Цели:
- рассмотреть образ Онегина в первой главе романа;
- рассмотреть описание жизни дворянской столичной интеллигенции;
- рассмотреть место 1 главы в композиции романа; намечающийся «энциклопедизм» в отражении русской жизни;
- обратить внимание на характер повествования, простоту, легкость и изящество авторской речи.
Оборудование урока: текст романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; портреты П.А.Вяземского, А.С.Пушкина; альбом по литературе, 9 класс (иллюстративный раздаточный материал); словарные слова.
Эпиграф: «И жить торопится и чувствовать спешит» (кн. П.А.Вяземский «Первый снег»)
Слова-термины:
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
– Сегодня мы открываем первые страницы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», самого задушевного произведения поэта, по словам В.Г.Белинского. Итак, первая глава, названная в болдинском плане «Хандра», была написана… (обратите внимание на цифры на доске). Пушкин сам подчеркивал особый характер первой главы: выпуская впервые в свет, он оформил ее как самостоятельное целое произведение. Точное время действия первой главы – конец 1819г. Она открывалась посвящением: «Посвящено брату Льву Сергеевичу Пушкину». Вдумайтесь в содержание слов эпиграфа к главе. Это строчка из стихотворения П.А.Вяземского «Первый снег», которое особенно любил А.С.Пушкин. С именем этого человека связаны многие события в жизни поэта (литературное сотрудничество; давняя дружба; материальная помощь семье А.С.Пушкина после его трагической гибели, а также безответная любовь Вяземского к жене поэта – Н.Н.Гончаровой).
2. Беседа с классом
1) Можно ли «торопиться и спешить жить»?
Зачем? (применимо к себе). Читаем отрывок из
стихотворения «Первый снег», в котором
заключена данная строчка.
2) А вторая часть эпиграфа? («чувствовать
спешит»)
Эпиграф отмечает существенную сторону личности
героя в его юношеские годы. В этих словах настрой
на всю главу романа.
Эпиграф – цитата, изречение, предпосланное произведению ( или его части, главе), сосредоточивающее мысль на его идее.
3. Беседа по прочитанной первой главе
1) Сколько героев? (Два героя – Пушкин и Онегин).
(Зачитать вторую половину второй строфы)
2) Обращение к формуле на доске.
3) Легко ли было читать? (много неизвестных имен; длинные описания).
4) С чего начинается текст романа?
– Без всякого вступления Пушкин сразу дает
эпизод из жизни героя. Начало шокирующее: нет
темы в начале произведения. Обращают на себя
внимание «шуточность» и «веселость», но это не
«веселый» роман, как думали многие.
А.С.Пушкин писал Тургеневу: «Я пишу на досуге
новую поэму «Евгений Онегин», где захлебываюсь
желчью.»
Т.е. в романе важным художественным инструментом
является ирония, не отрицание, не осмеяние
идеалов, а их испытание. Ирония необходима,
чтобы освободить героев от несостоявшихся
иллюзий и выявить подлинные ценности в жизни и
человеке. Начало романа перекликается с
байроновским «Дон Жуаном»:
Отрадно неожиданно узнать
О смерти старца, чье существованье
Нас, молодежь, заставило вздыхать
О преизрядной сумме завещанья…
5) Что бросается в глаза в характере языка в первых же строфах романа?
– Необычайная простота, «разговорный» тон (молодой повеса, добрый приятель; «друзья Людмилы и Руслана» – отмечает установившуюся связь с друзьями читателями, это намек на то, что в Петербурге Пушкину жить нельзя, т.к. 1819 г. – это время перед ссылкой на юг).
6) Каковы ваши впечатления, отношение к Онегину после прочтения строф, в которых рассказывается об отце героя, его детстве, воспитании, образовании? Какие литературные параллели вызывают у вас строчки о гувернере, мадаме?
Назовите знакомые произведения, где затрагивается тема воспитания. (Вральман – «Недоросль»; Бопре – «Капитанская дочка»; Дубровский – «Дубровский»; французик из Бордо – «Горе от ума») – тема антинационального воспитания дворянских детей.
– В 4 строфе А.С.Пушкин отмечает случайность, бессистемность обычного дворянского воспитания (звучит мысль автора о недостатках своего образования в том же числе). Онегин не получил систематического образования, но в то же время речь идет о широком круге его чтения и его интересов.
– В 5 строфе мы узнаем, что «судьи решительные и строгие» (почтенные посетители петербургских гостиных) называют Онегина «ученым малым» и «педантом» («чудаком» с хорошей стороны).
Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований.
7) Какие при этом проявляются личные качества Онегина, способности?
– Отсутствие глубины в образовании, но тем не менее манера держаться в обществе, быть «лондонским денди», умение общаться, вести разговор (эпиграммы, …) В то время дендизм – это не просто страсть к моде, жажда свободы, но и особый стиль жизни, тип поведения, формирующий и вкусы, и нравы, и мировоззрение, это культ утонченности – «от красы ногтей» до блеска ума, независимость во всем.
8) Как вы поняли, что такое «анекдот»? (Рассказы о случаях из жизни исторических деятелей). Значит, Онегин интересуется историей.
9) Чем еще интересуется Онегин? (Занятия политической экономией)
Сообщение учащегося по книге К.П.Лахостского и В.Ф.Фроловой «Пушкин в школе», стр. 272.
Вывод: Евгению Онегину была дана свобода + творчество.
10) А как он проводил свободное время?
Комментирование 15-17 строф. [Можно разъяснить значения слов боливар – модная шляпа в 20-е годы; бульвар на Невском проспекте,обсаженный липами; брегет – карманные часы, отбивавшие часы и минуты, названные в честь известного французского часовщика; Каверин – участник кутежей и попоек, но образованный, остроумный человек. Можно зачитать описание обеда из книги К.П.Лахостского, стр.273].
– Мы видим противоречивость облика героя романа:
1) пустота жизни молодого человека;
2) серьезное чтение и большие запросы ума, широкий
круг интересов.
Вывод: не хватало ему сосредоточенности, упорства, умения чувствовать; в нем было много душевной пустоты, лени [зачитываются строфы 23-25 (описание кабинета Онегина), 27, 36]
[Можно зачитать из книги К.П.Лахостского, стр. 276].
11) Что такое праздность? Хорошо это или плохо ощущать?
Праздность – безделье; ничем не занятый человек, без дела, без полезных занятий.
12) В чем причины разочарования Онегина?
– Но сначала прочтем строфы 20-22 «Онегин в театре» [ученик зачитывает описание театра пушкинской поры]. Именно здесь впервые отмечается его усталость от жизни, его неудовлетворенность ею (конец 21 строфы). «Ещё» в 22 строфе говорит о том, что день не окончен.
– Ценит ли Онегин то, что было в театре? Нет? Почему?
[Зачитываются 37-38 строфы.]
4. Итог урока
– Кто же Евгений Онегин?[см. К.П.Лахостский, стр.281]
Надо подчеркнуть особый характер первой главы, потому что это не только «вступление в роман», но и как бы самая сущность его важных мотивов – квинтэссенция.
5. Домашнее задание
- Подумать над формулой: к кому она относится: к Пушкину или Онегину?
- Кто же Евгений Онегин? ( Сообщение по материалам 1 и 2 главы)
- Почему Онегин и Автор по-разному относятся к деревенской жизни?
Использованная литература:
- А.С.Пушкин «Евгений Онегин». – Москва, «Художественная литература», 1978г.
- К.П.Лахостский, В.Ф.Фролова «Пушкин в школе» (пособие для учителя).
- Г.А.Обернихина «Преподавание литературы в 9 классе» (пособие для учителя). – Москва, АРКТИ, 2003 г.
- Вс.Воеводин «Повесть о Пушкине». – Ленинград, 1956г.