Цели урока:
- Совершенствовать навык техники чтения в двух формах: вслух и молча, видеть, понимать и передавать настроение героев, учиться анализировать произведение, уметь выражать свои мысли, чувства.
- Развивать речь, внимание, память. Коррекция зрительно-слухового восприятия с опорой на память.
- Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, взаимовыручки
ХОД УРОКА
Этапы урока, упражнения |
Содержание урока |
|||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. |
|
|||||||||||||||||||||||||
1. Психологический настрой детей | – Сегодня на уроке нам встретятся упражнения, которые требуют от нас активности глаз, слуха и внимания. | |||||||||||||||||||||||||
2. Таблица Шульте. Систематические упражнения в ее прочтении (каждый раз новый вариант) расширяют поле обзора глаза при чтении. |
– Посчитать по порядку числа в
таблице, глазки должны смотреть снизу-вверх; (засекаю
время):
– Посмотрите на доску и прочитайте молча:
– Прочтите вслух. Эти строки являются девизом нашей работы. |
|||||||||||||||||||||||||
3. Упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности. | – На доске зашифровано слово:
– Расшифровать и прочитать его вы сможете, выполнив следующее задание: – Сопоставьте одинаковые геометрические
фигуры и вы узнаете последовательность букв. На доску прикрепляется портрет писателя. |
|||||||||||||||||||||||||
II. Постановка цели урока. | – Сегодня на уроке мы продолжаем чтение сказки “Серая шейка”, работаем над третьей главой, учимся анализировать произведение и развивать навык правильного, выразительного чтения. | |||||||||||||||||||||||||
1. Работа со слоговыми таблицами разной структуры; | – Прочитайте слоги, которые нам
встретятся при чтении:
Индивидуальное чтение карточек |
|||||||||||||||||||||||||
2. Работа над литературным произношением слов | – Обратите внимание, некоторые
слова читаются не так, как пишутся:
– Прочитайте глазками слова и подумайте, какое правило чтения объединяет эти слова? (На конце слов произносится [во], вместо [го]). Запомните это правило и читайте правильно. |
|||||||||||||||||||||||||
III. Проверка домашнего задания. | – Проверку домашнего чтения проведем по цветным карточкам. (В каждой карточке свое задание. Задания даны разной сложности чтения. Карточку дети выбирают сами, и предлагаются осколки картины. Каждый осколок помечен цветом, совпадающим с определенной карточкой). | |||||||||||||||||||||||||
1. Упражнение на логическое мышление. |
|
|||||||||||||||||||||||||
2. Работа с “осколочной картинкой” (рисунок к сказке “Серая шейка”). |
– Ребята вы сейчас читали разными
тренировочными видами чтения. Для чего нам это
нужно уметь? (Для правильного чтения.) Ответы детей. |
|||||||||||||||||||||||||
3. Развитие связной речи. | – Кто из вас видел наш зимний лес? – Какой он зимой? Ответы детей. – А теперь представте, что мы оказались с вами в
этом лесу. |
|||||||||||||||||||||||||
4. Чтение слов в столбиках. | У каждого ребенка лежит на
парте словарь настроений. Дети читают и находят слова.
– Настроение зимней природы изображают не только художники, но и писатели. Послушайте, как писатель Мамин-Сибиряк передает это настроение описанием зимнего леса. Закройте глаза, внимательно слушайте и запоминайте. |
|||||||||||||||||||||||||
5. Включение задания с опорой на несколько анализаторов. | Учитель читает описание
зимнего леса. – Откройте глаза. Работаем дальше. Какие картины вы себе представили и увидели? Ответы детей. |
|||||||||||||||||||||||||
6. Работа над текстом. | – Работаем над 3-й главой.
