Урок литературы в Интернете как средство дистанционного обучения старшеклассников

Разделы: Литература


Одним из важнейших требований, предъявляемых сегодня к системе образования, является доступность, понимаемая в том числе как наличие вариантов программ для разных групп школьников. Успех работы учителя и учеников зависит от умения педагога создать условия, которые обеспечили бы полноту удовлетворения образовательных запросов каждого учащегося. От учителя требуют формирования индивидуальных образовательных маршрутов как для учащихся, проявляющих особые способности, так и для учащихся, не справляющихся со школьной программой. Но на уроках литературы в простой школе, без гуманитарного уклона, осуществить это становится все труднее, так как, во-первых, до минимума сокращено количество часов, во-вторых, отменен обязательный экзамен по литературе, а низкая читательская культура современного общества стала общеизвестной истиной. В таких непростых условиях повысить интерес старшеклассников к уроку литературы мне помогает Интернет-урок, который можно считать элементом дистанционного обучения.

Опыт использования дистанционных форм обучения в Санкт-Петербурге представлен пока очень узко: на уровне отдельных образовательных учреждений, в основном системы высшего профессионального образования. Есть примеры успешной работы педагогов по разработке учебных пособий на электронных носителях. В системе общего образования сделаны отдельные шаги по обучению в дистанционном режиме детей с ограниченными возможностями, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. В экспериментальном режиме отрабатывается технология проведения дистанционных олимпиад по различным предметам. Это направление активно развивается, но школьный учитель пока является одиночкой-экспериментатором. И трудность не столько в создании сайтов и разработке материалов для дистанционного обучения, сколько в мотивированности учащихся. Лучшие школы очень скоро составят «умные» сайты дистанционного обучения, затратив на это немало времени и усилий. Но непросто будет убедить школьников в необходимости зайти на учебный сайт, чтобы выполнить задание учителя.

И вот тут на помощь учителю должен прийти Интернет и социальные сети как средство дистанционного обучения старшеклассников. В постоянном контакте ребенка с Интернетом взрослые зачастую видят минусы и стараются ограничить время общения ребенка как с компьютером, так и с Интернетом. Но можно и нужно найти в данном современном явлении плюсы. В этом году студентами РГПУ им. А.И.Герцена был проведен опрос среди учеников Санкт-Петербурга, который позволил выяснить, сколько времени проводит современный школьник в Интернете, какие сайты чаще всего посещает, отвлекает ли Интернет от учебы и что они могли бы сами предложить по оптимизации работы с Интернетом. Были получили следующие данные: дети проводят в Интернете от 2 до 8 часов в день, сидя в большей степени на сайтах, которые не касаются учебы, а на вопрос о том, что бы они сами предложили для более эффективной работы с Интернетом, большее количество опрашиваемых ответило, что нужно выключать на время учебы социальные сети, такие как "ВКонтакте", потому что, чем еще заниматься в Интернете, чтобы это было полезно, дети не знают. Это говорит о том, что подростки признают свою Интернет-зависимость и считают, что Интернет мешает их учебе.

Но правильным решением этой проблемы будет не борьба с Интернетом, а использование его во благо. Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности, 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности [3]. Обычный урок не всегда учитывает эти компоненты формирования познавательного интереса, что и явилось одной из причин введения новых образовательных стандартов. Использование же Интернет-ресурсов характеризуется всеми данными компонентами и на сегодняшний день является наилучшей деятельностью.

На международной конференции "Компьютерная сеть Relcom" уже в 1992 году было отмечено, что грамотное использование подростком сети Интернет может стать одним из основных источников для занятия самообразованием, позволяющим более быстро постигать новое. Уже в детстве осознав, что Интернет - это неограниченный источник данных, ребенок или подросток начинают его исследовать. Процесс поиска в этом случае тоже является частью самообразования ребенка. Будучи завтрашним основным потребителем информации, он должен уметь в ней ориентироваться, ее находить и структурировать. Чтобы всего этого достичь, ему необходимо научиться пользоваться поисковыми системами, понять тонкости формулировки ключевых слов для поиска и т.д. [2, стр. 190]. Этот аспект отмечает и Фонд Развития Интернета, что сеть - это обширная библиотека, где можно найти тексты на любую тему. Во всемирной сети содержится огромное количество энциклопедических изданий, которые трудно найти в обычной библиотеке, а там доступ к ним постоянный и легкодоступный. В некоторых отношениях Интернет-библиотека лучше, чем большинство библиотек, по крайней мере, с точки зрения подростка. С одной стороны, подобная информация может быть бесполезна и лишена всякого практического значения. С другой стороны, Интернет предоставляет подросткам самим решить для себя, какая информация полезна, а какая - нет. Кроме того, у человека в сети появляется желание завести с кем-нибудь разговор на интересующую тему; дети-интроверты, которые замкнуты в себе, в Интернете чувствуют себя уверенней, легче раскрываются. А благодаря Интернету, общаться можно с любым человеком на Земле, узнавая из этого общения новую информацию, делясь своими мыслями и идеями и получая то же самое от своего собеседника [5].

