Сатирическое изображение событий и героев в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Разделы: Литература


 «Боже! Как грустна наша Россия!»
(А.С.Пушкин)
«Откуда могла взяться в концовке поэмы все обгоняющая тройка,
если вся картина России, как она изображена в тексте поэмы, картина застоя?»
(А.Потебня)

Структура учебно-методического пакета:

  • Описание проекта.
  • Примеры работ учащихся:
  • Презентация «Чичиков- это беда или надежда России?»
  • Буклет «Жадное накопительство ради наживы»
  • Web-сайт проекта «Умом Россию не понять…» или бизнес по-русски».
  • Критерии оценивания презентации, буклета.
  • Дидактические материалы: тест, кроссворд,  перечень вопросов, таблица наблюдений.
  • Методические материалы.
  • План работы по проекту.
  • Список используемых материалов

Основополагающий вопрос: Может ли кипучая деятельность быть бездельем?

Вопросы учебной темы:

  • Чичиков как новый «герой» эпохи.
  • Россия «мертвых душ». Изображение поместного дворянства в поэме.
  • Живая Русь в поэме.

Темы исследований учащихся:

  • Чичиков - это беда или надежда России?
  • К чему приводит жадное накопительство ради наживы?
  • Почему «птица-тройка» символизирует вечно живую душу русского народа?

Дидактические цели проекта:

  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, социально-бытовой;
  • Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;
  • Умение видеть проблему и наметить пути ее решения;
  • Приобретение навыков экспериментальной работы.

Методические задачи проекта:

  • Освоить представление об общественно- политической обстановке в России в начале 19 века.
  • Выявить особенности сатирического изображения событий и героев в поэме.
  • Выяснить психологические и социальные корни таких явлений как бюрократия, взяточничество, казнокрадство.
  • Уметь находить различные формы создания образа героя литературного произведения.
  • Уметь пользоваться приемами сатирической обрисовки литературного героя
  • Научить пользоваться Power- Point и Publisher для оформления результатов.

Этапы и сроки проведения проекта:

На выполнение проекта программой «Технология» выделяется 8 часов по 4 часа в неделю (большая часть выполняется за счет вне учебного времени).

Подготовительный этап:

«Мозговой штурм» (Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) формирование тем исследований учеников) 1 урок, 20 минут.
Обсуждение индивидуального плана работы учащихся – 2 урок, 20 минут.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав –2 урок, 20 минут.

Этап обучения:

Консультации по выполнению самостоятельных исследований.
Проведение домашних исследований, наблюдений.

Заключительный этап:

Представление на защиту самостоятельных исследований - 2 урока.
Обсуждение результатов проекта. Поощрение лучших работ. 

Веб-сайт проекта.

Выполняется в программе Publisher, 5-6 страниц.

Главное.

В какой гостинице за 2 рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов7 Как и почему люди «превращаются в прореху на человечестве? Как «приобретатель» сначала осчастливил, а затем привел в смятение губернский город? Что произойдет, если свое счастье основывать не на любви, а на деньгах? Можно ли серьезно отнестись к тому, что некто разбогател, скупая «мертвые души»,-попросту оформлял «купчие»? Может ли кипучая деятельность быть бездельем?

Ответы на эти вопросы вы получите, познакомившись с нашим проектом.

Путь к серьезному чтению.

Этот проект поможет вам понять, что русская классическая литература не далекое прошлое, а самая актуальная современность, что именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей, которые связывают прошлое и настоящее и указывают дорогу в будущее; а также помогают понять, зачем создано то или  иное произведение и почему оно так гармонично укладывается в яркую мозаику, называемую литературным процессом.

Путеводитель.

Чтобы ответить на основной вопрос проекта, необходимо провести следующие исследования:

  1. Чичиков-это беда или надежда России?
  2. К чему приводит жадное накопительство ради наживы?

Для этого вам нужно:

  1. Прочитать поэму «Мертвые души».
  2. Отметить эпизоды, которые помогут выяснить, как формировался делец-приобретатель.
  3. Сравнить Чичикова с другими героями эпохи.
  4. Рассмотреть, как изображены в поэме чиновники и крестьяне.
  5. Доказать, что помещики лишены внутреннего содержания (на примере Коробочки)

Наши помощники:

  1. Тесты к школьному курсу: Литература 9 класс: Справочное пособие.-М.Аст-Пресс, 1998 г.
  2. Литература: 10 класс. Методические советы: Пособие для учителя.-Ю.В.Лебедев, М.Б.Кузнецов. М.:Просвещение,2002 г.
  3. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература 9 и 11 класс.Учебное пособие.–М. Аст-Пресс,2002 г.
  4. www.Google.com.ru 

Выводы:

В результате исследования мы выяснили:

  1. В поэме «мертвые души» Гоголь типизирует образы русских помещиков, крестьян,чиновников.
  2. Чичиков представляет тип дельца- предпринимателя, человека новой формации. Это аферист с большой буквы. Своей деятельностью он стремиться преобразовать мир.
  3. Внутренняя сущность помещиков проявляется в мелочном скопидомстве, прожигании жизни, пошлости и оскотиненности. Манилов- хозяйственный помещик, никогда не занимавшийся своими деревнями и даже не знал, сколько у него умерло крестьян. Коробочка «понемногу набирала деньжонок в мешочки», торгуя пенькой, медом и «мертвыми душами». Недюжинная энергия Ноздрева проявлялась в том, что он был готов ехать  куда угодно, с кем угодно и зачем угодно.
  4. Каждый из героев поэмы ведет свою «кипучую деятельность». Но можно ли эту деятельность назвать бездельем? Конечно же, ведь она ведет к бессмысленному накопительству, моральному падению человека и духовной деградации личности.

