Определение целей и задач занятия:
Учебные задачи:
- Отработать умения самостоятельной работы с поэтическими текстами;
- Сформировать знания о том, как со временем меняется лирическая героиня Ахматовой;
- Закрепить и расширить теоретические знания учащихся;
Таким образом, преподаватель должен научить самостоятельно работать с литературой. Это возможно благодаря самостоятельной внеаудиторной работе. Данный урок должен возбудить интерес к размышлениям над поэзией.
Воспитательные задачи:
- Воспитать наблюдательность, эмоциональную устойчивость, находчивость в трудных ситуациях, аккуратность.
Развивающие задачи:
- Развить логическое мышление, мировоззрение, память;
- Продолжить работу по умению анализировать и синтезировать материал, а также вести аналитическую беседу по группам, для чего потребуется групповая самоорганизация.
- Развить творческую деятельность (ролевая игра)
Учебные задачи:
- Повторить понятия акмеизма и обозначить его роль в творчестве Ахматовой.
Проблема урока заключается в том, чтобы представить лирику А.А. Ахматовой как некое единство взгляда на мир, единство своеобразное, только ей присущее;
Требования к знаниям и умениям
- Студент должен представлять: своеобразие лирики А. Ахматовой, её поэтическое мастерство (на примере программных произведений).
- Студент должен знать: основы творчества Ахматовой, основные линии, мотивы лирики.
- Студент должен уметь: выразительно читать стихи, анализировать поэтические тексты, отвечать на поставленные вопросы.
Тип занятия:
- Комбинированное занятие с элементами проблемного обучения.
- Продолжительность занятия: 90 минут.
Оптимизация занятия:
На занятии используются следующие методы:
- Наглядный – демонстрация презентации по теме;
- Словесный – в виде использования приёма театрализации (с участием чтецов), беседа по вопросам;
- Практический – анализ поэтических текстов.
Ключевые методы - метод погружения и проблемно-поисковый метод.
Используются приёмы занимательности – игровые приёмы, связанные с оцениванием ответов учащихся. Это позволит активно использовать метод стимулирования – формирования познавательного интереса. Принцип коллективного взаимодействия осуществляется благодаря работе в группах
Примерный ход занятия
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Цель этапа | Методическое объяснение |
Вводная часть | ||||
1. Организационный момент | Приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид, на санитарное состояние кабинета, отмечает присутствующих | Приветству-ют преподавате-ля, занимают рабочие места | Организовать и дисциплиниро-вать студентов. Создать рабочую обстановку | Мобилизация внимания студентов |
2. Формулирование темы | Сообщает тему занятия | Записывают в рабочую тетрадь дату, тему занятия | Раскрытие теоретической и практической значимости данной темы, активизация внимания студентов | Установка на работу с поэтическими текстами |
3. Определение целей и задач занятия | Ставит перед студентами цели и задачи занятия | Осмысливают и записывают цели и задачи занятия в тетрадь | Формирование познавательного интереса к учебной деятельности | Опора на опыт работы с анализом поэтического текста |
4. Контроль исходных знаний или знания предыдущего занятия | Формирует заранее группу чтецов. Проверяет у учащихся наличие домашнего задания (см. внеаудиторную работу). | Под фон презентации чтецы входят в сценический образ | Проверка знаний. Подготовка к восприятию нового материала | Закрепление материала, а также с помощью метода погружения - погружение в эпоху Анны Ахматовой |
Основная часть | ||||
5. Изучение нового материала. Этапы: 1. Формирование групп – 1 минута 2. Консолидация – 2 минуты 3. Погружение в общие цели и задачи – 2 минуты 4. Самостоятель-ная работа с текстом – 10 минут 5. Презентация – 5 минут |
Разбивает группы на малые группы.
