Литературное образование в современной школе
ориентировано на формирование
литературоведческой компетенции ученика,
которая предполагает знание теории литературы и
умение применять эти знания в процессе анализа
текста.
Художественное произведение – это отражение
сознания писателя. Создавая его, писатель
облекает свои мысли посредством специфики
художественных средств языка.
Современное литературоведение предлагает
разнообразные методы анализа произведения.
Задача учителя - отобрать необходимые способы
прочтения текста для ученика.
Вашему вниманию представлена методическая
разработка урока литературы по теме:
«Своеобразие жанра стихотворение в прозе.
Мир и человек в стихотворении "Природа”
И.С.Тургенева». Цель урока: расширить
представления учащихся о жанре стихотворение
в прозе; познакомить с литературным циклом И.С.
Тургенева “Стихотворения в прозе”. Для анализа
текста предложено его стихотворение «Природа».
Анализ литературного произведения – это
исследовательское прочтение художественного
произведения. Для изучения авторского
миропонимания нами был выбран метод
ассоциативного восприятия текста. Это
позволило ученикам не замыкаться на только
что прочитанном, а связать свои социокультурные
представления с текстом И.С.Тургенева.
Диалогический метод стал основным при
анализе текста. Учитель, путем постановки
системы вопросов, подводит учеников к пониманию
художественного замысла автора, при этом
оставляет ребятам открытое пространство для
размышлений над стихотворением.
Структура урока носит традиционный характер,
но не является замкнутой. Учащиеся должны
самостоятельно определить идейный замысел
писателя и подготовить свою интерпретацию
авторского понимания закономерностей
мироустройства. Эвристическая беседа позволила
сделать урок творческим и познавательным.
В работе над текстом нет четкого расчленения на
йдейно-тематическое содержание и художественные
особенности внешнего характера, что характерно
для метафизического, традиционного для школы
анализа текста.
Подобные методы, при всей традиционности,
способствуют формированию основных общеучебных
навыков: активизируют сознание, развивают
мышление, позволяют в свободной форме высказать
ученикам своё видение пространства
произведения.
Подлинное воспроизведение произведения
предполагает способность читателя понять
автора-творца, а необходимым условием анализа
текста выступает опора на читательское
восприятие. Сотворчество читателя и писателя
возможно при вхождении читателя в эстетическую
природу произведения и постижение авторской
концепции.
Данная методическая разработка является одним
из опытов работы учителя над анализом
художественного произведения.
Цели:
- расширить представления учащихся о жанровой форме стихотворение в прозе;
- познакомить с литературным циклом И.С. Тургенева “Стихотворения в прозе”;
- формировать навык комплексного анализа текста.
Задачи:
- Образовательные:
- совершенствовать навыки анализа текста;
- изучить особенности жанра стихотворение в прозе;
- определить место «Стихотворений в прозе» в творчестве И.С. Тургенева.
- Развивающие:
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
- формировать ассоциативное мышление.
- Воспитательные:
- прививать любовь и интерес к классической литературе;
- содействовать формированию духовно-нравственных принципов в сознании учащихся.
Оборудование: портрет писателя И.С.Тургенева; сборник ”Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева; «Словарь литературоведческих терминов» под редакцией Л.И.Тимофеева, С.В.Тураева.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Установка на работу.
Слово учителя: Сегодня нам предстоит приоткрыть одну из граней таланта И.С.Тургенева, познакомившись с литературным циклом писателя «Стихотворения в прозе». (Приложение 1)
2. Для более глубокого понимания темы вам предложены индивидуальные задания:
1. Характеристика жанра стихотворение в
прозе (работа со словарем литературоведческих
терминов).
2. Наблюдение над лексическим и грамматическим
строем стихотворения И.С.Тургенева «Природа».
3. Художественная интерпретация текста.
4. Исторический комментарий к стихотворению
«Русский язык».
II. Изучение нового материала
1.
– Как вы понимаете термин «стихотворение в
прозе»?
