Литература
-
"Сатирическое произведение XVII в. – "Суд Шемякин"". 8-й класс 2014
Урок проведен в форме беседы, которая опирается на исследовательскую работу детей, практические навыки работы с текстом. Словарная работа и работа над выразительностью речи усилила понимание текста. Очень хорошо на уроке прозвучала связь уроков истории с русской литературой. Интересна словарная работа, с текстом.
-
"Свет рождественской звезды". Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика" 2009
На уроке мы не анализируем святочный рассказ Н.С. Лескова, мы разговариваем о добре и зле, об умении прощать, об ответственности за свои поступки. Очень хочется, чтобы ребята поняли: с каждым может произойти чудо, если этого захотеть. Для более образного восприятия использую презентацию в PowerPoint.
-
"Светлая душа Лазоревой Бабки" (по рассказу А.И. Щербакова "Лазоревая Бабка"). 8-й класс 2009
Урок представляет фрагмент целой системы уроков по изучению творчества сибирских писателей в рамках краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта. При работе над рассказом формируются навыки аналитической работы с художественным текстом. Учащиеся соотносят образы родных бабушек с Лазоревой бабкой, получают урок гордости и уважения к старшему поколению.
-
"Свобода + творчество + любовь = ?". 9-й класс 2011
Урок литературы в 9-м классе представляет собой комментированное чтение первой главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с элементами дискуссии. Цель: рассмотреть образ Онегина в первой главе романа; описание жизни дворянской столичной интеллигенции; место 1 главы в композиции романа; намечающийся «энциклопедизм» в отражении русской жизни. Во время чтения обращается внимание на характер повествования, простоту, легкость и изящество авторской речи.
-
"Своеобразие осмысления христианских тем и идей в русской литературе XVIII века" 2010
Цель урока: показать процесс европеизации русской культуры на примерах произведений русских писателей XVIII века; познакомить с антиклерикальной сатирой А.Д. Кантемира ("На хулящих учение"); познакомить с научно-философской поэзией М.В. Ломоносова ("Письмо о пользе стекла"); рассмотреть роль церковнославянского языка в развитии русской словесности XVIII века ("Письмо о правилах российского стихотворства").
-
«Сатиры смелый властелин… Фонвизин, друг свободы…». «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм 2023
Цель урока: ознакомить учащихся с личностью Д.И.Фонвизина, крупнейшего русского драматурга и сатирика второй половины XVIII века, основателя русского реалистического театра, кратко ознакомить с пьесами «Бригадир» и «Недоросль»; на примере жизни и деятельности Фонвизина воспитывать у учащихся твёрдость убеждений, упорство в достижении поставленной цели.
-
«Своеобразие языка поэзии Есенина». 5–11-й класс 2015
Урок посвящен творчества Сергея Есенина. Анализируются отрывки из стихотворений C. Есенина, подробно описываются изобразительно-выразительные средства, творческая манера автора, своеобразие языка его поэзии.
-
Самостоятельные работы по русской литературе. 10-й класс 2006
В работе представлена система самостоятельных работ по текстам русской литературы (по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедрина). Подобные опросы можно проводить на любом этапе работы с художественным текстом: и в начале беседы о произведении (как контроль самостоятельного чтения учащихся), и в завершении (как зачёт, как работа обобщающего характера). Эти работы помогают развивать внимание, память, речь, мышление учащихся. А если самих детей привлечь к составлению таких заданий, то процесс формирования их интереса к литературе становится естественным.
-
Самый лучший флаг 2009
В данной статье представлены стихи о гербе и знамени Российской Федерации.
-
Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон". 7-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с представлением о комическом (сатира, юмор) в литературе. Знакомит с комическими средствами создания характера, формирует у учащихся навыки анализа сатирического рассказа, воспитывает духовные, нравственные качества учащихся. Учащиеся совершенствуют навыки умения критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, работать с текстом, развивают речь.
-
Сатирическое изображение событий и героев в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2009
Проект пытается сориентировать учителя в многоплановом и обильном литературном потоке, сфокусировать его внимание на главном, которое заключается в постижении глубинной сущности творчества автора, в понимании, зачем создано произведение и почему оно так гармонично укладывается в яркую мозаику, называемую литературным процессом.
-
Сборник контрольных работ по литературе для 7-го класса по программе Г.С.Меркина 2023
Предлагаемое пособие призвано помочь учителям в организации мониторинга промежуточных результатов литературного образования, что, в свою очередь, даст возможность словеснику скорректировать свою работу и добиться лучших результатов. Кроме того, оно направлено на постепенную и целенаправленную подготовку к государственной итоговой аттестации в 9- и 11-х классах в формате ОГЭ и ЕГЭ.
-
Сборник писем неравнодушных старшеклассников» школы № 531 г.Москвы 2015
Перед вами «Сборник писем неравнодушных старшеклассников» школы 531 г. Москвы. Эти письма адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего нашим ровесникам, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.
-
Сборник семинаров по литературе для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений 2025
Семинар – одна из форм учебных занятий в старших классах, при которой учащиеся самостоятельно готовят материал по заранее разработанным учителем вопросам. Задача учителя – быть координатором обсуждения. На начальном этапе подготовки к семинару по литературе учащимся необходимо работать с книгой (прочитать произведение). Затем, воспользовавшись материалами для подготовки к занятию, ответить на вопросы семинара (устно и письменно), выполнить задания, при необходимости сделать конспекты, выписки из первоисточников и обратиться к учебнику литературы.
