Цель:
- ознакомить учащихся с личностью Д.И.Фонвизина, крупнейшего русского драматурга и сатирика второй половины XVIII века, основателя русского реалистического театра, кратко ознакомить с пьесами «Бригадир» и «Недоросль»;
- на примере жизни и деятельности Фонвизина воспитывать у учащихся твёрдость убеждений, упорство в достижении поставленной цели.
Оборудование урока: портрет Д.И.Фонвизина, выставка произведений драматурга, компьютер, проектор, экран, учебник для 8 класса, тетради, иллюстративно-демонстрационный материал к уроку.
Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Ход урока
Урок сопровождается компьютерной презентацией.
I. Организационный момент
II. Беседа: сообщение учителя
- Д.И.Фонвизин - удивительный писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин назвал его «сатиры смелым властелином». Честность, трудолюбие, скромность и неподкупность отца Фонвизина оказали благотворное влияние на воспитание нравственных идеалов будущего замечательного русского писателя. Ограниченность в средствах заставила его отца самого руководить воспитанием и образованием сына, вспоминавшего впоследствии: «В четыре года начали меня учить грамоте, так что я не помню себя безграмотным».
В числе лучших десяти учеников гимназии при Московском университете он отправился на экскурсию в Петербург. Мальчик отличался прилежанием и прекрасными способностями, трижды был награждён за свои успехи медалями. Путешествие в Петербург оставило глубокий след в его душе, незабываемое впечатление произвело на него знакомство с Ломоносовым посещение театра. По-видимому, это во многом определило тот интерес к театру и драматургии, который пронёс Денис Иванович через всю жизнь.
III. Работа с учебником: чтение вступительной статьи учебника о жизни и творчестве Д.И.Фонвизина
IV. Беседа: сообщение учителя
- Подлинной вершиной всего творчества Фонвизина явилась комедия «Недоросль» - провозвестница критического реализма. Белинский первый отметил реалистический характер этих комедий, увидев «в них … постепенное стремление к выражению жизни».
Поставленная в Петербурге 24 сентября 1782 года, комедия «Недоросль» имела громадный успех: «Когда упал занавес, - вспоминает один из современников, - раздался гром аплодисментов, на сцену полетели кошельки…». В этот вечер автор комедии стал бессмертным. Однако не всем пришлось по вкусу то, что происходило на сцене. Реакционная часть дворянства встретила пьесу с озлоблением, требовала отмены постановок, запугивала актёров.
Этим образованным, умным, одарённым человеком, автором «поэтических созданий, которыми по справедливости всегда может гордиться русская литература», гордимся и мы, т.к. «Фонвизин казнил в своих комедиях дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхностного и внешнего европейского полуобразования новых поколений. Сын XVIII, умный и образованный Фонвизин умел смеяться вместе весело и ядовито» (Белинский В.Г.).
V. Работа над комедией «Недоросль»
Комедия Фонвизина была написана в 18 столетии. С момента первого представления "Недоросля" прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.
- В чем секрет неувядаемости комедии?
Подумайте над вопросами:
- Что значит быть воспитанным?
- Кто является настоящим гражданином?
- Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином? (Ответы учеников)
Справка (сообщение учащегося):
XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.
Велики были достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие Россию вровень с европейскими государствами:
- в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;
- в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.
- в 1757 г. основана Академия художеств.
Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного человека - монарха, монарха сильного и просвещенного, как Петр Великий и Екатерина II. В это время в искусстве, и в том числе литературе, возникло новое направление - классицизм, пришедший в Россию из Франции.
Понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Искусство классицизма проповедовало идеи гражданственности, идеи просвещения.
Основные принципы классицизма:
- Основа всего - разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
- Главная задача - укрепление абсолютной монархии, монарх - воплощение разумного.
- Высшее достоинство человека - исполнение долга, служение государству.
- Наследование античности как образцу.
Слово учителя:
«Недоросль» является классицистической комедией:
- герои делятся на положительных и отрицательных;
- герои наделены «говорящими» фамилиями;
- положительные герои являются воплощением идеи гражданского служения государству.
Но в изображении отрицательных героев Фонвизин от этой традиции отходит.
Комедия «Недоросль» - блистательное сатирическое произведение для постановки на сцене. Ведь театр - это место, где исправляются человеческие пороки.
Что же такое сатира? Комедия?
Сатира (от лат. sature - смесь, мешанина) - вид комического; резкое осуждение и осмеяние человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.
Драма (от греческого - действие, действо) - один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Пишется в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене; основа драмы - действие. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, властно побуждающие персонажей к словесно-физическим действиям.
Комедия - драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
Итак, обратимся к комедии «Недоросль».
Беседа по вопросам. Первичное восприятие.
- Почему комедия так названа?
(сообщение ученика)
Недорослями тогда называли всех дворянских подростков до 15-16 лет.
Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук в домашних условиях для поступления в службу.
По установленному при Петре I и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в Герольдмейстерскую школу-контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его родители, предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем "недоросля", как называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет, на "втором смотре", ребёнок должен был уже уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая оставаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, Закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр, и его либо определяли в учебное заведение, либо брали подписку, что он выучится географии, истории и военно-инженерному делу.
- Какие качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным? (ответы учащихся)
Понаблюдаем за героями комедии.
- Дома вы уже поработали над комедией и познакомились с героями.
Скажите, а почему мы смеёмся, когда читаем комедию? (ответы учащихся)
- Как вы понимаете слово воспитание?
Воспитание - планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения.
- Как героя воспитывала мать?
- Какое воздействие оказывала на Митрофана мать?
- Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан.
- Обращаясь к тексту, покажите на примерах, как Простакова ведет себя со своими близкими: с мужем, братом, с учителями Митрофанушки, со слугами.
- Что это за женщина? (ответы учащихся)
Делаем вывод: Простакова - полновластная хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она особенно отвратительна со слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.
Муж у нее под каблуком, она им помыкает. Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно, кормит плохо.
V. Итог
- Сегодня мы с вами познакомились только с некоторыми героями комедии «Недоросль». Работу продолжим на следующем уроке.
ДЗ: составить письменную характеристику Софьи, Правдина, Стародума.