Урок литературы в коррекционно-развивающей системе обучения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк. Сказка "Серая шейка"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Совершенствовать навык техники чтения в двух формах: вслух и молча, видеть, понимать и передавать настроение героев, учиться анализировать произведение, уметь выражать свои мысли, чувства.
  • Развивать речь, внимание, память. Коррекция зрительно-слухового восприятия с опорой на память.
  • Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, взаимовыручки

ХОД УРОКА

Этапы урока, упражнения

Содержание урока

I. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело четко говорим
И тихонечко сидим.

1. Психологический настрой детей – Сегодня на уроке нам встретятся упражнения, которые требуют от нас активности глаз, слуха и внимания.
2. Таблица Шульте.
Систематические упражнения в ее прочтении (каждый раз новый вариант) расширяют поле обзора глаза при чтении.
– Посчитать по порядку числа в таблице, глазки должны смотреть снизу-вверх; (засекаю время):
2 14 5 11 7
18 17 15 22 3
6 23 4 19 20
13 25 16 10 9
1 24 12 21 8

– Посмотрите на доску и прочитайте молча:

Смотрим, слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

– Прочтите вслух. Эти строки являются девизом нашей работы.

3. Упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности. – На доске зашифровано слово:

– Расшифровать и прочитать его вы сможете, выполнив следующее задание:

– Сопоставьте одинаковые геометрические фигуры и вы узнаете последовательность букв.
– Прочитайте, какое слово зашифровано? (Сказка)
– Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке?(“Серая шейка”)
– Кто написал эту сказку? (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
– Прочитайте хором.
– Это наш уральский писатель. Он умер, но его произведения живут, их с удовольствием читают дети и взрослые.

На доску прикрепляется портрет писателя.

II. Постановка цели урока. – Сегодня на уроке мы продолжаем чтение сказки “Серая шейка”, работаем над третьей главой, учимся анализировать произведение и развивать навык правильного, выразительного чтения.
1. Работа со слоговыми таблицами разной структуры; – Прочитайте слоги, которые нам встретятся при чтении:
ПОД
НАД
НОВ
ЛИВ
ПЯТ
ЖЕН
СТА
СКО
СЛУ
СМИ
КРА
СТРА
КРЫЛ
КРАЛ
СТЕК
ЗВЕЗД
СРЕКТ
ЛАСЬ
ЛОСЬ
ЛЫНЬ
БОРЬ
НОЧЬ
ЖИЗНЬ

Индивидуальное чтение карточек

2. Работа над литературным произношением слов – Обратите внимание, некоторые слова читаются не так, как пишутся:

НЕ'ЧЕГО - [ЕВО],
ВСЕГО' - [ЕВО],
ЛИ'ШНЕГО - [ЕВО] ,
СВОБО'ДНОГО - [ОВО]

– Прочитайте глазками слова и подумайте, какое правило чтения объединяет эти слова? (На конце слов произносится [во], вместо [го]). Запомните это правило и читайте правильно.

III. Проверка домашнего задания. – Проверку домашнего чтения проведем по цветным карточкам. (В каждой карточке свое задание. Задания даны разной сложности чтения. Карточку дети выбирают сами, и предлагаются осколки картины. Каждый осколок помечен цветом, совпадающим с определенной карточкой).
1. Упражнение на логическое мышление.

Прочитать 1, 2 абзацы с отрывом взгляда от текста

Прочитать 3 абзац под углом 90о градусов

Прочитать 4, 5, 6 абзацы, передавая состояние героев

Прочитать безошибочно 7 абзац

Прочитать 8 абзац с прикрытым листом

2. Работа с “осколочной картинкой” (рисунок к сказке “Серая шейка”).

– Ребята вы сейчас читали разными тренировочными видами чтения. Для чего нам это нужно уметь? (Для правильного чтения.)
– Картина составлена. Куда мы попали? Кого мы видим в лесу?

Ответы детей.

3. Развитие связной речи. – Кто из вас видел наш зимний лес?
– Какой он зимой?

Ответы детей.

– А теперь представте, что мы оказались с вами в этом лесу.
– Какое настроение создает картинка этого леса?
– Найдите в словаре настроений слова подходящие к этой картинке. (Приложение)

4. Чтение слов в столбиках. У каждого ребенка лежит на парте словарь настроений.
Дети читают и находят слова.
  • 1 ряд – в 1-м столбике
  • 2 ряд – во 2-м столбике
  • 3 ряд – в 3-м столбике

– Настроение зимней природы изображают не только художники, но и писатели. Послушайте, как писатель Мамин-Сибиряк передает это настроение описанием зимнего леса. Закройте глаза, внимательно слушайте и запоминайте.

5. Включение задания с опорой на несколько анализаторов. Учитель читает описание зимнего леса.

– Откройте глаза. Работаем дальше. Какие картины вы себе представили и увидели?

Ответы детей.

6. Работа над текстом. – Работаем над 3-й главой. Начинаем читать вместе со мной, обращая внимание на настроение этой части?
– Какие слова готовят нас к такому настроению?
7. Новая технология обучения чтению:

Учитель – ученик №1
Учитель – ученик №2 …

А) Чтение текста учителем и учениками.
Учитель начинает читать рассказ (3-4 предложения), затем любой вызванный ученик повторно прочитывает эти фразы и продолжает читать дальше, но не начнет сильно спотыкаться.