– Обратимся к словарю, к объяснению данного
понятия литературоведами.
Ученик зачитывает определение из словаря литературоведческих терминов. (Приложение 2)
Учитель: Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме. Не следует путать стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по метрическому признаку, – с ритмической прозой и свободным стихом. Форма стихотворения в прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов. Первым образцом стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана "Гаспар из тьмы" (1842). Термин "ст. в пр." введен Ш. Бодлером в "Цветах зла"; в русскую литературу вошел у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878-1882. [2.]
2. Запишем в тетрадь
Особенности жанра:
– преобладает не повествовательный, а
субъективно-оценочный момент;
– большое значение приобретает эмоциональная
окраска речи;
– характерно повторение ритмически подобных
синтаксических конструкций;
– используются изобразительно-выразительные
средства языка;
– небольшой объем;
– графически текст представлен как проза.
3. История написания
Слово учителя: И.С.Тургенев
рассматривал «Стихотворения в прозе» как цикл,
объединенный общей тональностью. Стихотворения
написаны в 1877-1882г.г. Общее настроение писателя в
эти годы становилось все мрачнее. «Стихотворения
в прозе» проникнуты усиливающимся чувством
нравственного одиночества, мучительною мыслью о
старости, о близкой смерти: «Уйди в себя, в свои
воспоминанья…Но будь осторожен…не гляди
вперед, бедный старик!» («Старик», июль 1878г).
Читая воспоминания современников о последних
годах жизни И.С.Тургенева, можно отметить, что
писатель понимал под этим жанром «…нечто
вроде того, что художники называют эскизами,
этюдами с натуры, которыми они потом пользуются,
когда пишут большую картину. Стихотворения в
прозе позволяют коротко, ёмко изложить
мгновенное впечатление, ощущение жизни,
настроение ушедшего, безвозвратного:
молодости, красоты, свободы…». (Из письма
И.С.Тургенева М.М.Стасюлевичу, 29.09.1882г.).
Весной 1882 г. обнаружились первые признаки
тяжелой болезни, которая оказалась для Тургенева
смертельной. Но в моменты временного облегчения
страданий писатель продолжал работать и за
несколько месяцев до смерти издал первую часть
«Стихотворений в прозе». Этот цикл лирических
миниатюр явился своеобразным прощанием
Тургенева с жизнью, родиной и искусством.
Последняя книга писателя собрала в себе главные
темы и мотивы его творчества. Здесь выразилось
преклонение перед силой самоотверженной любви и
нравственным величием подвига, увлечение
пылким идеализмом молодости, тончайшее чувство
природы, поэзии и красоты, а рядом с этим –
ощущение разочарования и одиночества, ужас перед
ничтожеством человека и всемогуществом
разрушительных сил смерти, усталое отвращение
ко лжи, пошлости и глупости, к их неизбывному
присутствию в человеческой жизни. И все это
многообразие тем обрело эстетическую
завершенность благодаря глубоко символическому
обрамлению цикла. [1.]
Литературовед Л.М. Гроссман считал, что
«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева – это
особым образом организованная философская
поэма, целенаправленно разбитая автором на
строфы-песни. Генеалогию такого жанра он
возводит к формам средневековой поэзии, для
которой характерна исповедальность.
Первоначально цикл имел название «Posthuma»
(«Посмертные»), в последующем «Senilia»
(«Старческое»). И в окончательном варианте
«Стихотворения в прозе».
Круг тем, затронутых в стихотворении, обширен.
3. Запись в тетрадях и на доске:
- Тема нравственного подвига. («Порог», «Чернорабочий и белоручка»)
- Размышления о судьбе русского крестьянина («Деревня», «Щи»)
- Вера в великое будущее русского народа. («Русский язык»).
- Философские размышления. («Молитва», «Монах»).
- Психологические наброски человеческих характеров. («Близнецы», «Эгоист»)
- Тема любви, молодости. («Мы еще повоюем», «Воробей»)
Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня» («...на тысячу верст кругом Россия – родной край»), а завершал ее «Русский язык», лирический гимн, исполненный веры Ивана Сергеевича в великое предназначение своей страны.
