Цели урока:
1.Познакомить учащихся с романом о “положительно-прекрасном” человеке. 2.Проанализировать образ героя через призму его отношений с остальными героями.
3. Обсудить проблему идеала и действительности.
4.Рассмотреть роман в контексте творчества Ф.Достоевского и в контексте всей русской литературы.
Главная мысль романа – изобразить положительно-прекрасного человека… Прекрасное есть идеал, а идеал ни наш, ни цивилизованной Европы ещё не выработался. На свете есть только одно положительно-прекрасное лицо – Христос.
Ф.М. Достоевский
Литература:
1.Достоевский Ф.М. Письма.– М.,1959.
2.Е.Гаричева. Изучение романа Ф. М. Достоевского “Идиот”. – М., Литература в школе, 1990№6.
3.Иванова А.А. Философские открытия Ф.Достоевского. – М.,1995.
4.Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.Достоевского. – Новосибирск,1981.
5.Т.В.Миронова “Бунтующая красота в романе”.
Видеоматериалы: Диск (в формате DVD) с записью фильма “Идиот”
Оборудование урока:
1. Компьютер.
2.Мультимедийный проектор.
3.Эран.
4.Компьютерная презентация к уроку.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя
– Князь Мышкин, герой романа Ф.Достоевского “Идиот”. Для многих этот образ представляется смутным и не ясным, а само название романа вызывает у большинства двусмысленные улыбки. В то же время для понимания психологии русского человека и специфики всей русской культуры вообще роман является довольно важным. В нём поднимается одна из центральных проблем искусства – проблема соотношения идеала и действительности. Современный читатель по-иному воспринимает роман и толкует образ главного героя.
В советское время взгляд на классическую литературу носил политический характер, вследствие этого в умах советских граждан сложились довольно однобокие представления о классических произведениях, в том числе и о романах Ф.М.Достоевского .
Еще одним немаловажным аспектом являлось отсутствие у большинства людей базового уровня религиозных знаний. Гонения на РПЦ на протяжении почти всего XX века, полностью разрушили основы церковного воспитания. Последовавшее за физической расправой полное отделение церкви от государства подорвало основные каноны духовного воспитания. Целые поколения филологов и литературоведов были воспитаны на искаженных понятиях о духовных материях, что не могло не сказаться на культурном воспитании граждан и только в последнее десятилетие XX века, когда были изменены основы государственности, стали заново пересматриваться стереотипы русской литературы. Многие незыблемые, как казалось в XX веке, истины ставятся под сомнение. Свобода слова позволяет печатать не только положительные отзывы, но и статьи критического характера по какому-либо произведению. Свобода вероисповедания и начавшийся диалог церкви и государства позволяет по-новому взглянуть на смысл многовековых сочинений классиков. Поэтому в свете нового времени роман “Идиот” Достоевского приобретает новый смысл, по некоторым параметрам, коренным образом, отличающийся от взглядов критиков советской эпохи.
1 слайд
История создания романа (рассказывает подготовленный ученик).
– Достоевский работал над ним за границей (в Швейцарии и Италии), оттуда с волнением следил за происходящим в России. Писатель предугадывал трагедию современного человечества и полагал, что она в полной силе раскроется в России, стране крайностей и противоречий. Большое влияние на это убеждение оказала речь Бакунина на “Конгрессе мира”, услышанная писателем. Бакунин проповедовал атеизм и призывал к насилию. Атмосферу всеобщего кризиса и распада Достоевский передал через историю “случайного семейства” и идиота, который, по замыслу писателя, должен был возвыситься до раскрытия в себе образа Божия. Но динамическая концепция личности заменилась в процессе размышления писателя статической: личность сразу появляется в романе прекрасной.
(Просмотр эпизода “Приезд” из фильма – пауза– портрет Князя Мышкина крупным планом).
2 слайд.
– Герой Мышкин – человек необразованный, ничему толком не учившийся, больной, в течение ряда лет, находившийся в состоянии почти полной потери сознания. И вот именно он и оказывается умнее всех образованных, цивилизованных, горделивых. Он решает все самые трудные вопросы человеческих взаимоотношений проницательно, в то время как другие ничего не могут решить, руководствуясь только эгоизмом. Князь Мышкин с точки зрения извращенно-здравого смысла в лучшем случае чудак. Он бескорыстен, глубоко чужд каким-либо эгоистическим страстям, и, прежде всего – денежным; он искренен, говорит только правду; он обаятельно наивен.
– Как объясняет князь свое появление в России?
