Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;
- закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
ХОД УРОКА
I. Постановка учебной задачи.
Учитель. Перечитайте тему урока. Что
требует от нас формулировка темы: рассуждения,
описания, рассказа?
По поводу чего мы будем рассуждать? Что же
главное? (Свободолюбивый)
Итак, мы определили цель нашего урока – разбирая
характер Мцыри, в процессе нашей работы мы должны
доказать, что это свободолюбивый характер. Наша
задача – выявить истоки и проявление этого
свободолюбия. Чтобы верно судить о человеке,
нужно знать его поступки и их причины.
– С чего начнем разговор?
– С определения значения слова “свобода”.
– Каково значение слова “свобода” по словарю
В.И. Даля? (Проверка домашнего задания)
– Свобода – своя воля, простор, возможность
действовать по – своему; отсутствие стесненья,
неволи, рабства, подчинения чужой воле.
– Что же значит слово “свободолюбивый”?
II. Беседа по тексту.
– Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?
– Как рос?
Вывод. Рожденный среди вольного народа, он был обречен на жизнь в тюрьме – монастыре.
– Когда формируется характер?
– Что оказывает влияние на формирование
характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то,
что передано с молоком матери, заложено природой.
Какие черты?
Он был, казалось, лет шести.
Как серна гор, пуглив и дик.
И слаб и гибок, как тростник,
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. ……Даже слабый стон из детских
губ не вылетал …
И тихо, гордо умирал.
Бродил безмолвен, одинок.
Вывод. Черты, заложенные природой: могучий дух, гордость, сила воли.
– Дает ли Лермонтов портрет Мцыри? Нет.
Обобщенный портрет. Судьба многих горцев.
Оказывается, что портрет Мцыри создать почти
невозможно. Эпитеты очень разные, не поддаются
образному восприятию, только чувственному.
– Сопоставьте цитаты, подберите синонимы:
“Могучий дух его отцов” (сильный, смелый);
“Душой дитя” (чистый, беспомощный, неопытный);
“Судьбой монах” (божий человек, чистый).
– Какая была мечта?
– Какие причины побега?
– Какая черта характера двигала им? Жажда
свободы, воли.
– А какие ещё черты характера проявились во
время побега?
– Почему так много пейзажных зарисовок? Чуткость
души через понимание природы свободе Мцыри мог
любоваться природой. Он был “рад вздохнуть в
свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У
Мцыри сверхчувственное восприятие. Он “видит” и
“слышит” то, что обыкновенному человеку
недоступно.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я увидал:
Мне было свыше то дано.
Мцыри любит природу, понимает её и чувствует. Всё ему кажется родным и близким. Он получает удовольствие от борьбы с бесконечным лесом, от тревожных ночей.
Ни одна звезда
Не озаряла трудный путь.
Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов.
Мцыри наделяет природу фантастическими, незримыми существами, знающими тайну неба и земли. Синеву и чистоту небес он воспринимает необыкновенно, готов видеть ангела полет.
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог.
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам.
Красочность и сочность языка особенно ощутима при описании природы. Очень выразительные сравнения:
Я видел горные хребты
Причудливые, как мечты.
В снегах, горящих, как алмаз.
И солнце сквозь хрусталь земли
Сияло сладостней луны.
Едва взошла заря,
Палящий луч её обжег
В тюрьме воспитанный цветок.
Вывод. Все изобразительные средства направлены к тому, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека, умеющего понимать прекрасное. Богатство изобразительных средств стоит в тесной связи с богатством внутреннего мира героя поэмы. Любоваться природой он мог только на свободе.
– Какие ещё черты характера проявились во
время побега? Смелость. Бой с барсом. Эпизод
встречи с барсом становится гимном силе,
мужеству. Мцыри предстает человеком
необыкновенным: ему все по плечу, даже удается
почти безоружному в рукопашной схватке победить
хищного зверя.
– Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел
барса, ведь тот не сразу почуял его?
– Какая черта характера им двигала?
Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость,
отвага заставляют юношу вступить в смертельную
битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что
Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы
он чувствует себя своим.
– Какой художественный прием использует автор? (Сравнение)
Помощи людской я не желал,
Я был чужой для них навек,
Как зверь степной.
В борьбе с барсом Мцыри узнал, что он силен и смел.
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
– Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? Мцыри нежный, способный любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви.
И мрак очей был глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои смутились.
Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко.
За этим образом скрыт образ сестры, образ матери, любимой девушки.
– Итак, какими же чертами характера обладала Мцыри? Мы доказали, что из многих черт характера выделяется свободолюбие. Только на свободе он мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и близкими ему людьми, любить.
III. Подготовка к написанию сочинения. Составление плана.
Примерный план.
- Значение слова “свобода” по словарю В. Даля.
- Истоки и проявление свободолюбия.
- Черты характера, заложенные природой.
- Обобщенный портрет. Судьба многих горцев.
- Мцыри – человек с любовью к свободе и жаждой деятельности.
- Чуткость души через понимание природы.
- Бой с барсом – гимн силе. Мужеству.
- Мцыри – человек, жаждущий любви.
- Для Мцыри настоящая жизнь – это жизнь вне мрачных стен и тесных келий.
Домашнее задание. Подготовить устное сочинение на тему: “Свободолюбивый характер Мцыри”.