Б) Чтение по цепочке с заданием.
Простым карандашом ребята должны отметить слово, после которого учитель скажет “СТОП”. Ребенок читает : “В золотые осенние дни”. (Стоп) Ребенок подчеркивает слово “дни” и т.д.
После чтения текста учитель задает вопрос:
– В какие дни?
Ученик находит выделенное слово и подчеркивает: золотые, осенние.

В) Чтение молча.

Проводится беседа по вновь прочитанному тексту:

– Какое настроение у всей этой части?

Ответы детей.

8. Работа над трудными словами, которые встретились в тексте Ребята плавно, целыми словами читают трудные слова, написанные на доске. (хоровым чтением, дуэтом, по одному).
9. Работа над значением этих слов.
  • Широкая полынья не поддавалась холоду – не замерзала;
  • Сковать льдом – заморозить;
  • Стража из великанов – охрана;
  • Непокорную красавицу – свободную, вольную;
  • Была в отчаянии – в ужасе, страхе;
  • Пятнадцати сажен – старая единица измерения длины;

– К чему готовят нас такие слова? К какому настроению?

Ответы детей.

10. Чтение первых трех предложений одним учеником.
Чтение за диктором.
Упражнение на развитие оперативной памяти.
– Сейчас мы прочитаем еще раз о зимнем лесе и узнаем, верны ли ваши предположения, а в процессе чтения будьте наблюдательными. Итак, представьте, мы входим в зимний лес. Что происходит в природе? (Борьба)
– В каком предложении выражена главная мысль этого эпизода?

Ответы учащихся, подкрепленные текстом.

– К чему готовит нас природа? (К опасности)
– Что было опаснее всего? (Ночи)
– Как автор описывает ночи? Какими словами?
– Для кого опасны эти ночи?
– Давайте остановимся на реке. Прочитайте, что пишет автор о реке? (Засыпает)
– Что делала река?
– Какая она была?
– Что случилось?
– Какое состояние природы передает автор этим описанием? (Cостояние беды, тревоги)
– И вот в таком тревожном состоянии оказалась главная героиня Серая шейка.
– Какие чувства испытывала сама Серая шейка? (Чувство страха, она боялась лисы)
– У вас какое чувство вызывает судьба уточки?
– Теперь давайте посмотрим, действительно ли природа готовит испытание для Серой шейки?

11. Упражнение на зрительное восприятие. – С кем встретилась Серая шейка? (С лисой, с зайцем)

На доске развешаны картинки героев (лиса, утка, заяц), и прикреплены слова бессистемно.

БЕДНАЯ БЕЗЗАЩИТНАЯ ЗЛОРАДСТВУЕТ РАДУЕТСЯ КОВАРНАЯ ЖЕСТОКАЯ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ СОЧУВСТВУЕТ ТРУСЛИВ

– Расставьте подходящие слова к героям нашей сказки? (Показать стрелками)

12. Работа над интонационной стороной текста. – Какой интонацией будем читать слова лисы?
– С какой интонацией прочитаем слова зайца?
– Каким голосом показать, что говорит Серая шейка? (Дрожащим, ужас в голосе)
– Как должен читать автор?
13. Чтение по ролям. – Читаем так, чтобы передать состояние героев при разговоре.
IV. Итог урока. Выставление оценок. – Итогом нашего урока будет пословица. (Пословицы прикреплены к доске)
– Прочитайте глазками.
– Прочитайте хором последнее предложение.
– Какая пословица подходит к этому предложению?

“Друг в беде – настоящий друг”

– Правильно, эта пословица лучше всего отражает тему урока.

V. Домашнее задание. Выразительное чтение 4 главы по плану работы на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ.

БЕСПОКОЙНОЕ ЛИКУЮЩЕЕ СКОРБНОЕ
БОДРОЕ ЛЮБОВАНИЯ СКРЫТНОЕ
БОЯЗЛИВОЕ МЕЧТАТЕЛЬНОЕ СМЕШНОЕ
БУРНОЕ МРАЧНОЕ СОЛНЕЧНОЕ
ВЕСЕЛОЕ НАСМЕШЛИВОЕ СОННОЕ
ВОЗБУЖДЕННОЕ НЕЖНОЕ СОСРЕДОТОЧЕННОЕ
ВОЗМУЩЕННОЕ НЕТЕРПЕЛИВОЕ СОЧУВСТВУЮЩЕЕ
ВОСПЕВАЮЩЕЕ ОЖИДАНИЕ СПОКОЙНОЕ
ВОСТОРЖЕННОЕ ПЕЧАЛЬНОЕ ТАИНСТВЕННОЕ
ВЫСМЕИВАЮЩЕЕ ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ТЕПЛОЕ
ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРИВЕРЕДЛИВОЕ ТИХОЕ
ГРУСТНОЕ РАДОСТНОЕ ТРЕВОЖНОЕ
ЖУТКОЕ РОБКОЕ ТОСКЛИВОЕ
КАПРИЗНОЕ СЕЬЕЗНОЕ ШУТЛИВОЕ