Концептуальная цель преподавания литературы: развитие читательской культуры учащихся.
Аудитория: 8 «б» класс.
Тема: «Нити любви и родства». Е. Носов «Лоскутное одеяло».
Стратегическая цель: развитие этических качеств: чувства любви и патриотизма.
Задачи:
-углубить представление детей о писателе;
-учить постигать глубинные смыслы авторских образов;
-совершенствовать навыки работы над языком художественного произведения;
-закреплять умение работать в диалоговом режиме.
Проблема1. Буквальное понимание названия произведения.
Проблемный вопрос. Какие глубинные смыслы скрываются за незатейливым названием рассказа?
Варианты решения:
- Лоскутное одеяло - это книга поколений, их связь, преемственность, взаимопонимание;
- это книга времён, рассказывающая о трудной судьбе русского человека в начале XX века;
- это хранилище своих национальных святынь: традиций, народных ремёсел, русской речи.
Оптимальный вариант. Лоскутное одеяло не только предмет быта, но и своеобразная книга поколений, их связи, преемственности и взаимопонимания; это и книга времён, рассказывающая о трудной судьбе русского человека в началеXX столетия; это и своеобразное хранилище национальных святынь: традиций, народных ремёсел, русской речи.
Тезис: Как счастливый сон, воссоздаёт автор самые колыбельные впечатления отчего дома-России.
В.Чалмаев
Проблема2. Затруднения детей в определении авторской позиции.
Проблемный вопрос. Чему учит нас Е.Носов?
Варианты решения:
- любить родных;
- знать историю страны;
- беречь родную речь;
- хранить национальные традиции.
Оптимальный вариант. Е.Носов учит нас любить своих родных, знать историю страны, беречь родную речь, хранить национальные традиции.
Тезисы. Рассказы Носова - это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия.
В. Чалмаев
Всю - неоглядную Россию
Наследуем как отчий дом,
Мы, люди русские, простые,
Своим вскормлённые трудом.
Б. Ручьёв
Приложение 1 к конспекту урока.
«Развитие личностных качеств учащихся средствами учебного предмета»
Содержание урока | Развитие личностных качеств и психологических процессов | Способы и приёмы ненасильственного воздействия |
Урок начинается с игры «Фанта - зёры».
Детям предлагается ответить на вопросы: Какое
суще- ствительное и прилагательное вы поставите
со словом бабушка? С каким месяцем, цветом,
игрушкой, праздником ассоциируется у вас это
слово? Озвучивая ответы, дети аргументируют свой выбор. |
Аудиальный и кинестетический каналы восприятия, творческое воображение, образное и аргументированное мышление, чувство любви к родным. | Педагогика сотрудничества 1Интерес Психологический приём: -шоковая терапия 2Размышление Логический приём: -ассоциативный способ мышления Психологические приёмы: -психологическая пауза -похвала в ситуации успеха |
Игра позволяет плавно перейти к теме урока. Учитель сообщает цели и задачи, призывает к совместному размышлению над информацией, демонстрируя первый слайд презентации. | Аудиальный и визуальный каналы восприятия, эффективное внимание, смысловая память. | Педагогика сотрудничества 3Соорганизация Психологический приём: -погружение в ситуацию Логико-психологический приём: -вербальный (словесные формулы со значением объединения) |
Далее идёт работа над названием рассказа. Учитель просит объяс - нить, что представляет собой лос - кутное одеяло, о чём может рас - сказать этот предмет. Суждения сопровождаются показом очеред - ного слайда, учитель демонстри-рует сам предмет как вид народно- го рукоделия, называющегося лоскутной мозаикой. | Аудиальный и визуальный каналы восприятия, точность и ясность речи, эрудиция, чувство прекрасного. | Педагогика сотрудничества 2Размышление Логико-психологический приём: -вопросно-ответный ход рассуждения Аргументация: -довод от факта |
От буквального понимания названия рассказа осуществляется переход к его образному осмыслению. Возникает первая проблемная ситуация, учитель формулирует проблемный вопрос: «Какие глубинные смыслы скрываются за незатейливым названием рассказа?» Вопрос демонстрируется на слайде. | Аудиальный и визуальный каналы восприятия, эффективное внимание, образное мышление. | Педагогика сотрудничества 2Разышление Логический приём: -ассоциативный способ мышления Психологический приём: -психологическая пауза 3Соорганизация Психологический приём: -погружение в ситуацию Логико-психологический приём: -вербальный (словесные формулы со значением объединения) |
Поисковая работа осуществляется по