III. Анализ стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык»
1. Стихотворение «Русский язык» написано в 1882г. Чем ознаменовался этот год?
Историческую справку дает ученик, получивший задание на дом. (Приложение 3)
Ответ ученика: Усиление реакции царского правительства в связи с убийством 1 марта 1882г. царя Александра I. В августе 1882г. приняты «Временные правила о печати». С 1883г. стала действовать жандармерия, специализирующаяся на агентурной деятельности. 1 июля 1887г. издан «Циркуляр о кухаркиных детях», предписывавший не допускать в гимназии детей из низших сословий.
2. Внимательно прослушайте стихотворение.
Ученик читает стихотворение наизусть. (Приложение 4)
– Как Тургенев, не раскрывая конкретных реалий
времени, определяет свои чувства?
– Какими эпитетами писатель характеризует
русский язык?
– Каким пафосом проникнуто стихотворение?
IV. Философское понимание И.С.Тургеневым основ мировой гармонии
1. Слово учителя. Тема бога, роли
человека и осознание им своего места на земле,
тема природы являются основными в
стихотворном цикле.
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева
всегда была природа, ибо она для писателя
являлась истинным Божеством. В ее сущности он
пытался обрести гармонию и покой. Но природа и
ужасала писателя равнодушием и отсутствием
видимой цели в творимой ею жизни: «...она
заставляет кровь обращаться в моих жилах без
всякого моего участия, и она же заставляет звезды
появляться на небе, как прыщи на коже, и это ей
одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой
заслуги. Это штука – равнодушная, повелительная,
прожорливая, себялюбивая, подавляющая – это
жизнь, природа или Бог; называйте её, как хотите,
но не поклоняйтесь ей... Ибо в акте творения
заключается не больше славы, чем есть славы в
падающем камне, в текущей воде, в
переваривающемся желудке...» – писал И. С.
Тургенев 28 июля 1849 года Полине Виардо.
Безразличие природы, воплощенное в незыблемости
ее законов,– вот что питало космический
пессимизм Тургенева. «Для меня в непреложности
законов природы есть самое ужасное, так как я
никакой цели, ни злой, ни благой, не вижу в них»,–
говорил он Полонскому в конце жизни.
2. Словарная работа.
Слова записаны на доске. (Приложение 5)
– Как вы понимаете семантику слов: гармония,
миропонимание, мироздание, миросозерцание? (После
самостоятельного объяснения значения слов
учащимися обращаемся к словарю русского языка
под редакцией С.И.Ожегова.)
– Прокомментируйте высказывание И.С.Тургенева. В
чем, по-вашему, писатель видел основы
мироздания?
Грустным итогом размышлений Ивана Сергеевича стало стихотворение в прозе «Природа», которое написано в августе 1879г.
V. Работа над идейным содержанием произведения «Природа»
1. Установка на работу.
Учитель: Внимательно прослушайте стихотворение И.С.Тургенева.
Заранее подготовленный ученик читает произведение. Тексты лежат на партах. Дальнейшая работа по анализу стихотворения проводится непосредственно на листах с текстом.
2. Чтение текста. (глобальное слушание)
3. Художественная интерпретация текста
– Перед вами лежат листы чистой бумаги,
попытайтесь зарисовать на них ваше первичное
восприятие стихотворения.(2 мин.)
– Обратимся к вашим работам. Прокомментируйте
свое видение текста, отображенное в рисунках.
– Ученица самостоятельно выполнила подобную
работу дома, познакомимся с её творческим
раскрытием лирического произведения. (Ответ
ученицы)
4. Беседа по тексту.
Учитель: Попытаемся осознать художественное пространство стихотворения. Сколько смысловых частей имеет текст?
А)
– Прочитайте I абзац. (Чтение текста)
– В каком состоянии находится герой? (Герой
находится в ирреальном состоянии сна)
– Какова метафизическая природа сна?
