Урок литературы в русле новых технологий "Правда о жизни" по повести В.И. Белова "Привычное дело"

Разделы: Литература


Цели урока: общие - вызвать интерес к духовному и душевному миру

крестьянина, к его частной жизни, к судьбе женщины-матери;

частные - ответить на вопросы:

1) Какой была послевоенная деревенская жизнь?

2) Из чего состоит “привычное дело” деревенского жителя?

Структура урока:

1 .Вызов интереса к теме урока.

2. Осмысление текста.

3. Размышление над текстом.

4. Творческая работа.
Оформление урока:
1 Портрет писателя В. И. Белова

2.Репродукции картин И. А. Вулоха “Старая деревня”, Л. П. Комарова “На
пашне”, чувашского художника А. Н. Спиридонова “Родимый дом”, “Березы”, “Родные просторы”, “Свободный полет”.
Эпиграф к уроку:

“ С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь”.

Н. Рубцов Музыка Вивальди из альбома “Времена года. Зима”.

Ход урока 1.Вызов интереса к теме урока

Чтение стихотворения Н.Рубцова, посвященного Василию Ивановичу Белову

“ Тихая моя родина!” учащимся под музыку Вивальди из альбома “Времена года. Зима”.

Слово учителя: Василий Белов - тот писатель, который чувствовал “самую смертную связь” “с каждой избою и тучею”, то есть с жизнью своего народа и Мира, стремился выразить через свое творчество общенародные чувства и представления. Недаром Николай Рубцов посвятил это стихотворение Василию Ивановичу.

Объявление темы урока и цели, запись темы и эпиграфа в тетрадях. Обращается внимание на портрет писателя.

Кто же он Василий Белов? Давайте послушаем его биографию.

Семья Беловых - искони крестьянская семья. Василий Иванович Белов родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области. Деревня Тимониха издревле мастеровитая и голосистая. Жителей в Тимонихе осталось совсем немного, однако деревенскую церковь Белов отстроил заново. Сам выполнял плотницкие работы.

Родители писателя: отец Белов Иван Федорович - плотник и столяр, человек кипучего и смелого нрава, совсем молодым погиб на фронте в 1943 году. Мать Анфиса Ивановна, овдовев, бедствовала с пятерыми ребятишками в осиротевшей избе. Велик ее подвиг жизни: всех детей поставила на ноги, всю силу рук и души отдала им. Память у Анфисы Ивановны зоркая, душа протяжная, а речь мудрая. Многое в Василии Ивановиче от родителей: горячая отвага его характера - от отца, а глубокая разумность - от матери.

Детство Василия Белова приходится на войну. Так началась жизнь: с первых и самых тяжелых потерь, потерь близких и родных людей.

Той поры суровое наследство

Осмысляя, память вороша;

Все сильней с годами рану детства,

Все сильнее чувствует душа, — писал В.И. Белов в лирической поэме “ О чем поет гармонь”. Он, как и многие русские прозаики, начинал свой путь в литературу с поэзии, да и сейчас пишет стихи.

Сызмала в руках - лопата да топор, корзина да удочка. После Азлецкой семилетки в 1945 году усадили его вдовы да старики своим колхозным счетоводом. Четыре года прозанимался колхозной бухгалтерией и ушел по набору в ФЗО. Получил специальности столяра, моториста-дизелиста, электромонтера. Служил в Армии. Вернувшись на родину, Вологодскую область, работал сотрудником Грязевецкой районной газеты.

В 1959 году в вечерней школе получил аттестат зрелости и поступил учиться в Литературный институт им. Л.М.Горького. Закончил его в 1964 году. С этого времени живет в Вологде и занимается литературной общественной работой.

Вывод учителя: Жизненное кредо Василия Ивановича: Если желаешь принести хоть каплю добра для всего человечества, обрати свой порыв во благо родному народу, и это твое добро через отзывчивую народную душу соприкоснется со всеми людьми мира. Жизнь человеческая в высшем своем проявлении- это поступки добра и сострадания.

