "Нужно ли читать классическую литературу в современном мире?").

Учащиеся должны аргументированно высказать свою точку зрения.

Учитель модерирует дискуссию, направляя учащихся к аргументированным ответам.

V. Имитация итогового собеседования (дополнительно, если позволяет время)

Вызвать к доске несколько учеников и провести с ними имитацию итогового собеседования, используя типовые задания (чтение текста вслух, пересказ, ответы на вопросы).

Остальные учащиеся выступают в роли экспертов, оценивая ответы одноклассников по критериям итогового собеседования.

VI. Подведение итогов и рефлексия (3 минуты)

Обсуждение:

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какие навыки удалось закрепить?
  • Какие задания показались наиболее сложными и почему?

Учитель дает общую оценку работы класса.

Подчеркивает важность систематической подготовки к итоговому собеседованию.

VII. Домашнее задание

  1. Повторить изученный материал.
  2. Найти в интернете примеры заданий итогового собеседования и потренироваться в их выполнении.
  3. Написать небольшое эссе на тему одного из изученных произведений, выразив свое личное отношение к нему.
  4. Критерии оценивания (в устной форме):
  5. Понимание текста и умение его анализировать.
  6. Точность и полнота пересказа.
  7. Логичность и аргументированность высказывания собственного мнения.
  8. Культура речи и грамотность.

Пример фрагментов текста для анализа (на выбор):

  1. Описание природы из "Евгения Онегина" (например, "Унылая пора! очей очарованье…").
  2. Монолог Чацкого из комедии "Горе от ума" (на выбор).
  3. Описание внешности Печорина из "Героя нашего времени" (портрет, данный Максимом Максимычем).
  4. Сцена немой сцены из "Ревизора".
  5. Сцена из рассказа А.П.Чехова (например, "Хамелеон", "Тоска").