Цели:
- Продолжить знакомство с творчеством Н.С.Лескова; показать многогранность его творчества.
- Познакомить учеников с жанром святочного рассказа, его художественными особенностями на примере произведения Н.С.Лескова «Христос в гостях у мужика».
- Способствовать воспитанию у учащихся чувства добра, сострадания, всепрощения.
Оборудование: проектор, презентация в PowerPoint, музыка П.И.Чайковского «Времена года» – «У камелька».
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
– Ребята, какой ваш самый любимый праздник в
году?
– Я так и думала, что многие из вас назовут Новый
год, потому что это и мой любимый праздник,
любимый праздник всех детей и конечно взрослых. А
за что вы любите Новый год?
– А с Новым годом связан ещё один замечательный
добрый праздник – Рождество.
«Был на свете самый чистый и светлый праздник. Он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе, – чувства домашнего очага. Праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зелёное дерево и весёлые дети: даже взрослые, не умудрённые весельем, меньше скучали, ютясь около стен. И всё плясало – и дети, и догорающие огоньки свечек», – вспоминал замечательный русский поэт А.А.Блок. (Приложение 1. Слайды №1–4 на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года»)
– «С Рождеством Христовым!» – поздравляли друг
друга взрослые и дети, дарили подарки, скромные
или роскошные, но обязательно от души и с добрыми
пожеланиями. Своеобразным рождественским
подарком были для читателей позапрошлого века
святочные рассказы, публиковавшиеся в эти дни на
страницах журналов и газет. Удивительные
произведения! Добрые и трогательные,
фантастические и ироничные; часто печальные и
даже скорбные, чуть – чуть назидательные, чуть –
чуть сентиментальные, но всегда – смягчающие
сердце…
Дома вы прочитали одно из таких произведений. Это
рассказ Николая Семёновича Лескова «Христос в
гостях у мужика». Мы уже знакомы с творчеством
этого замечательного русского писателя. И вместе
с тем мы узнаем нового Лескова, о котором вы и не
подозревали, читая сказ «Левша», Лескова –
чародея, волшебника.
2. Беседа об особенностях жанра
– Итак, рассказ прочитан. А какое впечатление
он на вас произвёл?
– Ребята, попробуем доказать, что рассказ,
прочитанный вами дома, можно назвать святочным?
Сообщение о святочном рассказе заранее подготовленного ученика. (Приложение 2)
– Какие же признаки святочного рассказа есть в
произведении Лескова?
(Основное действие происходит в Рождество;
происходят чудесные события, которые
перерождают героя, счастливый конец; герой
поступает, исходя из заповедей Христа).
– Мы выяснили, что в основе святочного рассказа
лежит какая – либо христианская заповедь. А
какие заповеди Иисуса Христа знаете вы?
– Я предлагаю вашему вниманию заповеди Христа из
«Нагорной проповеди». (Приложение
1. Слайды № 5, 6, 7)
– Сам Николай Семёнович был глубоко верующим
человеком, убеждённым в том, что «христианство
есть учение жизненное, а не отвлечённое». В
записной книжке писателя заповеди Иисуса Христа
пересказаны «своими словами». (Приложение
1. Слайды № 8, 9)
– Какую из лесковских заповедей можно взять
эпиграфом к рассказу «Христос в гостях у мужика»?
Почему?
3. Беседа с комментированным чтением произведения
– От чьёго имени написаны начало и конец рассказа? Кто рассказывает историю о том, как Христос побывал в гостях у Тимофея? (Эту историю рассказывает старый сибиряк. Лесков в начале рассказа об этом говорит.Работа с текстом)
– Мы уже знакомились с произведениями, где автор передаёт повествование другому человеку; объясняли причины. В данном случае, почему автор воспроизводит рассказ «старого сибиряка», а не излагает сам эту историю? (Писатель воспроизводит устную речь человека из народа. Он сохраняет интонации устной речи; просторечия, характеризующие речь сибиряка; неторопливость и обстоятельность повествования. Такая форма повествования называется сказовой. Благодаря сказовому повествованию у нас возникает уверенность в том, что рассказанная история правдива, что это всё было на самом деле, ведь рассказчик был свидетелем случившегося чуда.)
