Цели:
- познакомить обучающихся с тематикой лирики Некрасова, её своеобразием; совершенствовать навыки анализа поэтического текста Н.А.Некрасова;
- формировать представление об историческом прошлом России;
- показать особенности композиции, языка, тематики стихотворений Н.А.Некрасова, их роли в реализации художественной идеи произведения;
- выявить активную гражданскую позицию автора в стихотворениях;
- формировать навыки выразительного чтения, лексической работы;
- воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.А.Некрасова, формировать гуманистическое мировоззрение;
- формировать у обучающихся навык самоконтроля (оценить работу на уроке);
- воспитывать эстетические чувства;
- Методические приемы: групповая работа, сообщения учеников, выразительное чтение.
Задачи:
- сопоставить средства и приемы раскрытия идеи в поэзии (цветовые эпитеты, описание портрета, сюжетность, лексика);
- сопоставить строки стихотворений Некрасова и Фета;
- сопоставить отношение поэтов к роли поэзии;
- сделать выводы.
Планируемые результаты:
- познавательные УУД: поиск, выделение и сопоставление необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
- личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Некрасов - целое поэтическое государство,
Живущее во своим законам.
Р.Гамзатов
Н.А.Некрасов - один из гигантов русской поэзии XIX в. Продолжив традиции своих великих предшественников - Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу; в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт-новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.
- В чём же заключается неповторимость, новаторство Некрасова?
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Работа с таблицей по биографии Некрасова. (Презентация кадр 3.) Сопоставьте события биографии Некрасова и их влияние на жизнь поэта.
Именно из Грешнева |
А. явилась началом всей страстной, страдальческой поэзии его на всю жизнь |
Раненное в самом начале жизни сердце, никогда не заживающая рана |
Б. укрепил дух правдоискательства, несогласие с отцовским образом жизни |
От отца он перенял |
В. лиричность, любовь к чтению, отзывчивость и всепрощение, чуткость и стремление помочь нуждающимся |
Крепостнический произвол отца |
Г. Закалил характер, открыл жизнь петербургских низов |
От матери |
Д. силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели, заразился охотничьей страстью. |
Сердечная привязанность к русскому крестьянству - |
Е. поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию |
Полуголодное существование в Петербурге, хождение по мукам |
Ж исключительная народность его произведений |
III. «Открытие нового знания»
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися.
Класс работает по группам.
Задание для 1 группы:
1. Прочитайте вслух стихотворение «Я сегодня так грустно настроен…» и запишите в лист наблюдений (в левую колонку) слова, которые бы отражали ваши ощущения от прочитанного. Сходную работу проделайте со стихотворением «Ещё весна, - как будто неземной…»
«Я сегодня так грустно настроен…» |
«Ещё весна, - как будто неземной…» |
2. Теперь выпишите из стихотворения «Я сегодня так грустно настроен…» в левую колонку ключевые слова и метафоры, выражающие состояние лирического героя (поэтическое «Я».
Например, из второй строфы можно выписать «недуг, сердце гнетущий», «горько веселит», «грозящая смерть» и т.д.
В правую колонку выпишите слова и словосочетания, выражающие состояние лирического героя стихотворения, например, «Ещё весна,- как будто неземной…», а также те слова и словосочетания, создающие образ мира, который окружает лирического героя, например, «весна», «неземной дух», «ночной сад» и т.д.
«Я сегодня так грустно настроен…» |
«Ещё весна, - как будто неземной…» |
|
Лирический герой
|
Лирический герой
|
Образ мира |
3. Обратите внимание: две последние строфы в обоих стихотворениях в сущности об одном и том же: о желании жизни и о близости и неизбежности смерти. Чем же отличаются эти строфы?
Задание для 2 группы:
Выпишите в соответствующие колонки ключевые слова и метафоры, при помощи которых поэты создают образ мира в стихотворении. Предлагаются отрывки из стихотворений Н.А.Некрасова и А.А.Фета (Отрывок из стихотворения «До сумерек», цикл «О погоде») «Под жестокой рукой человека» и «Люди спят, мой друг, пойдём в тенистый сад…».
«Под жестокой рукой
человека» |
«Люди спят, мой друг, пойдём в тенистый сад…» |
Сделайте вывод об особенности мировосприятия поэтов.
- некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления;
- Некрасов в своих стихах говорил о повседневных, непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал мужиков, о труде бурлаков;
- новые герои вносят в стихи и новую речь - подчас грубую, неблагозвучную, с точки зрения сторонников «чистого искусства».
- интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трёхсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.
- эмоциональная окраска стихотворений пронизана настроениями уныния, печали, отчаяния.
- для лирики Некрасова характерен полифонизм, голоса автора и героев сливаются
- лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, их судьба глубоко волнует его. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнута гражданственностью.
Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и её тематикой, идейностью.
В отличие от лирики Фета, который даже в грустных стихотворениях оптимистичен, даже грустные стихотворения наполнены счастьем и верой в лучшее.
IV. Применение знаний на практике. Исследовательская работа
Задание 1.
Вашему вниманию предлагается подборка стихотворений Некрасова и Фета.
Опираясь на слова, выписанные вами их стихотворений Н.А.Некрасова («Я сегодня так грустно настроен» и «Под жестокой рукой человека» и А.Фета (Ещё весна,- как будто неземной…» и «Люди спят, мой друг, пойдём в тенистый сад…») попробуйте выбрать среди них стихотворения Некрасова. Пометьте их. Прочитайте.
При чтении обращайте внимание на интонацию, ритм, эмоциональный и звуковой строй стиха.
Выпишите те слова и словосочетания, которые помогли вам определить автора:
- 1 группа - некрасовские частотные слова (тезаурус),
- 2 группа - персональные слова А.Фета, только ему свойственные.
Список стихотворений:
Некрасов Н.А.
- Утро (1872-1873)
- О муза! Я у двери гроба. (1877)
- Бьётся сердце беспокойное…(1874)
- Разбиты все привязанности (1874)
- Пророк (Не говори: «Забыл он осторожность!..»
- Горящие письма (1977)
Фет А.А.
- Как нежишь ты, серебряная ночь…( 1865)
- Из дебрей туманы несмело/ Родное накрыли село…(1886)
- Встаёт мой день, как труженик убогой…1865
Задание 2. Используя полученные на уроке знания, попробуйте выполнить задание:
Представьте, что перед вами повреждённый поэтический черновик, набросок лирического стихотворения.
Что нужно сделать
Попробуйте на основании этого фрагмента:
- Предположить, какому русскому поэту он мог бы принадлежать.
- Догадаться о содержании стихотворения.
- Воспроизвести его возможный лирический сюжет.
- Восстановить одну-две строки стихотворения.
V. Подведение итогов урока. Оценка деятельности
VI. Домашнее задание
Письменный ответ на вопрос: Что нового принес в русскую поэзию Некрасов?