Историко-литературный комментарий.

Василий Белов видел свой долг писателя в том, чтобы писать правду о жизни нашего народа. Эта правда оказалась горькой. Давайте обратимся к историко-литературному комментарию о публикации повести “Привычное дело”.

Этапным произведением для всей традиционной прозы, своеобразным итогом ее идейных и художественных поисков стала повесть “Привычное дело”, опубликованная в 1966 году тогда еще мало кому известным автором в скромном провинциальном (петрозаводском) журнале “Север”. Повесть имеет подзаголовок “Из прошлого одной семьи”. Она положила начало новой волне “деревенской” прозы и определила ее черты: интерес к духовному и душевному миру крестьянина, к его частной жизни, к судьбе женщины - матери, к традициям, обычаям, перспективам развития деревни.

Первые критические оценки повести были более чем скромны, но постепенно о ней заговорили как о значительном общественном явлении, вокруг повести развернулась горячая полемика, а о герое было высказано столько разноречивых мнений.

Сейчас повесть “Привычное дело” ставится в один ряд с произведениями русских классиков 19 века.

2.Осмысление текста.

Работа с текстом повести:

1. Понравилась ли вам повесть? Когда происходит действие в повести? Что особенно было в это время? Как показана в повести жизнь деревни?

- Да, описывается послевоенная деревенская жизнь.

- Нельзя пройти мимо таких фактов, как отсутствие у колхозников паспортов, зарплаты в 18 рублей, невозможности держать корову из-за запрета косить для своей скотины - только для колхозной (а ведь без коровы детишек не поднять, не прокормить).

2 . Только ли здесь тема крестьянской жизни?

- Также нельзя пройти мимо того, что мужиков в деревне наперечет; в основном бабы, тема “отходничества” (процесс исхода из деревни).

- Есть “густомясые” (по определению мужиков) уполномоченные, которые употребляют меры, с помощью чего они привыкли действовать (донос, списочек нарушителей)

- Тема разрушения кровных связей с родным домом

- Автор показывает тяжкий труд сельчан.

- Эта повесть о чистой, “ горячей” любви.

3. Обратимся к картинам.

Перед нами две картины. Первая художника И.А. Вулоха “Старая деревня”, а вторая - А.Н.Комарова “ На пашне”.

Видим покосившиеся, совсем ветхие крестьянские дома с маленькими оконцами. От этого в избах даже в солнечные дни полутемно. Весь облик старой деревни навевает уныние.

На второй - видим тяжкий сельский груд, видно, что вести обработку таким способом тяжело. Устала лошадь, устал крестьянин. Так было до революции.

Оказывается, не только писатели, т. е. художники слова, но и мастера кисти и красок обращались к теме деревенской жизни. По сей день эта тема не обходится ими стороной. Вот художник Анатолий Николаевич Спиридонов, наш земляк, односельчанин, каждый раз обращается к ней.

4. Слово о художнике нашей деревни Анатолии Николаевиче Спиридонове.

Анатолий Николаевич Спиридонов родился 9 августа 1956 года в деревне Старое Янашево Яльчикского района Чувашской Республики. Окончил художественное училище в г. Набережные Челны Татарстана. С 1977 года по 1992 г. работал художником-оформителем на Камском автомобильном заводе.

Ныне А.Н.Спиридонов – свободный художник. Основной темой своего творчества выбрал пейзаж. В легкой лессировочной манере, предпочитая открытые, яркие цветовые сочетания, художник детально описывает каждый объект увиденного: ветви деревьев, стволы, величавое спокойствие воды, храмы и т. д. Недавно в столице нашей республики он организовал выставку живописи “… Только перед тобой кланяюсь я, природа моя!”.

Еще важный момент в его жизни: он не забывает родную школу, деревню. Ежегодно 25 мая Анатолий Николаевич посещает школу и дарит свои картины особо отличившимся в учебе и труде выпускникам. Это уже стало традицией. Мы благодарны ему за его бескорыстие.

