Тема урока: Своеобразие лирики Анны Ахматовой.
Цель: cоздать условия для осмысления роли Анны Ахматовой в русской поэзии.
Задачи:
- выявить своеобразие лирики А.Ахматовой;
- развивать навыки исследования работы учащихся;
- воспитывать интерес, уважение, любовь к поэтическому слову, творчеству А.Ахматовой.
ХОД УРОКА
1. Вводно-мотивационный этап
– Здравствуйте, ребята. Думаю, что у всех
хорошее настроение, потому что, во – первых,
сегодня у нас праздник, к нам пришли гости.
Во-вторых, мы продолжаем знакомство с поэзией
Анны Андреевны Ахматовой, пережившей рано
пришедшую славу и незаслуженную резкую хулу,
надолго закрывшую ей дорогу в печать, и мировую
славу.
У каждого из нас сложилось, наверное, свое
отношение к этому «великому поэту», поэту, потому
что она не любила, когда называли ее поэтессой.
Мы знаем, что и современники, и последующие
поколения давали неоднозначную оценку ее
творчеству, поэтому возникает потребность
отдельно рассмотреть эти оценки.
На прошлом уроке мы выдвинули разные версии –
высказывания о творчестве А.Ахматовой, и наша
сегодняшняя задача выбрать наиболее близкую вам
гипотезу, обосновать ее правильность или
вступить в полемику с автором, выразить свое
отношение. Какая же из них наиболее подходит
творчеству великой поэтессы.
Итак, что это были за версии – гипотезы?
1. «Златоустая Анна всея Руси…» (М. Цветаева) (Под этим имея ввиду ...)
- Творчество Ахматовой объемлет все стороны жизни Руси.
- Она является душой и голосом России?
2. «Я научила женщин говорить…» (А.Ахматова)
- Ахматова – первая женщина-поэт. (Заявила о себе во весь голос)
- Научила ли Ахматова говорить женщин наравне с мужчинами, т.е. иметь право на чувства, публично выражать их?
3. Есть еще одна версия. В 1946 вышло постановление ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград». Один из политиков, государственных деятелей тех лет, А.А.Жданов, выступил с резкой критикой:
- «Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая…основное у нее – это любовно – эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности…не то монахиня, не то блудница, у которой блуд смешан с молитвой…» (А.А.Жданов)
– Какие темы поэзии Ахматовой позволяют нам
полемизировать с А.Ждановым?
– Найдем стихи, какие имел в виду Жданов. Прав ли
он?
– Сегодня на уроке какую задачу поставим? (Проверить
выдвинутые гипотезы, дать собственную точку
зрения).
– Сейчас у каждого, наверное, есть желание
высказаться, поделиться со своими мыслями.
– Чтобы проверить, защитить или опровергнуть эти
гипотезы, мы даем возможность обсудить все в
группах (А, Б, В), результатом Вашего обсуждения
будут выступления в защиту или опровержения.
Создадим экспертную группу. Все группы
выступают друг другу оппонентами, т.е. должны
находить слабые места противника, спорить,
выяснять и т.д.
– Задача экспертов: оценивать работы групп, аргументировать и т.д.
– Выберите, пожалуйста, из предложенных критериев наиболее подходящие к теме нашего урока и разработайте оценочный лист защиты исследовательской работы.
2. Содержательно-образовательный этап
– Работа в группах.
– Защита гипотез.
– Выступление экспертов.
Слово учителя: Спасибо, ребята, за вашу работу, за ваши мысли, которые прозвучали на уроке. Послушав выступления всех 3-х групп, мы пришли к выводу, что Анна Андреевна Ахматова Действительно «императрица русской поэзии», которая заслуженно снискала мировую славу. Она и «Златоустая Анна всея Руси», и научила женщин говорить, потому что именно она открыла в мир поэзии дорогу М.Цветаевой, Ю.Друниной, Бэлле Ахмадулиной, Римме Казаковой и т.д. Это не «взбесившаяся барынька», которая от делать нечего пишет стихи, а показала тонкий внутренний мир лирического героя.
3. Рефлексивно-оценочный этап
– Каждый из вас, дорогие ребята, внес свою лепту
в постижении внутреннего мира поэта и его
лирического героя. И мне хотелось бы
предоставить вам «свободный микрофон». – –
Может, кто хочет поделиться со своими
сокровенными мыслями, может поэзия Ахматовой
заставила вас задуматься над чем-то? Может, кто
прочитает стихи великого поэта?
– Все мы пришли сегодня на урок с подарками. (Со
сборниками любимых стихов).
– Вы, ребята, кому хотели бы подарить? Подумайте немного
(По группам по-очередно дарят друг другу свои
книжки с любимыми стихами).
– Я хочу подарить каждому из Вас «частицу своей
души», частицу сегодняшнего урока: маленькую
книжечку со стихами Ахматовой как знак
благодарности за этот урок.
– Спасибо, ребята!
Домашнее задание: сочинение «Что я открыл новое в поэзии А.Ахматовой?»