Учитель 21 века все это должен учитывать. Есть много примеров эффективного использования Интернета и на уроке, и для домашних заданий как средства воспитания и образования. Вот некоторые из них:

  • использование метода разработки Интернет-проектов по актуальным для урока темам. Например: "Постмодернизм в современном искусстве", "Произведения русской классической литературы в кино»;
  • сбор информации с помощью Интернета по тематике урока и оформление наглядного материала в виде распечаток или презентаций;
  • Сервис "WikiWall" – это wiki-стенгазета, которая позволяет группе людей располагать на странице и редактировать блоки с текстами, картинками и видео. Wiki-стенгазета поддерживает сохранение версий и обработку вики-синтаксиса (используется диалект WackoWiki) при просмотре страницы. Учитель может предложить учащимся несколько тем. В зависимости от класса дети могут и сами предложить тему своей стенгазеты в рамках программы по литературе. Педагог помогает детям сформулировать проблему, цель и задачи проекта; организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Учащиеся осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему будущей газеты, определяют свои потребности, распределяются по группам. Создание школьных тематических онлайн-газет или газеты класса в среде WikiWall можно использовать для организации проектной деятельности учащихся и развития их познавательного интереса. Ребята с удовольствием включаются в работу, оформляя виртуальную стену по любой предложенной литературной теме и делясь своими открытиями с другими пользователями, открывая свою виртуальную стенгазету для просмотра всем пользователям [4];
  • предложение найти литературные конкурсы или уже готовые проекты, реализуемые посредством Интернета;
  • популяризация старшеклассникам онлайн-порталов для развития их читательского кругозора (например, в социальной сети «ВКонтакте» есть интересные группы – клубы настоящих любителей литературы «Поэзия – стихи, поэты, игры, конкурсы и общение», «Мир искусства» и др.);
  • организация собственного классного блога, в котором учащиеся смогут записывать новую интересную информацию на литературную тему, а также будут делиться со своими одноклассниками информацией.

Последний вариант работы для меня оказался эффективным элементом дистанционного обучения старшеклассников литературе. В 2009 году мы с учениками десятых классов нашего лицея создали в одной из популярных среди школьников социальных сетей «ВКонтакте» клуб «Урок литературы лицей 329». Виртуальный урок позволил использовать разнообразные формы и методы домашней работы, которые оказались интересны для ребят и значительно повысили их активность и на «реальных» уроках.

Хочется отметить, что социальная сеть «ВКонтакте» очень удобна для дистанционного обучения. И дело не только в том, что отдельный сайт или блог, созданный учителем (а такие попытки у меня были), ребята не посещали каждый день, а «ВКонтакте» почти у всех есть собственная страница, и для общения по интересам школьники заходят туда каждый день. Дело в том, что структура страницы «ВКонтакте» позволяет успешно использовать разнообразные технологии, обеспечивающие двунаправленное взаимодействие учителя и ученика, ученика и других источников информации, в том числе ЭОР.

В описании группы «Урок литературы лицей 329» (Приложение 1) выложены те требования, которые мы с ребятами совместно выработали как необходимые для каждого невиртуального урока, и тематическое поурочное планирование, чтобы к каждому уроку старшеклассник смог подготовиться заранее, когда будет свободное время или появится желание. Таким образом, каждый ученик теперь мог решить для себя вопросы своего образовательного маршрута. Раньше традиционным ответом на вопрос учителя: «Почему Вы не готовы к уроку?» – был ответ: «Я не знал, что задано». Теперь такой вопрос не имеет смысл задавать. Кроме того, есть возможность выполнить домашнее задание прямо в группе.