Картины художника Спиридонова “Родимый дом”, “Березы”, “Родные просторы”, “Свободный полет” тесно соприкасаются с описаниями пейзажа в повести В.И.Белова “Привычное дело”. ( Показываю картины художника)

5. Что мы узнаем о главном герое в первой главе, где он ведет внутренний монолог? Не в лучшем виде предстает перед нами при первом знакомстве Иван Африканович Дрынов.

О чем он беседует с мерином, запряженным в дровни? О том, что крепко выпил с приятелем Мишкой. Вспоминает о своих детях. Всех перепутал – кто старше, кто младше. Зато помнит Пармена маленьким жеребенком и помнит его матку Пуговку. Вез в дровнях товар для магазина и поуродовал самовары. Взялся сватать Мишке невесту Нюшку из соседней Сосновки, так невеста их обоих выгнала.

Вывод учителя: Как-то само собой сливаются воедино смешное и трагическое, большое и малое в повести. И это все в одном человеке, в одном характере.

3. Размышление над текстом.

Составление кластера.

- Что значит кластер? (Сluster (англ.) - 1)пучок, гроздь; 2) группа.)

Кластер- это графическая форма изображения информации, где отдельные блоки связаны между собой смысловыми линиями.

 

Значит, выписываем ключевые слова, характеризующие Ивана Африкановича Дрынова.

Работаем с текстом повести, составляя, заполняя кластер. Выражения, подчеркнутые снизу, впишем в кластер.

- Отоспавшись в Нюшкиной бане, возвращается Иван Африканович домой. Что же он узнает? Давайте прочтем отрывок от слов; “ Ветряным холодом давно...” до слов: “...Некому бить, некому хлестать”, (гл.1, ч.4)

Вывод учителя. Ивана Африкановича замучила совесть. Он мучительно переживает каждый свой неверный шаг. Мы знаем, что нет большего наказания, чем суд собственной совести. Герои Белова совестливы. Знаем такой эпизод, когда Иван Африканович не поступился с совестью, не стал писать списочек нарушителей, косивших сено для себя.

- Давайте впишем в кластер заголовок 4 части главы I “Горячая любовь”. Расскажите о женитьбе Ивана Африкановича Дрынова.

Иван Африканович был один, ни сестер, ни братьев не было. С первой женой у них детей не было. Как он сам говорил, “была холодная любовь”. Катерина вышла за него по горячей любви против воли матери Евстольи. Нажили они 9 детей, мал мала меньше. Уйдет Катерина на ферму ли, в поле, ему будто душу вынет.

Вывод учителя: Как-то не сразу открывается, что “Привычное дело” — повесть о любви, которую пронесли через всю свою жизнь Иван Африканович и его Катерина. По убеждению Ивана Африкановича, это и есть главное в жизни: любовь, семья, дети. Увезли Катерину в больницу, и он себе места не находит. Нет ее, теперь он мечется, ночами не спит.

- Проанализируем диалог (гл. I, ч.2) от слов: “ —Чего там неудобно!..” до слов: “... Мишка топором отодрал фанеру ящика, достал два пряника” и эпизод (гл. 5,ч.1) от слов: “Пахать выехали поздно, дело чего-то...” до слов: “...Повезло Мишке”. Выпишем ключевое словосочетание “Вспаханные места были ненамного черней невспаханных”.

Дрынов осаживает Мишку, которому ничего не стоит открыть один из ящиков, лежащих на телеге.

Мишка пытается схалтурить на пахоте, за что Дрынов осерчал, чуть не прибил его.

Вывод учителя: Эти сцены говорят о безукоризненной честности героя.

-Каким мы видим утро Ивана Африкановича? Что запишем в кластер?

Найдем и прочитаем отрывки. (гл.2,ч.З “Утро Ивана Африкановича”)

Вывод учителя: Верно. Иван Африканович помнил слова деда: “Встанешь раньше, шагнешь дальше”. Это и впишем в кластер.

