Своеобразие лирики Н.А.Некрасова

Разделы: Литература

Класс: 10

Ключевые слова: Н.А. Некрасов, А.А.Фет


Цели:

  • познакомить обучающихся с тематикой лирики Некрасова, её своеобразием; совершенствовать навыки анализа поэтического текста Н.А.Некрасова;
  • формировать представление об историческом прошлом России;
  • показать особенности композиции, языка, тематики стихотворений Н.А.Некрасова, их роли в реализации художественной идеи произведения;
  • выявить активную гражданскую позицию автора в стихотворениях;
  • формировать навыки выразительного чтения, лексической работы;
  • воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.А.Некрасова, формировать гуманистическое мировоззрение;
  • формировать у обучающихся навык самоконтроля (оценить работу на уроке);
  • воспитывать эстетические чувства;
  • Методические приемы: групповая работа, сообщения учеников, выразительное чтение.

Задачи:

  • сопоставить средства и приемы раскрытия идеи в поэзии (цветовые эпитеты, описание портрета, сюжетность, лексика);
  • сопоставить строки стихотворений Некрасова и Фета;
  • сопоставить отношение поэтов к роли поэзии;
  • сделать выводы.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: поиск, выделение и сопоставление необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
  • личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Некрасов - целое поэтическое государство,
Живущее во своим законам.
Р.Гамзатов

Н.А.Некрасов - один из гигантов русской поэзии XIX в. Продолжив традиции своих великих предшественников - Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу; в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт-новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.

- В чём же заключается неповторимость, новаторство Некрасова?

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Работа с таблицей по биографии Некрасова. (Презентация кадр 3.) Сопоставьте события биографии Некрасова и их влияние на жизнь поэта.

Именно из Грешнева

А. явилась началом всей страстной, страдальческой поэзии его на всю жизнь

Раненное в самом начале жизни сердце, никогда не заживающая рана

Б. укрепил дух правдоискательства, несогласие с отцовским образом жизни

От отца он перенял

В. лиричность, любовь к чтению, отзывчивость и всепрощение, чуткость и стремление помочь нуждающимся

Крепостнический произвол отца

Г. Закалил характер, открыл жизнь петербургских низов

От матери

Д. силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели, заразился охотничьей страстью.

Сердечная привязанность к русскому крестьянству -

Е. поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию

Полуголодное существование в Петербурге, хождение по мукам

Ж исключительная народность его произведений

III. «Открытие нового знания»

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися.

Класс работает по группам.

Задание для 1 группы:

1. Прочитайте вслух стихотворение «Я сегодня так грустно настроен…» и запишите в лист наблюдений (в левую колонку) слова, которые бы отражали ваши ощущения от прочитанного. Сходную работу проделайте со стихотворением «Ещё весна, - как будто неземной…»

«Я сегодня так грустно настроен…»

«Ещё весна, - как будто неземной…»

2. Теперь выпишите из стихотворения «Я сегодня так грустно настроен…» в левую колонку ключевые слова и метафоры, выражающие состояние лирического героя (поэтическое «Я».

Например, из второй строфы можно выписать «недуг, сердце гнетущий», «горько веселит», «грозящая смерть» и т.д.

В правую колонку выпишите слова и словосочетания, выражающие состояние лирического героя стихотворения, например, «Ещё весна,- как будто неземной…», а также те слова и словосочетания, создающие образ мира, который окружает лирического героя, например, «весна», «неземной дух», «ночной сад» и т.д.

«Я сегодня так грустно настроен…»

«Ещё весна, - как будто неземной…»

Лирический герой
(поэтическое «Я»)

Лирический герой
(поэтическое «Я»)

Образ мира

3. Обратите внимание: две последние строфы в обоих стихотворениях в сущности об одном и том же: о желании жизни и о близости и неизбежности смерти. Чем же отличаются эти строфы?

Задание для 2 группы:

Выпишите в соответствующие колонки ключевые слова и метафоры, при помощи которых поэты создают образ мира в стихотворении. Предлагаются отрывки из стихотворений Н.А.Некрасова и А.А.Фета (Отрывок из стихотворения «До сумерек», цикл «О погоде») «Под жестокой рукой человека» и «Люди спят, мой друг, пойдём в тенистый сад…».

«Под жестокой рукой
человека»

«Люди спят, мой друг, пойдём в тенистый сад…»

Сделайте вывод об особенности мировосприятия поэтов.

  • некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления;
  • Некрасов в своих стихах говорил о повседневных, непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал мужиков, о труде бурлаков;
  • новые герои вносят в стихи и новую речь - подчас грубую, неблагозвучную, с точки зрения сторонников «чистого искусства».
  • интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трёхсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.
  • эмоциональная окраска стихотворений пронизана настроениями уныния, печали, отчаяния.
  • для лирики Некрасова характерен полифонизм, голоса автора и героев сливаются
  • лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, их судьба глубоко волнует его. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнута гражданственностью.

Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и её тематикой, идейностью.

В отличие от лирики Фета, который даже в грустных стихотворениях оптимистичен, даже грустные стихотворения наполнены счастьем и верой в лучшее.

IV. Применение знаний на практике. Исследовательская работа

Задание 1.

Вашему вниманию предлагается подборка стихотворений Некрасова и Фета.

Опираясь на слова, выписанные вами их стихотворений Н.А.Некрасова («Я сегодня так грустно настроен» и «Под жестокой рукой человека» и А.Фета (Ещё весна,- как будто неземной…» и «Люди спят, мой друг, пойдём в тенистый сад…») попробуйте выбрать среди них стихотворения Некрасова. Пометьте их. Прочитайте.

При чтении обращайте внимание на интонацию, ритм, эмоциональный и звуковой строй стиха.

Выпишите те слова и словосочетания, которые помогли вам определить автора:

  • 1 группа - некрасовские частотные слова (тезаурус),
  • 2 группа - персональные слова А.Фета, только ему свойственные.

Список стихотворений:

Некрасов Н.А.

  • Утро (1872-1873)
  • О муза! Я у двери гроба. (1877)
  • Бьётся сердце беспокойное…(1874)
  • Разбиты все привязанности (1874)
  • Пророк (Не говори: «Забыл он осторожность!..»
  • Горящие письма (1977)

Фет А.А.

  • Как нежишь ты, серебряная ночь…( 1865)
  • Из дебрей туманы несмело/ Родное накрыли село…(1886)
  • Встаёт мой день, как труженик убогой…1865

Задание 2. Используя полученные на уроке знания, попробуйте выполнить задание:

Представьте, что перед вами повреждённый поэтический черновик, набросок лирического стихотворения.

Что нужно сделать

Попробуйте на основании этого фрагмента:

  • Предположить, какому русскому поэту он мог бы принадлежать.
  • Догадаться о содержании стихотворения.
  • Воспроизвести его возможный лирический сюжет.
  • Восстановить одну-две строки стихотворения.

V. Подведение итогов урока. Оценка деятельности

VI. Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос: Что нового принес в русскую поэзию Некрасов?