Цели урока для учителя:
- обучающий аспект: углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе; познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;
-
воспитывающий аспект: воспитание духовности, нравственности
учащихся;
- развивающий аспект:
формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.
Цели для учащихся:
- находить комические средства создания характера в тексте и объяснять их роль;
- научиться отличать юмор от сатиры;
- видеть отрицательные явления в жизни и противостоять им.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Место урока в учебной программе: второй урок из трех запланированных (Урок № 1. Тема: А.П.Чехов “Хамелеон”. Картина нравов в рассказе. Урок № 2. Тема: Сатира и юмор в рассказе А.П.Чехова “Хамелеон”. Урок № 3. Тема: Рассказы А.П.Чехова “Злоумышленник”, “Тоска”, “Размазня” (Внеклассное чтение).).
Форма проведения урока: классно-урочная.
Технология урока: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Приемы технологии, используемые на уроке:
- прием “Кластер”;
- прием “Толстые и тонкие вопросы”;
- прием “Оставь за мной последнее слово”.
Методы (по классификации методов М.М. Поташника).
Метод организации учебной деятельности.
Перспективный аспект:
а) словесные (беседа, чтение учебной статьи, инструктаж устных ответов);
б) наглядные (мультимедийная презентация, иллюстрации к рассказу,
схема-кластер);
в) практические (работа с текстом, задания в группах);
Гностический аспект: иллюстративно-объяснительные, эвристические.
Логический аспект:
а) дедуктивные;
б) анализ; сравнение, систематизация, обобщение.
Управленческий аспект: самостоятельная учебная деятельность учащихся.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение.
Методы контроля учебной деятельности:
- Устные и письменные.
- Фронтальные и групповые.
- Текущие.
- С применением компьютера, экрана.
Средства обучения: учебник-хрестоматия “В мире литературы. 7 класс” под редакцией А.Г. Кутузова; рассказ А.П. Чехова “Хамелеон”, мультимедийная презентация к уроку, кроссворд, доска, тетради, наглядности.
Оформление доски:
- Портрет А.П. Чехова.
- Кластер “Комические средства создания характера”
- Иллюстрации к рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”
- Эпиграф “Только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть” А.П.Чехов.
Организация работы по технологии |
Ход урока |
I. Стадия вызова. | I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке. На прошлом уроке мы познакомились с личностью А.П.Чехова и окунулись в картину нравов в его рассказе “Хамелеон”. А сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в творческий мир писателя и выявить его мастерство. Надеюсь, что наш урок пройдет с пользой для вас. Желаю всем хорошего настроения. |
Обращение к личному опыту учащихся. |
II. Актуализация знаний. 1. Литературная разминка (Презентация. Слайд 1, 2. Кроссворд “Угадайте фамилии чеховских героев”). Что объединяет все эти фамилии? (Это герои рассказов А.П.Чехова “Хамелеон”.) 2. Слово учителя. Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”. Вы знаете, что Антон Павлович был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов – писатель лечил людей смехом. Сам Антон Павлович говорил, что “только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”. |
Прием “Кластер”. |
Ребята, а какие виды смеха знаете вы? (Ответы учащихся.) (Слайд 3.)
|
Формулировка темы урока. | Исходя из ваших знаний теории литературы, сформулируйте и предложите свой вариант темы сегодняшнего урока. (Ответы учащихся.) |
Личное целеполагание |
III. Целеполагание. А теперь, исходя из темы урока, подумайте, какие цели вы ставите для себя. (Учитель выслушивает ответы учащихся и сообщает свои цели урока.) |
II. Стадия осмысления. | IV. Этап изучения нового
материала. 1. Слово учителя.