следующим вопросам: -О чём рассказ? Как вы определите его тему? О чём доверительно можно поговорить со старшими перед сном? Какую книгу читают бабушка и внук? В результате ответов на данные вопросы формулируется 1й вари - ант ответа на проблемный вопрос. Лоскутное одеяло- это книга поко - лений, их взаимосвязи, преемств - енности, взаимопонимания. Ответ демонстрируется на слайде. |
Глубина и образность мышления, точность и ясность речи, аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, эмпатия, любовь к родным. | Педагогика сотрудничества 2Размышление Логико-психологический приём: -вопросно-ответный ход рассуждения Логический приём: -ассоциативный способ мышления Психологический приём: -похвала в ситуации успеха |
Продолжая поиск, учитель вновь
предлагает вопросы классу: Где живёт семья? О чём говорит имя- отчество бабушки? Что пришлось пережить семье? Какое время от - крывается за рассказом бабушки? В результате беседы формулирует - ся 2й вариант ответа на проблем - ный вопрос. Лоскутное одеяло- это «книга» времён, рассказывающая о трудной жизни русского человека в начале 20 века. Снова идёт демонстрация слайда. |
Точность и ясность речи, аргументированность мышления, визуальный и аудиальный каналы восприятия, чувство патриотизма, любовь к родным. | Педагогика сотрудничества 2Размышление Логико-психологический приём: -вопросно-ответный ход рассуждения Психологический приём: -похвала в ситуации успеха |
Далее учитель сам предлагает 3й вариант ответа на проблемный вопрос. Лоскутное одеяло-своеоб - разное хранилище национальных традиций и предлагает работу в группах, чтобы доказать состоя - тельность этого варианта. Идет ра- бота над языком произведения. Де- ти отыскивают описание русской избы, описание внешности бабуш- ки, исследуют образ её жизни. Анализируют её речь. Выступление каждой группы сопровождается показом слайдов. | Самостоятельность мышления, активность, умение слушать и слышать, выразительность, точность и ясность речи, аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, чувство любви и патриотизма. | Педагогика сотрудничества 3Соорганизация Психологический приём: -коллективное творческое дело |
Далее учитель просит детей рассказать о внуке, дать ему характеристику. На слайде демонстрируется репродукция картины В.Пластова «Портрет внука» | Аналитическое мышление, точность и ясность речи, аудиальный и визуальный каналы восприятия. | Педагогика сотрудничества 2Размышление Логико-психологический приём: -вопросно-ответный ход рассуждения Психологический приём: -похвала в ситуации успеха |
Обобщая поиск, совместно форму - лируется оптимальный вариант и обращается внимание на эпиграф, слова В.Чалмаева. Педагог просит пояснить смысл тезиса, а также дать оценку автору, задав проблем- ный вопрос: «Чему учит Е.Носов?» Дети ищут варианты решения, оптимальный вариант и тезисы демонстрируются на слайдах. | Системность и самостоятельность мышления, точность и ясность речи, визуальный, аудиальный и кинестетический каналы восприятия, чувство любви и патриотизма. | Педагогика сотрудничества 2Размышление Логический приём: -ступенчатый способ мышления (индуктивный) Психологический приём: -похвала в ситуации успеха 3Соорганизация Психологический приём: -погружение в ситуацию |
Подводя итоги урока, учитель благодарит
детей, оценивает их продвижение и предлагает
домашнее задание (по выбору): 1Прочитайте рассказ Е.Носова «Малая родина» 2Напишите мини-сочинение «Моя бабушка» 3Создайте своё «лоскутное одеяло- родословную семьи (в рисунках или фотографиях) |
Аналитическое мышление, искренность, толерантность, творческое воображение, чувство любви и патриотизма | Педагогика сотрудничества 1Интерес Психологические приёмы: -аудиальный (голос учителя) -стимулирование |
В качестве рефлексии детям
предлагаются вопросы: -Чем был полезен урок? -Что было интересно? -В чём испытывал затруднение? -Что не удалось? -Над чем надо работать? -С каким настроением уходишь? |
Рефлексивное мышление, ясность и точность речи, этические эмоции и чувства (искренность, эмпатия) | Педагогика сотрудничества 1Интерес Психологический приём: -шоковая терапия 2Размышление Логико-психологический приём: -вопросно-ответный ход рассуждения |
Приложение 2 к конспекту урока
«Психологический портрет аудитории 8 «б» класса»
Социально-демографические признаки: в классе 22 человека, из них 12 мальчиков. Возраст учащихся от 17 до 14 лет. Трое воспитываются в опекаемых семьях (бабушками), не имея родителей, шестеро – в неполных семьях (только мамами).