Для этого в сети есть удобные формы подачи материала, обеспечивающие и возможность выбора задания, и успешную самостоятельную образовательную деятельность обучающегося (Обсуждения, Фотоальбомы и Комментарии к фотографиям, Аудиозаписи, Видеозаписи). Обсуждения позволяют, например, получить первые впечатления учащихся от прочитанного произведения. Причем, как правило, высказываются те, кого очень «задела» книга, тема урока. Обсуждения получаются очень искренними и эмоциональными и позволяют, с одной стороны, заинтересовать одноклассников, а с другой стороны, дают возможность учителю правильно построить урок в школе (Приложение 2).

С большим интересом ребята помещают в группу Видеозаписи и Аудиозаписи, связанные с темой урока литературы. К сожалению, количество часов по программе с каждым годом сокращается, и на просмотр видеофрагментов или прослушивание аудиозаписей на уроке литературы почти не остается времени. Благодаря группе, ребята делают это как домашнее задание, сравнивая с тем, что обсуждалось на уроке (Приложение 3). Особо хочу обратить внимание на то, что все это делается разными учениками и только по их собственному желанию, а не по заданию учителя: они словно соревнуются, кто лучший администратор группы, кто первым найдет дополнительный материал к уроку литературы, у кого будет интереснее.

Наиболее плодотворной является в группе форма работы «Фотоальбом». Почти все фотоальбомы, имеющиеся в группе, составлены ребятами самостоятельно и добровольно. Им интересно потом добавлять новые фотографии на выбранную тему. На оценку обязательно оставить комментарий к фотографиям с использованием текста произведения или критических материалов. Но старшеклассники не ради оценки стараются. Им действительно очень нравится находить новый материал на литературную тему в Интернете и делиться с одноклассниками. И бесценным подарком учителю и будущим старшеклассникам остались в группе замечательные фотоальбомы: «Герои романа «Преступление и наказание» (сост. Мазнева Ксения), «Вишневый сад» в постановке М.Захарова» (сост. Денежкина А.), «Поэты-футуристы» (сост. Романов Е.), «Поэты Серебряного века» (сост. Беляева С.), «Писатели 20 века» (сост. Шафикова Л.), «Владимир Высоцкий» (сост. Бурейко К.). Данные фотоальбомы можно использовать на уроках в школе (Приложение 4).

С осени 2011 года новый формат страницы имеет раздел «Документы», и теперь любые текстовые документы и даже презентации тоже можно выложить в группе. Это хорошо использовать в целях закрепления какой-либо темы перед контрольной работой или для публичного представления результатов творческих проектов.

Урок в Интернете позволяет напрямую использовать любые ЭОР. Наиболее интересные можно поместить в разделе «Ссылки». Нашими друзьями являются очень познавательные группы данной социальной сети «Памятники книгам и сказочным героям» и «Поэзия Серебряного века», а также социальная сеть педагогов Невского района Санкт-Петербурга 2berega.spb.ru.

Разделы «Сообщения», «Стена» и «Комментарии» дают возможность прямого общения и взаимодействия обучающихся с учителем в процессе совместной творческой деятельности

Наша группа «Урок литературы лицей 329» плодотворно работала в течение двух лет. Результаты дистанционного общения в Интернете оказались очень успешными как для старшеклассников, так и для меня. Были решены многие проблемы.

1. Старшеклассники, вынужденные по разным причинам длительное время пропускать занятия в школе, смогли вовремя узнавать домашнее задание и получили возможность выполнять его в удобное для них время. И что важно: им хотелось выполнять домашнее задание. Снималась конфликтная ситуация. Кроме того, учитель может дистанционно оценить работу ученика. И если ученик понял свои недочеты, то он переделывает свою работу на более высокую оценку. Высокое качество знаний выпускников в 2011 году явилось объективным показателем успешности такой работы – из 52 выпускников по литературе 16 человек получили за год оценку «5» (отлично), 25 человек – «4» (хорошо). Интерес к литературе у выпускников значительно вырос именно благодаря Интернет-уроку.