- А Катерина? (гл.2,ч.4 “Жена Катерина”)

- С кем можно сравнить Катерину?

Она, как некрасовская Дарья, Матрена Тимофеевна, все сможет вынести: “Коня на скаку остановит ...”

Вывод учителя: Люди, которые не любят работать, не могут ужиться в деревне. Только человек, работающий от зари до зари, может растить и воспитывать столько детей.

- А каковы наши матери? Они чем похожи на Катерину?

Вывод учителя: Да, сильны, выносливы, терпеливы русские люди.

- Давайте прочтем отрывок “Опять они по четыре ночи ходили в лес с Катериной ...” “... как вдруг приехал Митька”. Дается оценка: не больно надежная опора Евстольиной старости.

- Какие события происходят с появлением Митьки? Чем он занят? Как подчеркнута чужеродность? (Ученик рассказывает от имени Митьки)

- Какой вывод можно сделать, ребята?

Разлад - вот что входит в жизнь сельчан с приездом не своего, чужого уже Митьки, которому “все до лампочки”. Эти слова проходят рефреном через все недолгое пребывание Митьки на родине.

- Какому состоянию Ивана Африкановича противопоставлено “до лампочки” Митьки? Какое чувство постоянно сопровождает главного героя произведения?

Вывод учителя: У Ивана Африкановича “болит душа”. По Белову, это

состояние - некий критерий человеческой значимости, мерило нравственной

высоты человека, которого лишен Митька.

- Проанализируем диалог Митьки и Ивана Африкановича из 5 главы части I. В каких словах наиболее четко проявляется разница в жизненных оценках героев?

Вывод учителя: Позиция Ивана Африкановича : худо и добро у каждого разные, родное гнездо - эта малая родина дороже всего.

Позиция Митьки: существование человека, оторвавшегося от родных истоков, у него, в отличие от Ивана Африкановича, ни кола, ни двора, ни семьи, ни детей. “До лампочки”.

- Митька уговаривает зятя ехать с ним в Мурманск. Какой довод, что заставило Ивана Африкановича предпринять это роковое путешествие, не принесшее ему ничего, кроме несчастья, тоски, испуга, позора, горя? Что впишем в кластер? (“защемиласъ тревога”, “отчаянная решимость преобразила”)

Вывод учителя: Рассказ о неудачной попытке попасть в город ведет сам Иван Африканович, повествуя о ней чуть знакомому парню-прохожему, изливая при этом душу словоохотливо, с шуткой. Рассказ этот сопоставим с пошехонской сказкой бабушки Евстольи. В ней говорится о непутевых, неумелых, невеселых мужиках, вечно попадающих в дурацкое положение. Как не сравнить их с Иваном Африкановичем! Как бабка Евстолья над пошехонцами, так Иван Африканович на собой – умело выставляя свои недостатки, с веселой удалью, особой манерой подмечать смешные, дурные стороны характера и поступков – умеет подшутить, выказывая при этом особый склад ума, особый дух русского юмора.

- А как Иван Африканович относится к птицам, животным ?(гл. 1, ч. I; гл.2,ч.З и 4)

Беседует, как с человеком, с меримом Парменом. Увидел замерзающего неподвижного воробья, положил под фуфайку.

- Иван Африканович в суете повседневных дел успевает прислушаться к игольчатому писку синички, согреть воробья (“Жись, она и есть жись”) и почувствовать бескрайнюю глубину неяркого северного неба, и полюбоваться восходом солнца. Давайте прочтем строки (гл.2,ч. 3) “ Заря и вправду ...” (гл.З “На бревнах”)

Вывод учителя: Недаром Иван Африканович видит восход. Утренняя заря - тихая заря - основной образ, как умиротворение, успокоение души, с одной стороны, и пронзительная светлость, с другой стороны: “тихая - теплая - топила -тишина” - “заря - звенели - звоном - замирали”.Что-то светлое должно быть в будущем для деревенских жителей.