(Возможный вариант ответа) “Теперь я к людям иду…”(ч.1, гл.6) В Швейцарии Мышкину удалось выполнить свою миссию: об этом свидетельствует история Мари (Христос и блудница) и созданное им детское братство (вспомним из Евангелия: “…Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо таковых есть Царство небесное” (Мф.19,140).
– Почему Достоевский в черновиках к роману назвал Мышкина “Князь Христос”?
(Возможный вариант ответа) Достоевский не случайно обратился к образу Христа. Здесь воплотилась идея писателя об идеале: “Человек на земле возлюбить другого как себя не может по заповеди Христовой, своё “я” мешает, закон личности не дает. Но по закону природы человек тянется к этому идеалу. Главный герой романа не только олицетворял для автора христианский идеал, но и был носителем важнейшей идеи Федора Михайловича — о необходимости возвращения образованных классов общества на почву христианской нравственности. Князь доказывает, что европейское общество давно уже потеряло нравственную связь с религией и потому не может служить образцом для России. Сам же герой, представляет собой “тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия”.
3 слайд.
– Как описывает внешность своего героя автор?
(Возможный вариант ответа) Князь Мышкин предстает перед нами “молодым человеком лет 26-27, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, “со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белой бородкой”. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, в прочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное, а теперь досиня иззябшее”.
– Совпадает ли ваш зрительный образ с образом художника И.Глазунова.
4 слайд.
– Как видим, изображение Мышкина приближено к иконописному и по отрешенности от житейский условностей, и по формальным признакам. Святые на русских иконах изображаются как “лица с бородкой”, как характеры сложившиеся. Вспомним тонкие сухие, иконописные лики Христа, Николая – Чудотворца или Сергия Радонежского, их востренькие, почти белые бородки и огромные, на пол-лица, глаза. В портрете Мышкина ощущается влияние иконописи, он написан в светлых тонах
– Случайны ли эти совпадения ?
(Возможный вариант ответа)Попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу романа “Идиот”. Появление такого рода человека становится у Достоевского оценочным для современного мира, который далеко ушел от идеала, потерял и забыл его. Главный герой задуман как человек, предельно приблизившийся к идеалу
– Рогожин говорит: “…Совсем ты, князь, выходишь юродивый, и таких, как ты, Бог любит”. Кто же такие юродивые? .
5 слайд.
(Сообщение подготовленного ученика) Подвиг юродства таинственен и непонятен миру. Юродивые добровольно отказываются от всех удобств и земных благ жизни, от всякого родства; эти люди принимают на себя вид как бы безумного человека. Они всегда говорят правду сильным мира сего, совершают странные поступки, изобличают несправедливость, утешают скорбящих; находясь иногда среди порочных и погибших в глазах общества людей, они возвращают таковых на путь добра. “Юродивые Христа ради” на Руси известны ещё под именем “блаженных”. Наименование это присваивается им потому, что, проникнутые убеждённость о суетности всего земного, они ищут блаженства лишь в постоянном, духовном общении с Богом и по смерти удостаиваются вечного блаженства на небе. Церковь прославляет их в лике святых. На Руси юродивыми были Василий блаженный, Ксения Петербургская .
– Что же послужило поводом для возникновения этого явления, получившего на Руси такое широкое распространение? “Православная церковь держится того мнения, что юродивый добровольно принимает на себя личину безумия, дабы скрыть от мира своё совершенство и таким образом избежать суетной мирской славы.
– Прав ли Рогожин? Можно ли считать князя Мышкина юродивым? Почему? Какие эпизоды подтвердят ваше мнение?
(Возможный вариант ответа) Болезнь сделала князя взрослым ребенком, и не случайно, что с детьми он чувствует себя легко и непринужденно… Общение с детьми в Швейцарии . Князь Мышкин “вследствие болезни не знал женщины”,что является не столько доказательством его ненормальности, сколько признаком чистоты и невинности.
(Просмотр эпизода … из фильма “Идиот”)
– Для того, чтобы понять главного героя и авторскую идею, необходимо выявить и литературные параллели.
– С какими литературными героями сравнивается князь Мышкин? На этот вопрос учащиеся готовят ответ дома. Вспоминаются Дон Кихот( Аглая положили записку князя в эту книгу) и “рыцарь бедный” Пушкина, стихотворение, о котором тоже читает Аглая.
– Что объединяет этих литературных героев? (Возможный вариант ответа)Вера в идеал, самопожертвование, служение идеалу.
6 слайд.