Презентация «Чичиков- это беда или надежда России?»

Выполняется в программе Power Point,  9-10 слайдов, приложение № 1

Цель исследования:

Проследить формирование подлеца- приобретателя в России начала 19 века.

Ход работы:

  1. Познакомились с биографией Чичикова.
  2. Рассмотрели основные сословия современной ему России.
  3. Проанализировали деятельность героя, связанную с куплей - продажей «мертвых душ».
  4. Сравнили Чичикова с другими. героями эпохи.

Чичиков и другие герои эпохи.

  1. Эпоха, в которую сложились их характеры.
  2. Ведущие черты личности.
  3. Жизненные цели и деятельность.
  4. Прогнозы на будущее.

Авантюра Чичикова.

  1. Зарождение идеи.
  2. Приезд в город N.
  3. Сбор сведений о помещиках.
  4. Знакомство с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем, Плюшкиным.
  5. Покупка «мертвых душ».

Биография Чичикова.

  1. Раннее детство. Отцовская полтина. Формирование жизненных идеалов.
  2. Служба в казенной палате.
  3. Строительная комиссия.
  4. Служба на таможне.
  5. Мысль о приобретении «мертвых душ».

Основные сословия России начала 19 века.

  1. Поместное дворянство в поэме. Духовная деградация.
  2. Чиновники. Ничтожность их бюрократического правления.
  3. Крепостные крестьяне. Рабское существование русского народа.

Информационные источники:

  1. Тесты к школьному курсу: Литература. 9 класс: Справочное пособие.- М.: Аст – ПРЕСС, 1998 г.
  2. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя/ Ю.В. Лебедев, М.Б. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2002 г.
  3. www.google.com.ru
  4. www.1sept.ru

Выводы  по теме исследования:

  • В поэме «Мертвые души» Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян.
  • Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни,- это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно «лишним людям», Онегину и Печорину, он не похож на толпу, но не исключительностью натуры и не стремлением преобразовать мир, а своей активностью, деятельностью и предприимчивостью.
  • Чичиков представляет собой тип дельца- предпринимателя, человека «новой формации». Но он не может и не хочет быть надеждой России, это ее беда, так как мир  Чичикова  неизбежно замкнется на идее накопительства.

Буклет «Жадное накопительство ради наживы».

Буклет выполняется в программе Publisher, приложение № 2.

«Рассудок все опустошил!»
(Ф.И.Тютчев)

Цель исследования: проследить, как  раскрывается  и к  чему приводит жадность накопительства Коробочки.

Ход работы:

- Рассмотрели круг интересов Коробочки.

- Определили, в чем проявляется её бездушие.

- Выяснили, к чему ведёт бессмысленное накопительство.

Выводы исследования:

- Единственное, что волнует Коробочку,- это цены на пеньку, мёд, не продешевить при продаже «мертвых душ».
- Бездушие Коробочки проявляется в мелочном скопидомстве.
- Бессмысленное накопительство ведет к бездеятельности и духовной деградации личности.

Дидактические материалы.

Таблица и кроссворд составляются в программе Excel, приложение № 3.

Купля-продажа "мертвых душ".

  Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин
Предполагаемая цена 0,00р. 15,00р. 0,00р. 100,00р. 0,25р.
Итог сделки 0,00р. 15,00р. 0,00р. 2,50р. 0,27р.

 

Контрольный тест по творчеству Н.В. Гоголя.

Вопрос 1.

Н.В.Гоголь жил:

А…в 1809-1852 гг
Б…в 1812-1855 гг
В…в 1799-1837

Вопрос 2.

Какое из перечисленных произведений не принадлежит перу Н.В. Гоголя:

А."Шинель"
Б."Нос"
В."Записки сумасшедшего"
Г."Хамелеон"

Вопрос 3.

Какое из перечисленных произведений Н.В. Гоголя не относится к циклу "Петербургские повести":

А."Невский проспект"
Б."Записки сумасшедшего"
В."Шинель"
Г."Нос"
Д."Тарас Бульба"
Е."Коляска"

Вопрос 4.

Кто из русских писателей подсказал Н.В. Гоголю сюжет поэмы:

А. М.Ю. Лермонтов
Б. А.С. Пушкин
В. Н.А. Некрасов

Вопрос 5.

Найти ошибку в перечне литературных персонажей поэмы "Мертвые души":

А. Чичиков
Б. Хлестаков
В. Коробочка
Г. Манилов

Вопрос 6.

Кого из героев поэмы Н.В. Гоголь не относит к "мертвым душам:

А. Чичикова
Б. Плюшкина
В. Умерших крестьян
Г. Селифана

Вопрос 7.

О ком мог сказать Н.В. Гоголь: "Прореха на теле человечества":

А. Чичиков
Б. Плюшкин
В. Собакевич
Г. Манилов

Вопрос 8.

К какому литературному жанру относится произведение Н.В. Гоголя "Мертвые  души":

А. Роман
Б. Притча
В. Новелла
Г. Поэма
Д. Произведение промежуточного жанра