– Что же повествует рассказчик о Тимофее Осиповиче? Почему он оказался в Сибири? Какие события в юности резко изменили жизнь героя? (Рассказ о судьбе героя)
– Построил Тимофей дом и стал жить, но в душе у него кипела обида. Какую же обиду он затаил в душе, что стало его «навязчивой идеей»? (Работа с текстом)
– Как к этому состоянию души Тимофея Осиповича относится рассказчик? Почему он уговаривает друга забыть обиду? («Старый сибиряк» – человек верующий, христианин, поэтому душевное состояние Тимофея Осиповича он оценивает с христианских позиций. В «Новом завете». Который цитирует рассказчик, читаем:»Не противься злу», «Любите врагов ваших»)
– Как чувства обиды, гнева, желание мстить воспринимаются верующим человеком? (Это зло)
– Подтвердите эту мысль текстом. («Пока ты зло помнишь – оно живо». Зло в мире от дьявола: «забудет он всё писание и поработает сатане мстительному»)
– Очень хочет рассказчик, чтобы успокоилась душа друга. Какие образы и цитаты из Нового Завета приводит «старый сибиряк», доказывая Тимофею свою правоту? (Образ Иисуса Христа является для рассказчика примером любви к людям: «И говоря, как Христа били, обижали, заплевали и так учредили, что одному Ему нигде места не было, а Он всех простил». (Работа с текстом) В учении Христа «старый сибиряк» как самое важное и основное для человека отмечает проповедь любви).
– Какую же заповедь Иисуса Христа нарушает
Тимофей, помня зло и не прощая обидчика?
– Найдите в рассказе отрывок из этой заповеди.
При каких обстоятельствах она звучит?
– Когда же и как происходит перерождение Тимофея
Осиповича? Что этому способствовало?
– А почему автор сопровождает появление дяди
описанием чудесных явлений? (Во-первых, герои
жили ожиданием чуда, и оно стало для них
потрясением. Во – вторых, Лесков создаёт
святочный рассказ, в котором обязательны
элементы чудесного). (Приложение
1. Слайд №10)
– Можно ли понять эти чудесные явления?
Объяснить их? (Ждали, неистово молились,
настроились)
– Нужно ли объяснять эти чудеса?
– Ребята, как по-вашему, какое же истинное чудо
произошло в рассказе? (Истинное чудо – это
душевное перерождение героя. Чудесное явление
дяди в рождественскую ночь способствовало
прозрению Тимофея Осиповича, осознавшего, что
зло и гнев – великие грехи: «я человек злой и
грешный»)
– Итак, мы с вами выяснили, что содержание
рассказа воплощает христианскую идею любви и
прощения. Но только ли в этом видит свою цель
писатель. А что ещё волнует автора? Какие ещё
вечные темы и проблемы поднимает в рассказе
Н.С.Лесков? (Писатель осуждает гордыню Тимофея
«друг мой загордел и теперь за это путается в
напрасном обольщении»;
– присутствует тема дружбы;
– «творя зло, счастье не обрести» или « на
чужом несчастье – счастье не построить»;
– «не рой другому яму, сам в неё попадёшь» и
т.д.)
4. Рефлексия
– Читая рассказ, я думала, да и вы наверняка
тоже, как трудно простить врага, недруга, как
сложно это сделать, и не каждый это сможет. Но
вдумайтесь, ребята, насколько меньше было бы зла
на Земле, если бы люди научились это делать.
Сколько бы ссор, конфликтов, войн сумели
избежать.
Давайте будем добрыми, добрыми по отношению к
родным, близким и чужим, к молодым и старым, к
друзьям и недругам:
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
– Захотелось ли вам сделать доброе дело, простить кого – то или извиниться перед кем – то. Если «Да», то мы достигли цели, если «Нет», то у вас всё ещё впереди, и вы придёте к этому. Только не забудьте, что жизнь коротка – не опоздайте.
– Простите меня, если я кого-то из вас обидела.
(Звучит музыка Чайковского «Времена года» – «У камелька». На фоне музыки стихотворение Л.Горской «Рождество») (Приложение 1. Слайд №11).
5. Домашнее задание
1. Прочитать рассказы Н.С.Лескова «Пугало», «Под
Рождество обидели».
2. Написать святочный рассказ.
(Задание даётся на выбор)
Литература:
1. Старыгина Н.Н. Лесков в школе: что читать,
что изучать?/ Литература в школе. М; 1993. №5.
2. Открытый урок по литературе (Материалы,
конспекты, планы): Пособие для учителей. – редакторы-составители:
Карпов И.П; Старыгина Н.Н. – М.: Московский
лицей; 1997.