– Почему Ф.М.Достоевский говорил: “А мой идиот ведь тоже Обломов”? –
Рассматриваются такие качества героя Достоевского, как мессианство, смирение, невинность, мечтательность, чудачество, отчуждённость от окружающих, отсутствие жеста и меры.
– Князь живёт в своём фантастическом мире, символическим выражением которого является Швейцария, он мечтатель.
Вспомните, пожалуйста, других мечтателей, героев произведений Ф.М.Достоевского.
(Возможный вариант ответа) Главная героиня романа “Неточка Незванова”, Алёша
Волковский в “Униженных и оскорблённых”, Степан Верховенский в “Бесах”.
– Мышкин – своеобразный духовный двойник Достоевского.
7 слайд.
(Подготовленное сообщение ученика на тему “Автобиографические черты героя Достоевского”)
Достоевского объединяет с его героем духовная биография: безрадостное детство, юношеская мечтательность, нервная болезнь и припадки, несущие величайшее счастье и страдание, “тюремный период” (у Мышкина – четыре года санатория, у Достоевского – четыре года каторги), возвращение на родину и поиски русского Христа. Решающим событием в духовной жизни писателя было ожидание на эшафоте исполнение смертного приговора – подробный рассказ об этом он вложил в уста своего героя. Взаимоотношения Мышкина с семьей Епанчиных напоминают отношения самого Достоевского с семьей Корвин– Круковских, в Аглае проступают черты старшей дочери Анны, а Настасья Филипповна напоминает “роковую любовь” Достоевского Аполлинарию Суслову. Наконец, Мышкин выражает заветные мысли самого писателя об опасности социализма, об особой миссии России, об ответственности “лучших людей России, дворянства, за судьбу своей Родины.
8 слайд.
– Теперь я вам предлагаю сравнить героя-“идиота” Достоевского с другими героями: Раскольниковым, Алёшей Карамазовым. (Сообщение подготовленного ученика)
– Братья Карамазовы” перенасыщены откликами на злободневность борьбой против всего прогрессивного в современности. Все образы в романе измельчали по сравнению с “Идиотом”. Алеша, заменивший здесь Мышкина, тоже несравненно мельче своего предшественника. Тот был символом любви и чистоты, сошедший в зараженный властью денег нечистый мир; он противостоял этому миру и в конечном итоге был погублен им. За ним нет никакой большой темы. Он занят с утра до ночи хлопотами и беготней по грязным карамазовским делам, способен притерпеться и совершенно свободно дышать любой душевной грязью, не чувствуя ее. Удивительной правдивостью насыщены романы Достоевского. Каждый герой по-своему удивителен, и участь большинства из них трагична. Князь Христос, добро и красота гибнут в этом страшном мире. Таково апокалипсическое видение мира Ф.Достоевским. Мышкин – не студент, униженный, “ужасающей, человеческое достоинство, бедностью”. Мышкин– человек светлый, он своим видом не рождает ощущение темноты и опасности, как Раскольников. Он смело отдается чувству любви и сострадания людям. Он внемлет голосу сердца, и не пытается проверить основательность своей теории на практике. Аналицизм Раскольникова, с его постоянным возбужденным мыслительным процессом, приводят его к краху теории, так им лелеянной, к борьбе с жизненно-бытовыми факторами, к каторге, и обретение гармонии через любовь к женщине. Выбрав же путь изначальной гармонии, Мышкин упирается не только в отторжение теории о духовных ценностях, но и теряет душевный покой от обретения любви, становясь заложником собственных принципов, и вынужденный поступить по закону разума, в результате чего теряет рассудок (Просмотр финала фильма “Идиот”).
9 слайд.
Заключительное слово учителя
– В критике преобладает мнение, что роман “Идиот” – “это самая “мрачная из всех трагедий в творчестве Ф.Достоевского”. Вместе с тем есть и другое мнение: “…Не удаётся князю утвердить светлые начала жизни, его сознание меркнет, он уходит в болезнь, уходит безвозвратно. Но на этом печальном исходе Достоевский всё же не ставит точку. Он оставляет надежду… Надежда в том, что чуточку иными стали некоторые люди, и потому не равнодушно, но с горестью восприняли они уход князя Мышкина
– Как считаете вы? (Мнения учащихся)
– Писатель даёт современникам веру в идеал, который, как бы далеко он не стоял от действительности, необходим человеку. Если не будет стремления к идеалу, мир погибнет, как пророчествует вслед за Иоанном Богословом Ф.М.Достоевский. Только теперь, после пережитых катастроф XX века, мы начинаем понимать его пророчества.