Начинаем читать вместе со мной, обращая внимание
на настроение этой части? – Какие слова готовят нас к такому настроению? |
|||||||||||||||||||||||||
7. Новая технология обучения
чтению:
|
А) Чтение текста учителем и
учениками. Учитель начинает читать рассказ (3-4 предложения), затем любой вызванный ученик повторно прочитывает эти фразы и продолжает читать дальше, но не начнет сильно спотыкаться. Б)
Чтение по цепочке с заданием. В) Чтение молча. Проводится беседа по вновь прочитанному тексту: – Какое настроение у всей этой части? Ответы детей. |
|||||||||||||||||||||||||
8. Работа над трудными словами, которые встретились в тексте | Ребята плавно, целыми словами читают трудные слова, написанные на доске. (хоровым чтением, дуэтом, по одному). | |||||||||||||||||||||||||
9. Работа над значением этих слов. |
– К чему готовят нас такие слова? К какому настроению? Ответы детей. |
|||||||||||||||||||||||||
10. Чтение первых трех предложений
одним учеником. Чтение за диктором. Упражнение на развитие оперативной памяти. |
– Сейчас мы прочитаем еще раз о
зимнем лесе и узнаем, верны ли ваши
предположения, а в процессе чтения будьте
наблюдательными. Итак, представьте, мы входим в
зимний лес. Что происходит в природе? (Борьба) – В каком предложении выражена главная мысль этого эпизода? Ответы учащихся, подкрепленные текстом. – К чему готовит нас природа? (К опасности) |
|||||||||||||||||||||||||
11. Упражнение на зрительное восприятие. | – С кем встретилась Серая шейка? (С
лисой, с зайцем) На доске развешаны картинки героев (лиса, утка, заяц), и прикреплены слова бессистемно. БЕДНАЯ БЕЗЗАЩИТНАЯ ЗЛОРАДСТВУЕТ РАДУЕТСЯ КОВАРНАЯ ЖЕСТОКАЯ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ СОЧУВСТВУЕТ ТРУСЛИВ – Расставьте подходящие слова к героям нашей сказки? (Показать стрелками) |
|||||||||||||||||||||||||
12. Работа над интонационной стороной текста. | – Какой интонацией будем читать
слова лисы? – С какой интонацией прочитаем слова зайца? – Каким голосом показать, что говорит Серая шейка? (Дрожащим, ужас в голосе) – Как должен читать автор? |
|||||||||||||||||||||||||
13. Чтение по ролям. | – Читаем так, чтобы передать состояние героев при разговоре. | |||||||||||||||||||||||||
IV. Итог урока. Выставление оценок. | – Итогом нашего урока будет
пословица. (Пословицы прикреплены к доске) – Прочитайте глазками. – Прочитайте хором последнее предложение. – Какая пословица подходит к этому предложению?
– Правильно, эта пословица лучше всего отражает тему урока. |
|||||||||||||||||||||||||
V. Домашнее задание. | Выразительное чтение 4 главы по плану работы на уроке. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ.
БЕСПОКОЙНОЕ | ЛИКУЮЩЕЕ | СКОРБНОЕ |
БОДРОЕ | ЛЮБОВАНИЯ | СКРЫТНОЕ |
БОЯЗЛИВОЕ | МЕЧТАТЕЛЬНОЕ | СМЕШНОЕ |
БУРНОЕ | МРАЧНОЕ | СОЛНЕЧНОЕ |
ВЕСЕЛОЕ | НАСМЕШЛИВОЕ | СОННОЕ |
ВОЗБУЖДЕННОЕ | НЕЖНОЕ | СОСРЕДОТОЧЕННОЕ |
ВОЗМУЩЕННОЕ | НЕТЕРПЕЛИВОЕ | СОЧУВСТВУЮЩЕЕ |
ВОСПЕВАЮЩЕЕ | ОЖИДАНИЕ | СПОКОЙНОЕ |
ВОСТОРЖЕННОЕ | ПЕЧАЛЬНОЕ | ТАИНСТВЕННОЕ |
ВЫСМЕИВАЮЩЕЕ | ПОУЧИТЕЛЬНОЕ | ТЕПЛОЕ |
ГЕРОИЧЕСКОЕ | ПРИВЕРЕДЛИВОЕ | ТИХОЕ |
ГРУСТНОЕ | РАДОСТНОЕ | ТРЕВОЖНОЕ |
ЖУТКОЕ | РОБКОЕ | ТОСКЛИВОЕ |
КАПРИЗНОЕ | СЕЬЕЗНОЕ | ШУТЛИВОЕ |