Своеобразие лирики А.А. Ахматовой

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (570 кБ)


Определение целей и задач занятия:

Учебные задачи:

  • Отработать умения самостоятельной работы с поэтическими текстами;
  • Сформировать знания о том, как со временем меняется лирическая героиня Ахматовой;
  • Закрепить и расширить теоретические знания учащихся;

Таким образом, преподаватель должен научить самостоятельно работать с литературой. Это возможно благодаря самостоятельной внеаудиторной работе. Данный урок должен возбудить интерес к размышлениям над поэзией.

Воспитательные задачи:

  • Воспитать наблюдательность, эмоциональную устойчивость, находчивость в трудных ситуациях, аккуратность.

Развивающие задачи:

  • Развить логическое мышление, мировоззрение, память;
  • Продолжить работу по умению анализировать и синтезировать материал, а также вести аналитическую беседу по группам, для чего потребуется групповая самоорганизация.
  • Развить творческую деятельность (ролевая игра)

Учебные задачи:

  • Повторить понятия акмеизма и обозначить его роль в творчестве Ахматовой.

Проблема урока заключается в том, чтобы представить лирику А.А. Ахматовой как некое единство взгляда на мир, единство своеобразное, только ей присущее;

Требования к знаниям и умениям

  • Студент должен представлять: своеобразие лирики А. Ахматовой, её поэтическое мастерство (на примере программных произведений).
  • Студент должен знать: основы творчества Ахматовой, основные линии, мотивы лирики.
  • Студент должен уметь: выразительно читать стихи, анализировать поэтические тексты, отвечать на поставленные вопросы.

Тип занятия:

  • Комбинированное занятие с элементами проблемного обучения.
  • Продолжительность занятия: 90 минут.

Оптимизация занятия:

На занятии используются следующие методы:

  • Наглядный – демонстрация презентации по теме;
  • Словесный – в виде использования приёма театрализации (с участием чтецов), беседа по вопросам;
  • Практический – анализ поэтических текстов.

Ключевые методы - метод погружения и проблемно-поисковый метод.

Используются приёмы занимательности – игровые приёмы, связанные с оцениванием ответов учащихся. Это позволит активно использовать метод стимулирования – формирования познавательного интереса. Принцип коллективного взаимодействия осуществляется благодаря работе в группах

Примерный ход занятия

Этапы занятия Деятельность преподавателя Деятельность студентов Цель этапа Методическое объяснение
Вводная часть
1. Организационный момент Приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид, на санитарное состояние кабинета, отмечает присутствующих Приветству-ют преподавате-ля, занимают рабочие места Организовать и дисциплиниро-вать студентов. Создать рабочую обстановку Мобилизация внимания студентов
2. Формулирование темы Сообщает тему занятия Записывают в рабочую тетрадь дату, тему занятия Раскрытие теоретической и практической значимости данной темы, активизация внимания студентов Установка на работу с поэтическими текстами
3. Определение целей и задач занятия Ставит перед студентами цели и задачи занятия Осмысливают и записывают цели и задачи занятия в тетрадь Формирование познавательного интереса к учебной деятельности Опора на опыт работы с анализом поэтического текста
4. Контроль исходных знаний или знания предыдущего занятия Формирует заранее группу чтецов. Проверяет у учащихся наличие домашнего задания (см. внеаудиторную работу). Под фон презентации чтецы входят в сценический образ Проверка знаний. Подготовка к восприятию нового материала Закрепление материала, а также с помощью метода погружения - погружение в эпоху Анны Ахматовой
Основная часть
5. Изучение нового материала. Этапы:

1. Формирование групп – 1 минута

2. Консолидация – 2 минуты

3. Погружение в общие цели и задачи – 2 минуты

4. Самостоятель-ная работа с текстом – 10 минут

5. Презентация – 5 минут

Разбивает группы на малые группы. Выдает поэтические тексты и вопросы к ним, предлагая задуматься над прочитанным.

