Литература
-
"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" урок литературы в 6-м классе по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица" 2003
Закрепление знаний об особенностях и жанрах драматического рода литературы. Аналитическая беседа по пьесе и выявление художественных средств, используемых автором в произведении. Развитие творческих способностей учащихся (постановка финальной сцены пьесы).
-
"Счастье без свободы или свобода без счастья" — третьего не дано? (Материалы к уроку по роману Е.Замятина "Мы") 2008
Представлен подробный план итогового урока по роману Е.Замятина «Мы». В ходе занятия ребята приводят в систему свои представления об этом произведении, развивают навык публичного выступления, культуру речи, творческие способности, размышляют над проблемами, вопросами, разрешить которые важно современному молодому человеку.
-
"Счастье должно жить постоянно…" Урок по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок" с использованием ИКТ 2009
На уроке учащиеся работают с текстом произведения А.Платонова, выявляют роль изобразительно-выразительных средств, учатся вслушиваться в слово. Литература становится помощником в формировании эстетических и нравственных ценностей у детей.
-
Сценарий урока "Герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в свете легенд о Тоггенбурге" 2009
Вашему вниманию представлен сценарий урока, который позволяет проследить, как в романе отражается литература эпохи Средневековья. В ходе урока раскрывается идейно-художественное своеобразие романа, у обучающихся развиваются умения сопоставительного анализа разных по жанру и идейному содержанию произведений.
-
Сценарий урока "Маленькие шедевры" Г.В. Свиридова (музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель") 2007
Гостиная посвящена предстоящей 195-й годовщине образования Царскосельского лицея – элитного учебного заведения. Именно здесь, "под сенью дружных муз...", в лицейских стенах, родилось братство одаренных молодых людей. И хотя эта гостиная – всего лишь плод фантазии, основанной на материалах воспоминаний лицеистов, строках из их писем, стихотворений и книг, посвященных лицейскому творчеству А.С. Пушкина и его друзей, но благодаря общему творческому труду мы совершаем увлекательное путешествие в золотой XIX век, в эпоху Пушкина. В гостиной звучат "музыкальные иллюстрации" Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель"; вальс Шопена; сонатина Моцарта; музыка Теппера де Фергюсона, хозяина гостиной, и музыка лицеиста Николая Корсакова.
-
Сценарий урока "Победные звуки Бородино или сколько физики в лирике?" 2018
В этом уроке использован анализ текстов художественной литературы, представлен дополнительный материал по истории, культурологии, физике. Демонстрация физических опытов, точные расчёты раскрывают понятие «звук» как физического явления. Эксперимент “Физики и лирики” на кухне приглашает в мир полевой кухни. Материалы урока можно использовать как для проверки знаний, так и на досуге.
-
Сценарий урока внеклассного урока для учащихся 5-х классов 2012
Изучение и обсуждение произведений А.Лиханова на уроках и внеурочное время способствует развитию непреходящих ценностей человеческого бытия: милосердия, добра, веры, что так необходимо российскому трансформированному обществу последних лет. Проблема воспитания достойных граждан своей страны является одной из актуальнейших проблем школы и государства в целом.
-
Сценарий урока внеклассного чтения в 5-м классе 2008
Сценарий урока внеклассного чтения по теме «Кот в разных жанрах мировой литературы». Данный урок дает возможность вызвать интерес учащихся к чтению. Формы и методы, применяемые на уроке: литературный диктант, викторина, инсценирование и т.д., – позволяют учителю проверить знания, выработать у учащихся практический навык в пересказывании фрагментов, в умении анализировать прочитанный текст, высказывать свое мнение.
-
Сценарий урока литературы "Гой ты, Русь, моя родная…" (жизнь и творчество С.А. Есенина) 2008
Задачи урока: сделать выводы о своеобразии раскрытия темы Родины в лирике поэта; рассмотреть особенности художественного мира поэта; развивать художественный вкус, воспитывать любовь к поэзии, интерес к творчеству С.А. Есенина.
