Пояснительная записка
Целью литературного образования является воспитание квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью в культурном развитии. Для получения такого результата необходима систематическая и комплексная работа учителя-словесника, промежуточные результаты которой отслеживаются при осуществлении тестового контроля, что позволяет объективно определять уровень подготовленности каждого ученика.
Предлагаемое пособие призвано помочь учителям в организации мониторинга промежуточных результатов литературного образования, что, в свою очередь, даст возможность словеснику скорректировать свою работу и добиться лучших результатов. Кроме того, оно направлено на постепенную и целенаправленную подготовку к государственной итоговой аттестации в 9- и 11-х классах в формате ОГЭ и ЕГЭ.
Сборник включает в себя 4 контрольные работы:
- Контрольная работа №1 за 1 четверть
- Контрольная работа №2 за 2 четверть
- Контрольная работа №3 за 3 четверть
- Контрольная работа №4 (итоговая).
Каждая работа состоит из трех частей.
Часть 1 содержит задания с выбором ответа (тесты).
Часть 2 - задания с кратким ответом (одно-два слова). Система вопросов проверяет не только знание художественного текста, биографии писателей и поэтов, но и сведения по теории литературы, недостаток которых часто обнаруживается на завершающем этапе школьного литературного образования. Готовя учащихся к выполнению подобных заданий, учитель точнее определяет объем необходимого терминологического и понятийного инструментария, таким образом делая свою работу более целенаправленной и результативной. В этом учителю может помочь не только организация изучения соответствующих разделов учебника, но и систематическая работа со словарями теоретико-литературных понятий, составление таблиц, проведение терминологических диктантов.
Часть 3 проверяет умение строить содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса. Ответ на вопрос представляет собой связный текст-рассуждение в объеме 3-5 предложений. Подобная работа выявляет умение анализировать текст, находя в нем необходимые для выполнения задания компоненты. Практика показывает, что выполнение таких заданий требует большей меры познавательной активности и самостоятельности.
На выполнение работы отводится 40 минут.
Каждый правильный ответ на вопрос Части 1 и Части 2 оценивается 1 баллом (задания на сопоставление - 1 балл за каждое правильно найденное соответствие). Задание Части 3 оценивается в диапазоне от 0 до 3 баллов.
Баллы |
Критерии оценивания Части 3 |
1. Соответствие ответа заданию |
|
1 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей |
0 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей |
2. Аргументированность, привлечение текста произведения |
|
2 |
Суждения аргументируются анализом элементов текста
|
1 |
Суждения аргументируются только общими рассуждениями о содержании произведения (без анализа элементов текста, важных для выполнения задания) или только его пересказом |
0 |
Суждения не аргументируются, текст произведения не
|
3 |
Максимальный балл |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №1
Часть 1
1. Былина - это...
А) жанр литературы
Б) жанр фольклора
В) устное эпическое сказание
2. Для былин характерна:
А) гипербола
Б) иносказание
В) нравоучение
3. Кем по роду своей деятельности был Микула?
а) купец;
б) пахарь;
в) князь;
г) разбойник.
4. С кем боролся Петр в «Повести о Петре и Февронии Муромских»?
а) со змеем;
б) с поляками;
в) с драконом;
г) ни с кем.
5. Какое чудо произошло после смерти Петра и Февронии в двернерусской повести?
а) тела Петра и Февронии оказались в едином гробе;
б) начался проливной дождь;
в) на их могилах выросли цветы;
г) из тела озарились светом.
6. Какие реформы в области литературы не принадлежат М.В.Ломоносову?
А) Реформа стихосложения.
Б) Реформа литературного языка.
В) Реформа прозы.
7. Какое теоретическое сочинение не принадлежит перу М.В.Ломоносова?
А) «Учение о «трёх штилях»;
б) «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»;
в) «О пользе книг церковных в российском языке».
8. . Какова тональность «Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»?
А) лирическая;
б) трагическая;
в) торжественная;
г) комическая.
9. В каких строках стихотворения М.Ломоносова выразилась уверенность поэта в будущем процветании русской науки:
А) «Науки юношей питают…»
Б)
«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает…»
В)
«Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать…»
10. Какой вклад внёс в развитие литературы Г.Р.Державин?
А ) Теория "3 стилей".
Б ) Соединил слова "высокие" и "низкие".
В) Развитие реалистического языка.
Г) Онегинская строфа.
11. Как можно объяснить смысл названия комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
А) ленивый, ограниченный, невежественный человек
Б) главный герой комедии
В) дворянин, не получивший должного образования и поэтому не имеющий права вступать в службу и жениться
Г) подросток 15-17 лет
12. Какова основная проблематика комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
А) отцов и детей;
б) крепостного права;
в) воспитания
13. К какому направлению можно отнести пьесу Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
А) просветительский классицизм;
б) просветительский реализм;
в) реализм.
14. Определите жанр «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина:
А) былина;
Б) поэма;
В) баллада.
15.
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен.
Литературоведы считают, что Пушкин в этой фразе говорит о:
А) Духовной свободе поэта от властей
Б) Смелости волхва
В) Неприязни волхва к князю
16. Кто с «волей небесною дружен» в балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?
а) Олег;
б) волхв;
в) Игорь;
г) Ольга.
17. Указать соответствие произведений и их жанров (по типу: 1А, 2Б)
|
а) комедия
|
18. Соотнесите термин и определение.
1) стихотворение |
А) в литературном произведении образ человека, от лица которого ведется повествование |
2) былина |
Б) один из видов эпического произведения, по объему и охвату жизненных явлений больше, чем рассказ, меньше, чем роман. |
3) повесть |
В) один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором собственных чувств |
4) метафора |
Г) последовательность и связь событий в художественном произведении |
5) сюжет |
Д) произведение устной поэзии о богатырях и народных героях |
6) эпитет |
Е) написанное стихами произведение, часто лирическое, выражающее душевные переживания |
7) поэма |
Ж) слово или выражение, употребленное в переносном смысле |
8) рассказчик |
З) художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет |
Часть 2
1. О каком литературном деятеле 18 века идет речь? Запиши его произведение.
Сформулировал теорию о «трех штилях», оказавшую серьезное влияние на развитие русской литературы. Стал ведущим академиком в русской Академии наук, где стремился поддержать молодых талантливых ученых, заботясь о просвещении народа, величии и процветании страны. Он открыл новые художественные возможности жанра оды, пробовал свои силы в эпической поэме и басне, в жанрах послания, идиллии, эпиграммы.
2. Узнайте по характеристике имя героя:
Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Он, как и мать, невежествен, груб, жесток по отношению к окружающим. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Признаёт только право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт.
3. Какие характерные признаки классицизма нашли отражение в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Перечисли их.
4. Кому из героев принадлежат слова: «Вот злонравия достойные плоды»?
5. Назовите литературного героя, произведение и автора по отрывку:
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе
Часть 3
Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)
1. Как вы объясните слова М.Горького, что «Фонвизиным начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы - линия обличительно-реалистическая»?
2. Почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи?
Критерии оценивания.
За верное выполнение задания ученик получает:
Часть 1
- 1-16задание - 1 балл;
- 17-18 задание - 3 балла;
Часть 2
- 1-5 задание - 1 балл;
Часть 3 (0-3 балла)
Максимальная сумма - 30 баллов.
Шкала перевода в пятибалльную оценку.
Количество балов |
Менее 15 |
15-20 |
21-26 |
27-30 |
Оценка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |