«Боже! Как грустна наша Россия!»
(А.С.Пушкин)
«Откуда могла взяться в концовке поэмы все обгоняющая тройка,
если вся картина России, как она изображена в тексте поэмы,
картина застоя?»
(А.Потебня)
Структура учебно-методического пакета:
- Описание проекта.
- Примеры работ учащихся:
- Презентация «Чичиков- это беда или надежда России?»
- Буклет «Жадное накопительство ради наживы»
- Web-сайт проекта «Умом Россию не понять…» или бизнес по-русски».
- Критерии оценивания презентации, буклета.
- Дидактические материалы: тест, кроссворд, перечень вопросов, таблица наблюдений.
- Методические материалы.
- План работы по проекту.
- Список используемых материалов
Основополагающий вопрос: Может ли кипучая деятельность быть бездельем?
Вопросы учебной темы:
- Чичиков как новый «герой» эпохи.
- Россия «мертвых душ». Изображение поместного дворянства в поэме.
- Живая Русь в поэме.
Темы исследований учащихся:
- Чичиков - это беда или надежда России?
- К чему приводит жадное накопительство ради наживы?
- Почему «птица-тройка» символизирует вечно живую душу русского народа?
Дидактические цели проекта:
- Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, социально-бытовой;
- Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;
- Умение видеть проблему и наметить пути ее решения;
- Приобретение навыков экспериментальной работы.
Методические задачи проекта:
- Освоить представление об общественно- политической обстановке в России в начале 19 века.
- Выявить особенности сатирического изображения событий и героев в поэме.
- Выяснить психологические и социальные корни таких явлений как бюрократия, взяточничество, казнокрадство.
- Уметь находить различные формы создания образа героя литературного произведения.
- Уметь пользоваться приемами сатирической обрисовки литературного героя
- Научить пользоваться Power- Point и Publisher для оформления результатов.
Этапы и сроки проведения проекта:
На выполнение проекта программой «Технология» выделяется 8 часов по 4 часа в неделю (большая часть выполняется за счет вне учебного времени).
Подготовительный этап:
«Мозговой штурм» (Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) формирование тем исследований учеников) 1 урок, 20 минут.
Обсуждение индивидуального плана работы учащихся – 2 урок, 20 минут.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав –2 урок, 20 минут.
Этап обучения:
Консультации по выполнению самостоятельных исследований.Проведение домашних исследований, наблюдений.
Заключительный этап:
Представление на защиту самостоятельных исследований - 2 урока.
Обсуждение результатов проекта. Поощрение лучших работ.
Веб-сайт проекта.
Выполняется в программе Publisher, 5-6 страниц.
Главное.
В какой гостинице за 2 рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов7 Как и почему люди «превращаются в прореху на человечестве? Как «приобретатель» сначала осчастливил, а затем привел в смятение губернский город? Что произойдет, если свое счастье основывать не на любви, а на деньгах? Можно ли серьезно отнестись к тому, что некто разбогател, скупая «мертвые души»,-попросту оформлял «купчие»? Может ли кипучая деятельность быть бездельем?
Ответы на эти вопросы вы получите, познакомившись с нашим проектом.
Путь к серьезному чтению.
Этот проект поможет вам понять, что русская классическая литература не далекое прошлое, а самая актуальная современность, что именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей, которые связывают прошлое и настоящее и указывают дорогу в будущее; а также помогают понять, зачем создано то или иное произведение и почему оно так гармонично укладывается в яркую мозаику, называемую литературным процессом.
Путеводитель.
Чтобы ответить на основной вопрос проекта, необходимо провести следующие исследования:
- Чичиков-это беда или надежда России?
- К чему приводит жадное накопительство ради наживы?
Для этого вам нужно:
- Прочитать поэму «Мертвые души».
- Отметить эпизоды, которые помогут выяснить, как формировался делец-приобретатель.
- Сравнить Чичикова с другими героями эпохи.
- Рассмотреть, как изображены в поэме чиновники и крестьяне.
- Доказать, что помещики лишены внутреннего содержания (на примере Коробочки)
Наши помощники:
- Тесты к школьному курсу: Литература 9 класс: Справочное пособие.-М.Аст-Пресс, 1998 г.
- Литература: 10 класс. Методические советы: Пособие для учителя.-Ю.В.Лебедев, М.Б.Кузнецов. М.:Просвещение,2002 г.
- Экзаменационные вопросы и ответы. Литература 9 и 11 класс.Учебное пособие.–М. Аст-Пресс,2002 г.
- www.Google.com.ru
Выводы:
В результате исследования мы выяснили:
- В поэме «мертвые души» Гоголь типизирует образы русских помещиков, крестьян,чиновников.
- Чичиков представляет тип дельца- предпринимателя, человека новой формации. Это аферист с большой буквы. Своей деятельностью он стремиться преобразовать мир.
- Внутренняя сущность помещиков проявляется в мелочном скопидомстве, прожигании жизни, пошлости и оскотиненности. Манилов- хозяйственный помещик, никогда не занимавшийся своими деревнями и даже не знал, сколько у него умерло крестьян. Коробочка «понемногу набирала деньжонок в мешочки», торгуя пенькой, медом и «мертвыми душами». Недюжинная энергия Ноздрева проявлялась в том, что он был готов ехать куда угодно, с кем угодно и зачем угодно.