- Что значит заря? Зачитаем по словарю. Вспомним пословицы.

Вывод учителя: В последней части мы видим, как просыпается утренняя заря. Значит, жизнь не кончена, она продолжается.

Природа- это часть Родины. “Везде свое государство, куда ни вступишь”. Государство, о котором думает Дрынов, — раньше всего личное, своими руками созданное.

- Мы знаем, что герой повести прошел через войну. “Живого места нет, нога хромала”. Но сердце его не ожесточилось. Есть у него орден Славы и орден Красной Звезды. Эти ордена давали воинам, особо отличившимся в боевых действиях.

Вывод учителя: Война для Ивана Африкановича - прочно и привычно выполненный долг - защитить Родину, дом, близких и родных людей, долг, который выполняли отцы, деды и прадеды - русские крестьяне, чьей кровью обильно политы родные просторы.

Именно на таких, как герой повести, можно рассчитывать, когда придет беда, они не подведут, они выстоят, защитят, спасут.

Вот и из нашей деревни Старое Янашево на защиту своей страны ушли 237 человек. Из них 92 солдата осталось на поле боя, а многие вернулись искалеченными.

3. Творческая работа учащихся; составление синквэйнов и проговаривание их. Первая строка – основное слово (имя существительное). Вторая строка – два определения к этому слову. Третья строка – три глагола к нему. Четвертая строка – фраза из 4-5 слов, выражающая отношение к этому слову (предложение). Пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть, обычно – одно слово (имя существительное).

Например:

Совесть.

Спокойная, чистая.

Просыпается, грызет, волнует.

Каждый должен поступать по совести.

Мерило жизни.

Честность.

Искренняя, добросовестная.

Удивляет, поражает, радует.

Честность должна быть безупречной.

Счастье.

Итог урока.

- Что значит для Ивана Африкановича и для нас с вами привычное дело? Каким должен быть человек, живущий на земле?

Привычное дело для любого русского человека – это и работать до изнеможения, и получать удовольствие от работы, и любить близких и родных, и защищать Родину, и видеть красоту природы, и растить детей, и через благополучие малой родины желать счастья и мира большой родине – Отчизне.

- В чем своеобразие повести?

Повесть начинается с внутреннего монолога героя (беседа с мерином) и кончается внутренним монологом (Иван Африканович беседует с покойницей Катериной, сидя у ее могилы).

Сюжет повести динамичен (начало – на провесне, ранним летом, предзимье).

Органично вливаются в повествование “Привычного дела” пословицы, прибаутки, частушки, “бухтины”, байки, “коротушки”.

Органичным слиянием в словесной ткани произведения элементов литературного языка, просторечия (бонбах буржуазников, бабка), диалектной речи (паря-парень), вологодских говоров (приволокчи, расхрястали) достигается народный характер языка Белова.

- Повесть называется “Привычное дело”. Что значит это выражение?

В повести показывается обыкновенный человек, в обыкновенных, привычных условиях. Для человека труд и трудности в жизни – это обычное, привычное условие. Таков герой.

Василий Белов - гордость нашей литературы. А потому с него и спрос особый. Он действительно, как никто, знает народную жизнь и пишет о своих героях с любовью и пониманием. И пишет о главном, о душе человеческой и хлебе насущном.

Домашнее задание.Написать мини-сочинение “Привычное дело. Как прожить жизнь?”

Использованная литература

    1. Василий Белов. Повести. М., “Детская литература”, 1998.
    2. Журнал “Литература в школе”, №1, 1998, стр.75-88; №6, 2001,стр.42-46
    3. Г.А.Ермакова “Постижение тайны слова” , Чебоксары, 2001
    4. Г.А.Ермакова. Постижение правды, истины, красоты (Уроки литературы и развития речи в русле новых технологий), Чебоксары, 2001

 Приложение1. (Картины художника Анатолия Николаевича Спиридонова)