– Какие образы возникают в стихотворении?
– Назовите эпитет, характеризующий слово
«храмина». Какой смысл вносит это слово-образ
для понимания идейного замысла писателя?
– Что мы можем сказать о природе света,
освещающего храмину, откуда он возник?
Б)
– Прочитайте II абзац. (Чтение текста)
– Привычен ли образ Природы? Каким вы
представляли его вне текста Тургенева, в своём
сознании?
– Где находится женщина?
– В каком состоянии она пребывает?
– Посредством каких тропов писатель создает
образ героини? Приведите примеры.
– Во что она одета? Какого цвета одеяние
женщины?
– Одежда простая, но как автор создает эффект
значимости персонажа?
– Какова реакция человека на осознание того, кто
перед ним?
В)
– Прочитайте III абзац. (Чтение по ролям)
– Какую форму речи использует автор? Почему?
– Объясните смысл диалога героев? Подтвердите
свои суждения ключевыми словами из текста.
– Предсказуема ли реакция человека на слова
женщины? Был ли он готов к такому ответу?
– Почему герой не возражает? С какой целью автор
вносит знак умолчания в последних строках?
– Какими средствами словесной образности
писатель создает портретную характеристику
героев?
– Как расширяют смысловые границы
происходящего фигуры речи?
– Какими словами заканчивается произведение?
Возможна ли другая фраза, определяющая концовку
стихотворения? Приведите свои варианты.
– Какова цветовая палитра лирической миниатюры?
– Слова какой части речи позволили писателю
выразить смысловую гамму стихотворения?
– Есть ли в тексте динамика?
5. Работа над композиционными единицами текста.
– Составим схему, которая отражает последовательность изложения сюжета.
В результате работы на уроке учащиеся
составляют таблицу-схему, которая отражает
последовательность изложения сюжета, определяя
при этом идейный замысел писателя.
Ученик работает у доски
Человек | Природа |
Психологическое состояние: Состояние сна (ирреальность, абстракция) |
Пребывает в состоянии покоя. Ровный
свет освещает храмину. «Величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета». «Она казалась погруженной в глубокую думу». |
Осознание того, кто перед ним («…сама
Природа»)
«...Мгновенный холод»; Действия: почтительный поклон, приблизился к ней. Обратился к женщине с вопросом: о чем она думает? (Речь героя пафосна) «Пролепетал…» «Хотел было возражать…» |
Не обратила внимания на появление
человека (равнодушна) Реакция на слова человека «Медленно обратила темные, грозные глаза; раздался зычный голос, подобный лязгу железа» «Наморщила лоб» «Равновесие нападения и отпора нарушено… |
6. Заключительный этап работы над текстом.
– Определите композиционные особенности
стихотворения.
– Обратимся к вашим рисункам, что бы вы внесли в
них после осознанного прочтения текста?
– Каково идейно-философское содержание
произведения? В чем заключается его
художественное своеобразие?
– Соотнесите теоретические сведения о жанре с
текстом И.С.Тургенева.
V. Итог работы
– Мы попытались прочитать одно из стихотворений И.С. Тургенева литературного цикла “Стихотворения в прозе”. Какое место занимают лирические миниатюры цикла в творческой судьбе писателя?
VI. Домашнее задание
1. Сочинение-рассуждение: «Философские
размышления Тургенева о месте человека в
мире, в природе».
2. Прочитать «Стихотворения в прозе»
И.С.Тургенева.
На втором уроке при изучении стихотворного цикла Тургенева можно разделить ребят по группам. Деление на группы определяется тематикой стихотворений.
Литература:
- Николаев П.А. Библиографический словарь// Русские писатели. – М.: Просвещение, 1990. –326с.
- Кожевников В.М., Николаев П.А. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 1987. – 425с.
- Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов – М.: Просвещение, 1974.– 386с.
- www.ref.by/refs/33/6671/1.html
- ru.wikipedia.org/wiki/ Циркуляр о кухаркиных детях