- Каждый из героев поэмы ведет свою «кипучую деятельность». Но можно ли эту деятельность назвать бездельем? Конечно же, ведь она ведет к бессмысленному накопительству, моральному падению человека и духовной деградации личности.
Презентация «Чичиков- это беда или надежда России?»
Выполняется в программе Power Point, 9-10 слайдов, приложение № 1
Цель исследования:
Проследить формирование подлеца- приобретателя в России начала 19 века.
Ход работы:
- Познакомились с биографией Чичикова.
- Рассмотрели основные сословия современной ему России.
- Проанализировали деятельность героя, связанную с куплей - продажей «мертвых душ».
- Сравнили Чичикова с другими. героями эпохи.
Чичиков и другие герои эпохи.
- Эпоха, в которую сложились их характеры.
- Ведущие черты личности.
- Жизненные цели и деятельность.
- Прогнозы на будущее.
Авантюра Чичикова.
- Зарождение идеи.
- Приезд в город N.
- Сбор сведений о помещиках.
- Знакомство с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем, Плюшкиным.
- Покупка «мертвых душ».
Биография Чичикова.
- Раннее детство. Отцовская полтина. Формирование жизненных идеалов.
- Служба в казенной палате.
- Строительная комиссия.
- Служба на таможне.
- Мысль о приобретении «мертвых душ».
Основные сословия России начала 19 века.
- Поместное дворянство в поэме. Духовная деградация.
- Чиновники. Ничтожность их бюрократического правления.
- Крепостные крестьяне. Рабское существование русского народа.
Информационные источники:
- Тесты к школьному курсу: Литература. 9 класс: Справочное пособие.- М.: Аст – ПРЕСС, 1998 г.
- Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя/ Ю.В. Лебедев, М.Б. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2002 г.
- www.google.com.ru
- www.1sept.ru
Выводы по теме исследования:
- В поэме «Мертвые души» Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян.
- Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни,- это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно «лишним людям», Онегину и Печорину, он не похож на толпу, но не исключительностью натуры и не стремлением преобразовать мир, а своей активностью, деятельностью и предприимчивостью.
- Чичиков представляет собой тип дельца- предпринимателя, человека «новой формации». Но он не может и не хочет быть надеждой России, это ее беда, так как мир Чичикова неизбежно замкнется на идее накопительства.
Буклет «Жадное накопительство ради наживы».
Буклет выполняется в программе Publisher, приложение № 2.
(Ф.И.Тютчев)
Цель исследования: проследить, как раскрывается и к чему приводит жадность накопительства Коробочки.
Ход работы:
- Рассмотрели круг интересов Коробочки.
- Определили, в чем проявляется её бездушие.
- Выяснили, к чему ведёт бессмысленное накопительство.
Выводы исследования:
- Единственное, что волнует Коробочку,- это цены на пеньку, мёд, не продешевить при продаже «мертвых душ».
- Бездушие Коробочки проявляется в мелочном скопидомстве.
- Бессмысленное накопительство ведет к бездеятельности и духовной деградации личности.
Дидактические материалы.
Таблица и кроссворд составляются в программе Excel, приложение № 3.
Купля-продажа "мертвых душ".
Манилов | Коробочка | Ноздрев | Собакевич | Плюшкин | |
Предполагаемая цена | 0,00р. | 15,00р. | 0,00р. | 100,00р. | 0,25р. |
Итог сделки | 0,00р. | 15,00р. | 0,00р. | 2,50р. | 0,27р. |
Контрольный тест по творчеству Н.В. Гоголя.
Вопрос 1.
Н.В.Гоголь жил:
А…в 1809-1852 ггБ…в 1812-1855 гг
В…в 1799-1837
Вопрос 2.
Какое из перечисленных произведений не принадлежит перу Н.В. Гоголя:
А."Шинель"
Б."Нос"
В."Записки сумасшедшего"
Г."Хамелеон"
Вопрос 3.
Какое из перечисленных произведений Н.В. Гоголя не относится к циклу "Петербургские повести":
А."Невский проспект"
Б."Записки сумасшедшего"
В."Шинель"
Г."Нос"
Д."Тарас Бульба"
Е."Коляска"
Вопрос 4.
Кто из русских писателей подсказал Н.В. Гоголю сюжет поэмы:
А. М.Ю. Лермонтов
Б. А.С. Пушкин
В. Н.А. Некрасов
Вопрос 5.
Найти ошибку в перечне литературных персонажей поэмы "Мертвые души":
А. Чичиков
Б. Хлестаков
В. Коробочка
Г. Манилов
Вопрос 6.
Кого из героев поэмы Н.В. Гоголь не относит к "мертвым душам:
А. Чичикова
Б. Плюшкина
В. Умерших крестьян
Г. Селифана
Вопрос 7.
О ком мог сказать Н.В. Гоголь: "Прореха на теле человечества":
А. Чичиков
Б. Плюшкин
В. Собакевич
Г. Манилов
Вопрос 8.
К какому литературному жанру относится произведение Н.В. Гоголя "Мертвые души":
А. Роман
Б. Притча
В. Новелла
Г. Поэма
Д. Произведение промежуточного жанра