-
Сборник стихотворений "Двенадцать месяцев" 2025
Сколько месяцев в году? Поиграем в чехарду? Каждый важен и красив, приглашаем в гости их.
-
Свет души моей. 5-й класс 2010
В работе показывается как духовно-нравственное воспитание на уроках литературы способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим.
-
Свет сострадания. Традиции средневековой дальневосточной прозы в рассказах Анатолия Кима ("Шиповник Меко","Улыбка лисицы","Бродяги Сахалина") 2025
"Рассказы об удивительном" – так можно в самых общих чертах охарактеризовать особенности повествовательной прозы средневекового Китая и Японии. Возникла она на пересечении нескольких жанровых традиций: миф, сказка, легенда, жизнеописание, любовная новелла. Сюжет строится, как правило, на одном-единственном эпизоде - встрече с потусторонней силой. Часто этой силой является призрак женщины. Семейно-бытовая тематика и утверждение простых жизненных ценностей наряду со стремлением к фактографической точности и отсутствием прямых авторских оценок – вот черты этих фольклорных по происхождению рассказов, которые, впрочем, уже в средние века характеризовались интересом к психологическим подробностям, мастерством детали, описания и развитым диалогом. Герой таких рассказов – обыкновенный человек, испытавший в своей жизни нечто особенное – заглянувший по ту сторону жизни.
-
Свет, или Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма 2012
Цель: формировать навык сопоставительного анализа произведений на примере отрывка романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь».
-
Свободолюбивый характер Мцыри 2005
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в рамках темы. Целью урока является закрепить навыки рассуждения.
-
Свод воспитательных задач для будущих родителей 2015
Любите детей не за что-то, а несмотря ни на что. Именно тогда ваша любовь будет настоящей, именно тогда ваши дети будут чувствовать, что они любимы и нужны.
-
Своеобразие «футлярной трилогии» А.П. Чехова 2014
В ходе подготовки учащихся к уроку, педагогом предлагается разбить их на три творческие группы, каждая из которых готовит задание по одному из рассказов А.П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Нарисовать обложку к нему и придумать аннотацию, что подготовит учащихся к осмыслению и творческой переработке нового материала.
-
Своеобразие главного героя романа Ф.М. Достоевского "Идиот" 2008
Цели урока: познакомить учащихся с романом о "положительно-прекрасном" человеке; проанализировать образ героя через призму его отношений с остальными героями; обсудить проблему идеала и действительности; рассмотреть роман в контексте творчества Ф.Достоевского и в контексте всей русской литературы.
-
Своеобразие жанра стихотворение в прозе. Мир и человек в стихотворении "Природа" И.С. Тургенева 2011
Урок литературы, цель которого – расширить представления учащихся о жанре стихотворение в прозе; познакомить с литературным циклом И.С. Тургенева “Стихотворения в прозе”. Для анализа текста предложено его стихотворение «Природа». Структура урока носит традиционный характер, но не является замкнутой. Учащиеся должны самостоятельно определить идейный замысел писателя и подготовить свою интерпретацию авторского понимания закономерностей мироустройства.
-
Своеобразие лирики А.А. Ахматовой 2014
Тема, посвященная А.А. Ахматовой, имеет важное значение в разделе «Поэзия Серебряного века». На занятии используются два важных метода: погружение и проблемно-поисковый. Целесообразно сформировать 5 групп по 5 человек и группу учащихся-аналитиков – 2–3 человека. Задача аналитиков состоит в том, чтобы обобщить сказанное на уроке, найти «минусы» и «плюсы» в ответах товарищей.
-
Своеобразие лирики Анны Ахматовой 2008
Разработка урока литератуы, на котором учащиеся работают над осмыслением роли А.Ахматовой в русской поэзии, выявляя своеобразие ее лирики. На уроке развивается навык исследования и анализа поэтического текста, воспитывается интерес и уважение к поэтическому слову, любовь к творчеству А.Ахматовой.
-
Своеобразие лирики Н.А.Некрасова 2024
Задачи урока: сопоставить средства и приемы раскрытия идеи в поэзии (цветовые эпитеты, описание портрета, сюжетность, лексика); сопоставить строки стихотворений Некрасова и Фета; сопоставить отношение поэтов к роли поэзии.
-
Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского 2015
Цели урока: познакомиться с адресатами любовной лирики Маяковского; раскрыть оригинальность и глубину его стихотворений о любви; убедиться, что любовь в жизни В.В.Маяковского играла определяющую роль, что Маяковский не столько певец революции, сколько живой человек с тонко чувствующей душой, умеющий страдать, мучиться и любить.
-
Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина 2016
Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Через анализ стихотворений учащиеся приходят к пониманию творческого метода поэта, формируют собственное понимание образа природы в лирике поэта. В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления о взаимосвязи человека и природы в творчестве Есенина.
-
Своеобразие поэтического стиля Николая Клюева 2005
В предложенных материалах к уроку по творчеству Николая Клюева рассматривается место лирики Н. Клюева в русской крестьянской поэзии, основные темы его творчества. Более подробно освещаются особенности поэтического стиля Н. Клюева (использование цветописи, употребление окказиональных слов, сложных эпитетов, формирование символов).
-
Своеобразие творческой манеры О.Генри-рассказчика 2020
Цели урока: знакомство учащихся с рассказами О.Генри, с особенностями его творческой манеры; развитие умения внимательно читать художественные произведения, характеризовать героев, определять жанровое и идейно-художественное своеобразие рассказов; воспитание чувства прекрасного, интереса к русской и зарубежной классической литературе. Учащиеся представляют любимые рассказы О.Генри и объясняют свой читательский выбор.