Цель. Формировать навык сопоставительного анализа произведений на примере отрывка романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” и стихотворения Б.Пастернака “Зимняя ночь”.
Задачи.
1.Создать условия для развития творческого воображения и креативных способностей.
2. Создать условия для развития умений действовать автономно и рефлексивно.
3.Создать условия для формирования умения входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них.
Ход мастерской
I этап.
Погружение. Слушаем сказку (либо запись, либо говорит учитель)
(Жил-был один бедный человек, и у него было четыре сына: три умных, а один и так и сяк-ни ума, ни глупости. Да, впрочем, о его уме не могли судить как следует: он больше молчал и любил ходить поле, к морю, слушать и думать про себя; любил и ночью смотреть на звезды.
И вот пришла за отцом смерть. Перед тем, как расстаться с жизнью, он призвал к себе детей и сказал им:
“Сыны мои, скоро я умру. Как только вы меня схороните, заприте хижину и идите на край света добывать себе счастье. Пусть каждый чему-нибудь научится, чтобы мог кормить себя сам”.
Отец умер, а сыновья, похоронив его, пошли на край света добывать своё счастье и сговорились, что через три года вернутся на полянку родной рощи, куда ходили за валежником, и расскажут друг другу, кто чему выучился за эти три года.
Прошло три года, и, помня уговор, вернулись братья с края света на полянку родной рощи. Пришел первый брат, то научился плотничать. От скуки срубил дерево и обтесал его, сделал из него женщину. Отошел немного и ждет. Вернулся второй брат, увидел деревянную женщину, и так как он был портной, сделал ей красивую шелковую одежду. Пришел третий сын, украсил деревянную девушку золотом и драгоценными камнями, ведь он был ювелир и сумел накопить огромное богатство.
И пришел четвертый брат. Он не умел ни плотничать, ни шить- он умел только слушать, что говорит земля, говорят деревья, травы, звери и птицы, знал ход небесных планет и ещё умел петь чудесные песни. Он увидел деревянную девушку в роскошной одежде, в золоте и драгоценных камнях. Но она была глуха и нема и не шевелилась. Тогда он собрал все свое искусство - ведь он научился разговаривать со всем, что есть на земле, научился оживлять своей песней и камни. И он запел прекрасную песню, от которой плакали притаившиеся за кустами братья, и песней этой вдохнул душу в деревянную женщину. И она улыбнулась и вздохнула…
Тогда братья бросились к ней и закричали:
- Я тебя создал, ты должна быть моей женою!
- Ты должна быть моей женой, я тебя, голую и несчастную, одел!
- А я тебя сделал богатой, ты должна быть моей женою!
Но девушка отвечала:
- Ты меня создал - будь моим отцом. Ты меня одел, а ты украсил - будьте мне братьями. А ты, что вдохнул в меня душу, показал СВЕТ, ты один будешь мне мужем на всю жизнь.
II этап.
Задание на доске. Продолжите ассоциативный ряд к слову СВЕТ
(тепло, покой, уют, душевная щедрость, выход, спасение, поиск, направление, поддержка, Евангелие, Бог, друг, пламя)
Подберите эпитеты к ассоциативному ряду (мерцающий, дрожащий, колебающийся, яркий, тусклый, ровный, неясный, манящий, зовущий)
С чем связаны ваши ассоциации?
С поиском выхода, который мы часто ищем, который часто ищут герои Ф.М.Достоевского.
Посмотрим, какое значение имеет СВЕТ для героев Ф.М.Достоевского.
Обратимся к названию мастерской, определим цель и задачи мастерской.
Работа с технологической картой (цели, задачи, I и II, III этапы)
Выводы. Поиск дороги к свету - вот главное, что необходимо Раскольникову. Какой СВЕТ? Ровное мерцание или вселенское пламя? Согревающее или будоражащее?
III этап. Сопоставим отрывок романа Ф.М.Достоевского и стихотворение Б.Пастернака “Зимняя ночь”, положенное на музыку. (сопоставительный анализ образа свечи)
Работа с технологической картой (IV этап)
IV этап. Общий вывод.
Свеча-оплот веры и надежды, мы тянемся к свече, свету, к вере, к Богу.
Так Раскольников тянется к Соне- светоносному существу.
V этап. Рефлексия. Работа с технологической картой (V этап)
Домашнее задание (дифференцированное, указано в технологической карте.)
Технологическая карта
Мастерская “СВЕТ,или…”
Цель._____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Задачи:__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Ход исследвания
I этап. Во что погружается Раскольников после совершения преступления?
Проанализируйте начало главы по следующей схеме:
Работа с текстом | Раскольников | Соня Мармеладова |
Детали интерьера | ||
Детали эмоционального состояния героев. |
Вывод.
II этап. Как меняется поведение Раскольникова в ходе встречи?
Почему герой просит прочитать отрывок из Евангелия?
Работа с текстом | Раскольников | Соня Мармеладова |
Эмоциональное состояние: Глаза, голос,движение |
Вывод.
III этап. Что поселилось в душе Раскольникова после I встречи?
Какой ещё сквозной образ есть в литературе?
Продолжите схему: дорога-……
IV этап. Сделайте сопоставительный анализ образа свечи в романе и в стихотворении, положенном на музыку. (5-10 предложений)
Общий вывод.
V этап. Дайте полное название мастерской
Домашнее задание:
1.Мини-проект “Образ свечи - сквозной образ русской литературы”
“Свет и тьма по роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
2. Анализ эпизода “Первая встреча Раскольникова с Соней”
(Домашнее задание на выбор)