-
Сценарий урока литературы "Запечатлённое слово". 8-й класс
2015
На уроке исследуются способы восприятия визуального образа и образа поэтического слова; отрабатываются навыки работы с художественной деталью, отбора литературного материала для последующего его комментирования; развиваются способности преобразовывать информацию, формулировать проблему, самостоятельно создавать способы решения задач творческого характера; предоставляется возможность для творческой самореализации обучающихся, самооценки.
-
Сценарий урока литературы "Прикоснемся к красоте природы...". 5-й класс 2018
Цели мероприятия: познакомить обучающихся с произведениями, посвященными природе (С.Я.Маршак «О том, как хороша природа…», В.Крупин «Сбрось мешок!», миниатюры М.М.Пришвина); познакомить обучающихся с таким литературоведческим понятием как «миниатюра»; расширить представление о личности М.М.Пришвина, его жизни и творчестве.
-
Сценарий урока литературы "Проблема чести в произведениях М.Лермонтова "Песня про купца Калашникова", А.Пушкина "Выстрел", П.Мериме "Маттео Фальконе" (позиция автора, героя, рассказчика) 2011
Урок проводится в соответствии с учебной программой 7-го класса по литературе под редакцией А.Г. Кутузова. В основе урока лежат элементы мыследеятельностной педагогики, принципы проблемной формы обучения, урок носит развивающий и исследовательский характер, содержит элементы творчества.
-
Сценарий урока литературы "Чтение с увлечением". 10-й класс 2017
На уроках литературы используются технологии проблемно развивающего обучения, развития критического мышления, творческой мастерской, инициирующие поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности обучающихся. Урок литературы чаще всего является уроком открытия нового знания.
-
Сценарий урока литературы в 11-м классе по теме "Тропа Федора Абрамова и его героев" (по повести "Пелагея") 2008
Урок знакомит учащихся с биографией Ф.Абрамова, повестью "Пелагея"; учит сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявляет идейный смысл повести, авторское отношение к героям; пополняет словарный запас учащихся словами "деревенская" проза, братина.
-
Сценарий урока литературы в условиях внедрения ФГОС СОО "Человек в проекте жизни, истории, вечности Е.Г.Водолазкин «Моя бабушка и королева Елизавета (заметки к юбилею)»". 10-й класс 2018
Предлагаются разные виды интерпретационного и аналитического Слова о произведении Е.Г.Водолазкина «Моя бабушка и королева Елизавета»; отрабатываются навыки работы с художественной деталью, отбора литературного материала для последующего его комментирования; развиваются способности преобразовывать информацию, формулировать проблему, самостоятельно создавать способы решения задач творческого характера; предоставляется возможность для творческой самореализации обучающихся.
-
Сценарий урока на основе технологии модерации с поддержкой ИКТ по повести М.Пришвина "Кладовая солнца" 2011
Урок проводится после изучения произведения М.Пришвина "Кладовая солнца". Вопросы, включенные в задания для учеников, носят репродуктивный характер, что позволяет учителю оценить знание учащимися текста произведения. Эффективные методы обучения способствуют повышению интереса школьников к уроку, усиливают мотивацию прочтения текста.
-
Сценарий урока на тему: "Она ни в чем не виновата!" 2007
Более века минуло после смерти Натальи Николаевны, а интерес к ее личности не ослабевает. Какой же она была, эта первая красавица обеих столиц, – бездушной кокеткой, по вине которой произошла роковая дуэль, или глубокой, цельной личностью? Понять это, решить это для себя, задуматься о ее судьбе – задача данного занятия.
-
Сценарий урока творческой мастерской на тему "Твори добро" (по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"). 6-й класс 2016
Сценарий урока разработан в соответствии с технологией педагогической мастерской. Это заключительный урок в системе уроков по творчеству Л.Н.Толстого в 6-м классе. Главная обучающая цель - подготовить учащихся к написанию сочинения-воспоминания «Добрые дела». Использование технологии педагогических мастерских позволяет учащимся самостоятельно добывать знания, закреплять полученные знания, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при подготовке к написанию сочинения.
-
Сценарий урока. Притча «Необыкновенная пуговица». Формирование новых знаний о притче 2023
Цель урока: познакомить с произведением (притчей) «Волшебная пуговица», используя приемы смыслового чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон данного произведения.
