Сценарный план урока «Быт и нравы Запорожской Сечи. Анализ главы III повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"»

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: Н.В.Гоголь, Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»


Цель: сформировать представление о Запорожской Сечи как о своеобразной казачьей республике с её особыми законами и обычаями; понять, как быт и нравы казаков отражают их характер и идеалы.

Задачи:

  • Образовательные: Проанализировать главу III повести, выявить ключевые детали, описывающие быт, устройство, моральные устои и нравы запорожских казаков.
  • Развивающие: Развивать навыки аналитического чтения, работы с текстом, умения выделять главное, сравнивать и делать выводы. Развивать устную монологическую речь.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны; способствовать формированию представлений о товариществе, братстве, свободе как высших ценностях.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование:

  • Текст повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
  • Мультимедийная презентация (репродукции картин И.Репина «Запорожцы», С.Васильковского, карта Запорожской Сечи).
  • Раздаточный материал: таблица «Быт и нравы Запорожской Сечи».

Ход урока

I. Организационный момент. (1-2 мин)

Приветствие, настрой на работу.

II. Мотивация и целеполагание. (5 мин)

Слово учителя:

– Ребята, мы с вами продолжаем изучение повести Гоголя. Сегодня нас ждет путешествие в самое сердце вольного казачьего мира – в Запорожскую Сечь. Остап и Андрий, вслед за Тарасом, прибывают в эту «гнездо». Что же они там увидели? Каковы законы этого странного государства? Гоголь пишет: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!.. Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!»

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какую цель поставим?

Ученики высказывают предположения. Учитель подводит к формулировке темы и целей урока.

III. Изучение нового материала. (25-30 мин)

1. Работа с понятием «Сечь».

– Что означает само слово «сечь»? (От слова «секти», «высекать» – укрепление, построенное с помощью срубленных деревьев). Это была не просто территория, а военно-политическая организация, своеобразная казачья республика.

2. Аналитическая беседа по тексту главы III. Работа в группах с заполнением таблицы.

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание найти в тексте и проанализировать определенный аспект жизни Сечи.

Раздаточный материал: Таблица «Быт и нравы Запорожской Сечи»

Аспект жизни Сечи Как это описано у Гоголя (цитаты, детали) Что это говорит о характере казаков?

  1. Внешнее устройство и облик (Как выглядела Сечь?)
  2. Организация управления (Кто и как управлял?)
  3. Военное искусство и досуг (Чем занимались?)
  4. Нравы, обычаи, законы (Что ценили выше всего?)

Задания для групп:

Группа 1: «Топографы и этнографы»

  1. Найдите описание внешнего вида Сечи. На что она была похожа?
  2. Как выглядели курени? Что представлял собой сам лагерь?

Вывод: Что это описание говорит о казаках? (Простота, суровость, близость к природе, готовность к обороне).

Группа 2: «Политологи»

  1. Как происходило управление в Сечи? Кто такой кошевой атаман?
  2. Как выбирали старшин? Какую роль играла казачья рада?

Вывод: Можно ли назвать такое управление демократическим? Почему? (Вся власть исходила от народного собрания – рады).

Группа 3: «Военные эксперты»

  1. Чем занимались казаки в мирное время? Опишите их досуг.
  2. Как они готовились к войне? Что говорится об их военном мастерстве?

Вывод: Как безделье и пьянство сочетались с их высокой боевой готовностью? (Свобода как отсутствие бытовых ограничений, но железная дисциплина в бою).

Группа 4: «Этики и правоведы»

  1. Каковы были нравы в Сечи? Что здесь было запрещено?
  2. Какие наказания существовали? Что ценили выше всего?

Вывод: Как вы понимаете слова: «Здесь были те... которые дотоле червонец считали богатством"? Что было главной ценностью? (Воля, товарищество, вера).

3. Выступление групп и заполнение общей таблицы.

После обсуждения в группах представители от каждой группы выходят и заполняют общую таблицу на доске (или слайде). Остальные ученики переносят данные в свои таблицы.

Примерное содержание таблицы

Аспект жизни Сечи Как это описано у Гоголя Что это говорит о характере казаков?

  1. Внешнее устройство «Бесконечная, бурная пиршество», «необыкновенное явление», «курень», похожий на отдельное государство. Суровость, простота, братство, независимость.
  2. Управление Кошевой атаман, выбираемый на раде. «Все, что ни было, выбиралось на радах». Казачья рада – высший орган власти. Демократия, вольность, уважение к воле большинства.
  3. Военное искусство и досуг Пьянство, гулянки, но при этом постоянные учения: «стрельба в цель, скачка на лошадях». Искусные наездники, меткие стрелки. Готовность к войне, удаль, молодечество. Умение сочетать безудержное веселье с суровой военной дисциплиной.
  4. Нравы и законы Не было женщин. За кражу – позорный столб, за долги – приковать к пушке. Высшие ценности: товарищество, православная вера, воля. Суровая простота нравов. Товарищество и вера – святыни. Взаимовыручка важнее личного богатства.

IV. Закрепление. Просмотр и обсуждение фрагмента. (5-7 мин)

Просмотр эпизода из фильма «Тарас Бульба» или мультфильма, где показана жизнь в Сечи (например, сцена прибытия или казачья пирушка).

Вопросы для обсуждения:

  • Совпадает ли визуальный образ Сечи в фильме с тем, что вы представили, читая книгу?
  • Удалось ли режиссеру передать дух вольницы и братства?

V. Рефлексия и подведение итогов. (3-5 мин)

Слово учителя:

– Итак, какое же государство возникло на окраинах Руси? Сделаем общий вывод.

Ученики предлагают варианты. Учитель обобщает.

Вывод урока: Запорожская Сечь для Гоголя – это идеальное казачье братство, основанное на принципах свободы, равенства и товарищества. Это был суровый, но справедливый мир, где высшими ценностями были православная вера, воинская честь и верность товарищам. Быт их был прост и аскетичен, но дух – свободен и горд. Именно здесь, по мысли Гоголя, формировались сильные, героические характеры, подобные характеру Тараса Бульбы.

VI. Домашнее задание. (2 мин)

На выбор:

  1. Творческое: Напишите письмо от имени Остапа или Андрия, в котором они описывают свои первые впечатления от Запорожской Сечи.
  2. Аналитическое: Подготовьте развернутый ответ на вопрос: «Почему Запорожскую Сечь можно назвать "странной республикой"?»
  3. Исследовательское: Найдите в повести эпизоды, которые, с одной стороны, поэтизируют жизнь Сечи, а с другой – показывают её суровые и жестокие стороны. Сделайте вывод о двойственности изображения.

Рабочий лист