Социально-психологические признаки: большинство учащихся имеют неосознаваемую потребность в уроке литературы, 40% детей посещают уроки с морально-дисциплинарным мотивом и лишь 30% с интеллектуально-познавательным мотивом. У половины детей наблюдается равнодушное и соглашательское отношение к предмету, эти дети находятся на 1-ом и 2-ом уровне понимания.
Индивидуально-личностные признаки: ведущие каналы восприятия – визуальный и кинестетический. По психосоматическому типу преобладают вата-питта и вата-капха. У половины детей произвольное внимание, преобладает образное мышление. Ведущее мировосприятие «я хороший - мир хороший», но треть детей с мировосприятием «я плохой - мир хороший». У большинства детей наблюдается осознаваемая потребность в благородных эмоциях и чувствах, однако часты проявления обиды и осуждения. У половины детей наблюдается убогость речи: примитивизм, неясность и неточность.
Экзистенциально-личностные и биоэнергетические признаки: более половины детей с объектным мировоззрением, здоровьеразрушающими состояниями и низкой энергетикой.
Вид проблемного урока: для данной аудитории детей предложен проблемно- поисковый урок.
Вывод: дифференциация осуществлялась по целому ряду оснований: по полу, возрасту, семейному положению. По потребностям, мотивам и отношению, по уровням понимания, по типу мышления. А также по мировосприятию и мировоззрению, по экзистенциально-личностномму и биоэнергетическому подходам, по уровню развития эмоционального и речевого центров.
Приложение 3 к конспекту урока
«Реализация технологии дифференцированного обучения и воспитания»
Основания дифференциации |
Действия учителя по реализации дифференцированного подхода |
1.По полу: ·1 для мальчиков
·2 для девочек |
Предложена работа в режиме поисковой
активности. Предус- мотрена групповая работа, позволяющая брать ответственность на себя. Предложены разные виды деятельности. Заострено внимание на роли женщины в семье как хранительницы домашнего очага. Предложено эмоционально-чувственное прочтение текста и знакомство с видом народного рукоделия - лоскутной мозаикой. |
2.По возрасту: ·1 17-14 лет |
Для детей данного возраста очень актуальна проблема выстраивания отношений с родителями. Поэтому предложенная тема урока нацелена на позитивное решение проблемы отцов и детей. |
3.По семейному положению: ·2 41% детей воспитыва- ется в опекаемых и неполных семьях |
Для данной категории детей предусмотрен тактичный разговор о роли семьи в воспитании детей, а стратегическая цель урока - развитие чувства любви к родным-направлена на осознание потребности в создании крепкой, полноценной семьи. |
4.По потребностям: ·3 неосознаваемая |
Для развития осознаваемой потребности в уроке литературы учитель использовал опору на жизненную основу темы урока; проводил работу над точностью, ясностью и образностью речи; учил глубине мышления через образное прочтение текста; активизировал деятельность детей через работу в диалоговом режиме. |
5.По мотивам: ·4 морально-дисциплинарный ·5 эмоционально-эстетический |
Учитель подобрал жизненный и
актуальный материал урока. Чтобы вызвать интерес детей, учитель использует на уроке компьютерную демонстрацию, игру на образное мышление. В течение урока педагог обращается к жизненному опыту детей, использует аргументацию, развивает эрудицию, стимулирует детей, использует похвалу в ситуации успеха, предлагает разноуровневое домашнее задание. |
6.По отношению: ·1 равнодушное ·2 соглашательское |
Учитель предложил тему урока,
содержащую смысложизнен - ную информацию,
волнующую подростков. Предложил самостоятельно прочитать рассказ и проработать вопросы к тексту. В течение урока педагог обращается к личному опыту детей, просит высказать своё мнение. Использует вопросы рефлексии, позволяющие глубоко осмыслить всё произошедшее на уроке. |
7.По уровням понимания: ·1 1-й и 2-й уровень
·2 3-й и 4-й уровень |
Для развития правого полушария,
отвечающего за понимание информации, педагог
использовал разные способы изложения материала:
ассоциативный, вопросно-ответный ход
размышления, ступенчатый. Сопровождал изложение
материала компьютерной демонстрацией,
активизируя визуальный канал восприятия,