2. Объяснение нового материала. (Учитель объясняет материал, составляя кластер “Комические средства создания характера” на доске, а учащиеся – у себя в тетрадях.) |
Прием “Кластер”. |
|
Работа в группах (10 минут). Самостоятельная работа. |
V. Самостоятельная работа учащихся в группах. Задание группам:
|
Устные развернутые ответы, дополнение кластера. |
VI. Этап закрепления новых знаний. 1. Выступления групп: дополнение кластера, устные развернутые ответы, комментарии учителя, одобрение, поощрение. 1-я группа. Композиционное средство “Повторение ситуаций”. Ситуация выяснения “Чья собака?” создает комический эффект. Шесть раз меняется ответ на вопрос, и шесть раз меняется реакция полицейского надзирателя. Помогает раскрыть идею рассказа. Говорить о законности здесь не приходится. Низкопоклонство Очумелова перед сильными мира сего, с одной стороны, и презрение к простому народу, с другой. 2-я группа. Синтаксическое средство “Косноязычие речи”. Это средство комического характеризует Очумелова, как человека невежественного, так как предложения несвязанные, отрывистые; грубого, чувствующего свою силу и власть: использует угрозы, брань, грубость – к низшим, а лесть – к высшим по рангу. 3-я группа. “Художественная деталь”. Это “узелок” в руках Очумелова и “решето” в руках городового Елдырина. Они свидетельствуют о их “деятельности” – собрали “дань”. “Шинель” Очумелова – символ власти, с одной стороны, и чувств героя, с другой стороны. Его бросает то в жар, то в холод от решения, кому же принадлежит собака. “Окровавленный палец” Хрюкина – грубая лесть к более сильным, трусость. 4-я группа. “Говорящие фамилии”. Очумелов – “очуметь, одуреть, потерять соображение”. Хрюкин – ассенизатор, “грязная” душа. Фамилии характеризуют героев. Показывают их роль в рассказе. 5-я группа. “Закулисные персонажи” не появляются в рассказе, но оказывают решающее влияние, так как обладают силой, властью. Здесь это генерал и “братец” генерала. Одно упоминание о них действует на Очумелова волшебным образом: он меняет свое решение на противоположное, причем много раз. (В результате выступления групп кластер на доске и в тетрадях учащихся приобретает законченный вид:
Слово учителя. Молодцы! Вы провели в совместной деятельности большую работу, дали полные устные ответы и смогли не только увидеть мастерство А.П.Чехова, но и систематизировать и обобщить материал по теме урока. Надеюсь, что полученные сегодня знания пригодятся вам в дальнейшем. |
Прием “Толстые и тонкие вопросы”. |
2. Фронтальная беседа. Что же высмеивает А.П.Чехов в рассказе? (Слайд 4. Отрицательные качества человека и явления общественной жизни: заискивание, чинопочитание, беспринципность, грубость…) Кто в рассказе является носителями этих качеств? (Слайд 4. Очумелов, Хрюкин, толпа.) И это, ребята, уже не смешно, так как А.П.Чехов показал, что хамелеонство – это явление социальное. Так смешное в рассказе становится сатирическим. Что же обличает А.П.Чехов в рассказе “Хамелеон”? В чем заключается идея рассказа? (Он обличает российскую действительность, власть, которой выгодно, чтобы люди были хамелеонами.) Сделайте вывод: это сатирический или юмористический рассказ? (Сатирический, так как автор отрицает подобные явления в жизни.) |
III. Стадия рефлексии. Прием “Оставьте за мной последнее слово”. |
VII.
Применение знаний и рефлексия. 1. Фронтальная беседа. Ребята, как вы считаете, а чем привлекателен этот рассказ нам, современникам? (И сейчас тоже есть хамелеонство.) Вы встречались с хамелеонством в своей жизни? Где? (Лидеры – среди подростков, начальство – среди подчиненных…). Над чем заставил вас задуматься наш урок? 2. Слово учителя. С творчеством А.П.Чехова мы будем продолжать знакомиться в других классах. Его мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: “В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли”. Ребята, хамелеонство исключает справедливость. Умейте распознать это многоликое зло и будьте нетерпимее к нему. VIII. Итоги урока. Ребята, спасибо вам за урок, за вашу хорошую самостоятельную работу, за ваши умные размышления. Сообщение оценок. Домашнее задание.
|