Выдает поэтические тексты и вопросы к ним,
предлагая задуматься над прочитанным. Распределяет роли в группах (лидер, секретарь, историк, чтец), определяет необходимое время |
В классе 5 групп по 5 человек и группа аналитиков. Задействованы в группах все студенты. Распределяют вопросы, отвечают на них, заполняя таблицу, дополняют друг друга, осмысливают сказанное | Формирование у студентов знаний и умений. Развитие познавательной деятельности, отработка навыков самостоятельной работы с анализом стихотворений | Использование приёма работы в малых группах |
6. Закрепление | Предлагает формальные ответы на вопросы для того, чтобы заполнить таблицу | Группа аналитиков оценивает ответы учащихся в игровой форме, подводит итоги, отвечая таким образом на проблемный вопрос | Развитие ощущения ценности совместного решения проблем | |
Заключительная часть | ||||
7. Подведение итогов занятия Рефлексия | Отмечает положитель ные и отрицательные моменты в ответах студентов. Выставляет оценки. | Осмысливают замечания преподавателя, оценивают свою работу и товарищей, на листочках записывают свои мысли и чувства по поводу пройденного урока. | Развитие навыков самоконтроля, стимулирования интереса к учебному процессу, воспитание умения выслушивать критику | Умение ответить на поставленный проблемный вопрос |
8. Обобщение и домашнее задание | Сообщает д/з и комментирует его
выполнение. Собирает тетради (выборочная проверка) с заданием самостоятельной внеаудиторной работы |
Внимательно слушают преподавателя, записывают задание | Воспитание ответственного отношения к работе | Вызвать познавательный интерес к урокам литературы |
Карта внеаудиторной самостоятельной работы учащихся:
Инструкция: каждый студент заранее должен получить индивидуальное задание из предложенных ниже тем. Задание учащиеся выполняют в письменной форме. *
Группа № | Задание: | Учебные пособия, книги | Вопросы для самоконтроля |
1 | Повторение материала об акмеизме и его значении для А.Ахматовой | Опорный конспект, учебник Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков "Русская литература 20 века", 2004 год; Стихотворение "Песня последней встречи" | 1. Определение акмеизма 2. Отличительные черты акмеизма |
2 | Царское Село в жизни Ахматовой. Муза Ахматовой | Автобиография, учебник А. И. Павловский "Анна Ахматова: жизнь и творчество" - М.: Просвещение, 1991 год; Стихи: "Царскосельская муза", "Муза" | 1. Kакую роль сыграло Царское Село в
жизни А. Ахматовой? 2. Почему у музы Ахматовой "смуглая рука"? |
3 | Любовь. Семья. Н.Гумилёв и А.Ахматова. | Учебник, биографические материалы; А. В. Долино-Добровольский "Николай Гумилёв: поэт и воин", СПб, 2005 год; материалы сети Интернет | 1. Какую роль в творчестве Ахматовой
сыграл Н. Гумилёв? 2. Что вы знаете о судьбе Н. Г. Гумилёва и Л. Гумилёва (сына)? |
4 | Великая Отечественная война и А.Ахматова | Учебник, А.И. Павловский "Анна Ахматова: жизнь и творчество", М.: Просвещение, 1991 год; Стихотворение "Мужество", поэма "Реквием" | По "Реквиему": 1. Какой смысл имеют даты, стоящие под отдельными частями "Реквиема"? 2. Каким вы представляете памятник Анне Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы? |
Группа чтецов | Творческие задания |
* Условно учащихся можно объединить по группам.
6. Литература.
Литература для студентов:
1. Ахматова, Анна Андреевна. Стихотворения. Поэмы. Драматургия. Эссе: Критика и коммент.; Темы и развернутые планы соч.; Материалы для подгот. к уроку/ Анна Андреевна. Ахматова, М.И. Цветаева. - М.: АСТ: Олимп, 2001. - 748 с. - (Шк. классики: Кн. для ученика и учителя).- Библиогр.
2. Ахматова, Анна Андреевна. Стихотворения. Поэмы / Анна Андреевна. Ахматова. - М.: Олимп: АСТ, 2001. - 168 с. - (Шк. хрестоматия). - Библиогр.: с. 225-226.
Литература для преподавателей:
1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей: В 2-х т. .1/ Ю.И. Айхенвальд; Предисл. В.Крейда. - М.: ТЕРРА- Кн. клуб: Республика, 1998. 304 с.: ил.
2. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей: В 2-х т.Т.2 / Ю.И. Айхенвальд. - М.: ТЕРРА-Кн. клуб: Республика,1998. - 288 с.: ил.
3. Ардов М. Возвращение на Ордынку: Воспоминания, публицистика / М. Ардов; Ред. Н. Кононов. - СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. - 315 с.
4. Герштейн Э.Г. Мемуары/ Э.Г. Герштейн. – СПб.: ИНАПресс, 1998. - 528 с.
5. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой: Учеб. издание: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / С.И. Кормилов. - М.:МГУ,1998. - 128 с. - (Перечитывая классику).
6. Саакянц А.А. Спасибо Вам!: Воспоминания: Письма: Эссе/ А.А. Саакянц. - М.:Эллис Лак,1998. - 608 с.
7. Кралин М.М. Артур и Анна: Роман без героя, но все-таки о любви/ М.М. Кралин. - Томск: Водолей, 2000. - 288 с.