2. Ученики, увлекающиеся литературой, получили возможность углублять знания по предмету и делиться своими исследованиями с одноклассниками и с учителем. Это, как правило, одаренные дети, которым не хватает часов, выделенных школьной программой. Ограниченный временной режим работы на уроке теперь не огорчал никого. Все знали, что продолжить обсуждать вопросы, которые возникли на уроке, можно дома в Интернете в любое удобное время. Одна из самых активных участниц группы Мазнева Ксения стала победителем районного и регионального этапов олимпиады по литературе.

3. Учащиеся, готовящиеся к ЕГЭ по литературе, получили возможность углубленного изучения программы. Учитель смог руководить самостоятельной образовательной деятельностью обучающихся. Выпускной экзамен по литературе в этом году успешно сдали 6 человек (максимальный балл – 78 баллов, средний балл 60 при среднем балле Невского района Санкт-Петербурга 51).

4. Ученики, не решающиеся по каким-то причинам активно работать на уроке, смогли попробовать высказать свое мнение в группе. И после нескольких удачных дистанционных высказываний они начали активно работать и на уроках. Ответы в группе способствуют формированию коммуникативных навыков, умению продуктивно взаимодействовать с людьми. Опыт самостоятельной образовательной деятельности в Интернет-уроке дал возможность для успешной социальной адаптации.

Конечно, урок литературы в Интернет-группе как средство дистанционного обучения требует методического совершенствования и вряд ли будет признан комиссией при аттестации учителя (сеть «ВКонтакте» блокируется во всех ОУ). Но, на мой взгляд, не вызывают сомнений главные достоинства такого использования Интернета. Во-первых, по прогнозам многих аналитиков, роль социальных сетей будет повышаться, уменьшатся негативные стороны такого общения. Во-вторых, в данном опыте работы, безусловно, происходит правильное смещение акцентов с пассивного обучения на самообразование, что является актуальной мировой тенденцией современного информационного общества с его ориентацией на идеи непрерывного образования. В-третьих, такое обучение организуется не в рамках учебной группы, где познавательный процесс синхронизирован и жестко ограничен во времени, а по индивидуальному графику, учитывающему особенности обучающегося (психофизическое состояние, здоровье, индивидуальный стиль деятельности и т.п.) А благодаря мобильности, предоставленной Интернет-уроком, ученик и на уроке может стать успешным и творчески активным.

От учителя Интернет-урок требует, конечно, образовательной и информационной культуры и немало времени. Роль учителя не сводится к простой трансляции информации: он должен постоянно стимулировать и поддерживать устойчивую позитивную мотивацию обучающегося как на уроке, так и в Интернете. И представленный опыт педагогической деятельности показывает, что такая форма дистанционного обучения как Урок литературы в Интернете (в частности в социальной сети) способствует повышению уровня доступности качественного образования для всех категорий обучающихся, у которых в старших классах в силу разных обстоятельств, связанных с субъективными и объективными условиями, ограничены возможности для его получения, а педагог зачастую не желает вникать в эти обстоятельства. Психологи отмечают главную отличительную черту старшеклассников - формирование ощущения собственной взрослости в сочетании со стремлением не только быть, но и считаться взрослым. На первый план выступает общение со сверстниками, их оценки и ценности. Претендуя на признание своей взрослости, подростки выражают стремление к самоутверждению так сильно, что оно порой приобретает нежелательный характер и приводит к конфликтам со взрослыми. Стремясь к самоутверждению, с учителем учащиеся старших классов предпочитают быть на равных. В то же время внутренне они часто застенчивы, легкоранимы [1]. Интернет-урок учитывает все перечисленные психологические особенности старшеклассников и помогает успешно решать непростые ситуации, которые возникают в старших классах между педагогом и учеником. Бесспорный плюс виртуального урока в том, что не учитель доминирует в данной группе. В идеале участие педагога в Интернет-уроке должно быть вообще незаметно. Главное – заинтересовать детей своим предметом. А урок, на котором всем ученикам интересно, и есть заветная мечта каждого учителя.

Список литературы:

  1. Денисова Е. С.; Журнал: «Возрастная психология детей». 2008.
  2. Международная конференция "Компьютерная сеть Relcom". Доклады 21-24 апреля 1992 / Под ред. Ю. Горнастаева, М. Международный центр научной и технической информации.
  3. Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей. // Вопр. психол. - 1980. №2.
  4. http://www.nachalka.com/ Портал для учителей, учеников и родителей.
  5. http://www.fid.su/projects/school/mysafernet/ Фонд Развития Интернет.