Распределяет роли в группах (лидер, секретарь, историк, чтец), определяет необходимое время

В классе 5 групп по 5 человек и группа аналитиков. Задействованы в группах все студенты. Распределяют вопросы, отвечают на них, заполняя таблицу, дополняют друг друга, осмысливают сказанное Формирование у студентов знаний и умений. Развитие познавательной деятельности, отработка навыков самостоятельной работы с анализом стихотворений Использование приёма работы в малых группах
6. Закрепление Предлагает формальные ответы на вопросы для того, чтобы заполнить таблицу Группа аналитиков оценивает ответы учащихся в игровой форме, подводит итоги, отвечая таким образом на проблемный вопрос Развитие ощущения ценности совместного решения проблем  
Заключительная часть
7. Подведение итогов занятия Рефлексия Отмечает положитель ные и отрицательные моменты в ответах студентов. Выставляет оценки. Осмысливают замечания преподавателя, оценивают свою работу и товарищей, на листочках записывают свои мысли и чувства по поводу пройденного урока. Развитие навыков самоконтроля, стимулирования интереса к учебному процессу, воспитание умения выслушивать критику Умение ответить на поставленный проблемный вопрос
8. Обобщение и домашнее задание Сообщает д/з и комментирует его выполнение.

Собирает тетради (выборочная проверка) с заданием самостоятельной внеаудиторной работы

Внимательно слушают преподавателя, записывают задание Воспитание ответственного отношения к работе Вызвать познавательный интерес к урокам литературы

Карта внеаудиторной самостоятельной работы учащихся:

Инструкция: каждый студент заранее должен получить индивидуальное задание из предложенных ниже тем. Задание учащиеся выполняют в письменной форме. *

Группа № Задание: Учебные пособия, книги Вопросы для самоконтроля
1 Повторение материала об акмеизме и его значении для А.Ахматовой Опорный конспект, учебник Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков "Русская литература 20 века", 2004 год; Стихотворение "Песня последней встречи" 1. Определение акмеизма

2. Отличительные черты акмеизма

2 Царское Село в жизни Ахматовой. Муза Ахматовой Автобиография, учебник А. И. Павловский "Анна Ахматова: жизнь и творчество" - М.: Просвещение, 1991 год; Стихи: "Царскосельская муза", "Муза" 1. Kакую роль сыграло Царское Село в жизни А. Ахматовой?

2. Почему у музы Ахматовой "смуглая рука"?

3 Любовь. Семья. Н.Гумилёв и А.Ахматова. Учебник, биографические материалы; А. В. Долино-Добровольский "Николай Гумилёв: поэт и воин", СПб, 2005 год; материалы сети Интернет 1. Какую роль в творчестве Ахматовой сыграл Н. Гумилёв?

2. Что вы знаете о судьбе Н. Г. Гумилёва и Л. Гумилёва (сына)?

4 Великая Отечественная война и А.Ахматова Учебник, А.И. Павловский "Анна Ахматова: жизнь и творчество", М.: Просвещение, 1991 год; Стихотворение "Мужество", поэма "Реквием" По "Реквиему":

1. Какой смысл имеют даты, стоящие под отдельными частями "Реквиема"?

2. Каким вы представляете памятник Анне Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?

Группа чтецов   Творческие задания  

* Условно учащихся можно объединить по группам.

6. Литература.

Литература для студентов:

1. Ахматова, Анна Андреевна. Стихотворения. Поэмы. Драматургия. Эссе: Критика и коммент.; Темы и развернутые планы соч.; Материалы для подгот. к уроку/ Анна Андреевна. Ахматова, М.И. Цветаева. - М.: АСТ: Олимп, 2001. - 748 с. - (Шк. классики: Кн. для ученика и учителя).- Библиогр.

2. Ахматова, Анна Андреевна. Стихотворения. Поэмы / Анна Андреевна. Ахматова. - М.: Олимп: АСТ, 2001. - 168 с. - (Шк. хрестоматия). - Библиогр.: с. 225-226.

Литература для преподавателей:

1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей: В 2-х т. .1/ Ю.И. Айхенвальд; Предисл. В.Крейда. - М.: ТЕРРА- Кн. клуб: Республика, 1998.  304 с.: ил.

2. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей: В 2-х т.Т.2 / Ю.И. Айхенвальд. - М.: ТЕРРА-Кн. клуб: Республика,1998. - 288 с.: ил.

3. Ардов М. Возвращение на Ордынку: Воспоминания, публицистика / М. Ардов; Ред. Н. Кононов. - СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. - 315 с.

4. Герштейн Э.Г. Мемуары/ Э.Г. Герштейн. – СПб.: ИНАПресс, 1998. - 528 с.

5. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой: Учеб. издание: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / С.И. Кормилов. - М.:МГУ,1998. - 128 с. - (Перечитывая классику).

6. Саакянц А.А. Спасибо Вам!: Воспоминания: Письма: Эссе/ А.А. Саакянц. - М.:Эллис Лак,1998. - 608 с.

7. Кралин М.М. Артур и Анна: Роман без героя, но все-таки о любви/ М.М. Кралин. - Томск: Водолей, 2000. - 288 с.