-
Сценарий устного журнала "Любитель русского слова" (к 205-летию со дня рождения В.И.Даля) 2007
Владимиру Ивановичу Далю, прожившему 70 лет, удалось столько успеть! Он был врачом и морским офицером, чиновником по особым поручениям и писателем, географом и этнографом, отцом пятерых детей, а главное - собирателем "Толкового словаря живого великорусского языка". "Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык", - говорил В.И. Даль. Познакомьтесь с удивительной жизнью этого человека – и вы ему поверите. А поможет вам наш устный журнал.
-
Сценарий устного журнала "Тебе, певцу" Тебе, герою!", посвященного герою Отечественной войны 1812 г. Денису Давыдову 2013
Устный журнал посвящен человеку, еще при жизни ставшему национальным героем, поэту, увековеченному кистью Д.Доу и пером Л.Н. Толстого, воспетому поэтами Золотого века: В.Жуковским, К.Батюшковым, П.А. Вяземским, Е.Баратынским, Н.Языковым и, конечно, А.С. Пушкиным, – знаменитому прозаику и поэту, легендарному гусару и партизану, Денису Васильевичу Давыдову.
-
Сценарий устного журнала «Мы с Пушкиным спасли страну» 2025
Цель: раскрытие значения творчества А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны.
-
Сценарий читательской конференции по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2007
Данный сценарий может быть использован как на уроках литературы в 10-х классах, так и для проведения внеклассных мероприятий по предмету. Данное мероприятие поможет обобщить знания по пройденному материалу, расширит кругозор учащихся, пополнит лексический запас ребят, поможет найти объяснение устаревшим словам, встречающимся в тексте романа. При подготовке к конференции ребята продемонстрируют свои творческие способности. Рекомендуется проведение мероприятия между параллелями 10-х классов.
-
Сценарий-композиция вечера по творчеству Н.В. Гоголя "Дорога" 2007
Композиция предлагается для проведения внеклассного мероприятия в 9-м классе в качестве итога изучения творчества классика.
-
Сценарный план урока «Быт и нравы Запорожской Сечи. Анализ главы III повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"» 2025
Цель урока: сформировать представление о Запорожской Сечи как о своеобразной казачьей республике с её особыми законами и обычаями; понять, как быт и нравы казаков отражают их характер и идеалы.
-
Сценическая композиция о любви «А она есть, есть, есть. А она здесь, здесь, здесь» 2015
Cценическая композиция рассчитана на учащихся 16–17 лет (10–11-й классы). Цели и задачи: морально-эстетическое воспитание подрастающего поколения; формирование правильного представления о любви; знакомство с произведения о любви; развитие творческих способностей; воспитание любви к прекрасному.
-
Счастливая судьба (о творчестве Л. Ошанина) 2006
30 мая 2007 года исполняется 95 лет со дня рождения поэта-песенника Л.И. Ошанина, несправедливо забытого в наше время. Л. Ошанин – это классика, это – история. На его произведениях можно и должно воспитывать и патриотизм, и чувство слова, и красоту, и доброту, и нравственность. Простота и глубокий смысл, общечеловеческие идеалы и возвышенность чувств, необыкновенная мелодичность и естественность – вот что отличает поэзию Льва Ошанина.
-
Сюжетно-композиционная организация, жанровое своеобразие и богатство языка рассказа Н.С. Лескова "Тупейный художник" 2008
Урок литературы помогает учащимся выявить своеобразие жанра и композиции произведения, показать художественные средства, используемые Н.С.Лесковым в рассказе, обратить внимание на особенности языка писателя.
-
Сюжетно–ролевая игра на уроках литературы 2009
Сюжетно-ролевая игра на уроках литературы открывает большие возможности в познании, в нравственно-эстетическом воспитании, в становлении личности учащихся. Интересен урок-детектив. Не менее эффективный прием - проведение психологического урока.
-
Таганрог - город А.П. Чехова 2013
Урок литературы в 9-х или 10-х классах при изучении творчества А.П.Чехова. Урок-экскурсия по чеховскому Таганрогу. Цель урока: познакомить с жизнью и деятельностью А.П.Чехова в Таганроге, воспитывать любовь к писателю-земляку, чувство национальной гордости.