обеспечивая более высокое качество восприятия. Для детей данного уровня учитель предлагал вопросы и задания, позволяющие от эмоционально-чувственного прочтения текста перейти на его логическое осмысление. Предложил работу в группах для применения информации (анализ языка художественного произведения). |
8.По каналам восприятия: ·1 визуальный ·2 кинестетический
·3 аудиальный |
В течение всего урока велась
компьютерная демонстрация, осуществлялась
визуальная работа с текстом. Каждый ученик
получил рассказ в отпечатанном виде. Логическое
осмысление текста осуществлялось через его
эмоционально-чувственное прочтение. Был
выстроен чёткий алгоритм познавательной
деятельности: совместный поиск и размышление,
его устное оформление, затем демонстрация
выводов на экране. Учитель использовал разные виды чтения: просмотровое, выборочное, вслух. Разные виды слушания: информативное (понять), эмоциональное (воспринять, почувствовать), инструктивное (применить). Использовал приёмы рефлексивного слушания: уточнение, перефразировка, резюмирование. |
9.По типу мышления: ·1 образное |
Учитель предлагает игру «Фантазёры», анализ произведения выстраивает через работу с образами, использует ассоциативный способ мышления. |
10.По психосоматическому типу: ·2 вата-капха ·3 вата-питта |
Педагог использует средний темп ведения урока, разные виды деятельности, переключаемость внимания, опирается на воображение детей, абстрактное мышление. |
11.По вниманию: ·1 произвольное |
Чтобы вызвать интерес к деятельности, учитель предлагает игру «Фантазёры». Затем вводит две проблемные ситуации, добивается их решения, организует работу в группах, а также предлагает интеллектуальную рефлексию. |
12.По мировосприятию: ·2 я плохой - мир хороший |
Для детей, которые ощущают себя одинокими, незащищёнными делался акцент на важности понятий дом, семья, любовь, Родина. |
13.По экзистенциально-личностному
подходу: ·3 здоровьеразрушающие состояния ·4 здоровьесберегающие состояния |
Для преодоления страха, неуверенности,
тревожности педагог использовал приёмы
совместного обсуждения информации (работу в
диалоговом режиме, групповую работу), проявляя
эмпатию и толерантность. Подача материала осуществлялась сквозь призму эмоционально-чувственного восприятия. Стратегическая цель урока работала на развитие таких состояний, как любовь, радость, светлое мироощущение. |
14.По мировоззрению: ·1 объектное ·2 субъектное |
На протяжении всего урока учитель
активизировал детей, апеллируя к их личному
опыту, поощрял самостоятельность мышления. Осуществлял проблемное изложение материала (предложил две проблемные ситуации). Стратегическая цель урока работала на развитие духовности. |
15.По биоэнергетическому подходу: ·1 низкая энергетика
·2 высокая энергетика |
В ходе всего урока учитель поддерживает
с детьми биоэнергетическую грань диалога: -создаёт уютное, эстетическое пространство общения (наглядность); -побуждает к позитивному осмыслению информации через образное прочтение текста; -опирается на положительные эмоции через эмоционально-чувственный контакт с детьми; -проявляет эмпатию и толерантность, благодарит за проявление искренних чувств; -создаёт позитивную энергетику, объединяющую всех учащихся через сомыслие и сопереживание текста. |
16.По уровню развития эмоционального
центра: ·1 для 0 уровня ·2 для 1-го уровня |
Через эмоционально-чувственный контакт
с детьми, исключающий проявление отрицательных
эмоций, учитель осуществлял эмотивную грань
диалога. В конце урока предложил психологическую
рефлексию. Потребность в благородных эмоциях и чувствах учитель реализовывал через развитие чувства любви и патриотизма. |
17.По уровню развития речевого центра: ·1 для 0 уровня ·2 для 1-го уровня |
На протяжении урока учитель ведёт
работу над точностью и ясностью речи. Точность
речи отрабатывалась через чётко поставленные
вопросы и умение правильно на них отвечать. Ясность речи отрабатывалась через доступность информации и правильное её понимание. Осознанная потребность в грамотной и красивой речи реализовывалась через работу в активном диалоговом режиме, через работу над языком художественного произведения, через речь учителя (как образец). |