Сборник писем неравнодушных старшеклассников» школы № 531 г.Москвы

Разделы: Литература


Перед вами “Сборник писем неравнодушных старшеклассников” школы 531 г. Москвы. Эти письма адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего нашим ровесникам, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

То, что переписка началась с нашим учителем, Мелешко Т.Ф., еще в сентябре, а теперь, когда мы можем представить свои письма для конкурсного прочтения, делает их еще более значимыми для нас.

Мы не даем советов. Мы делимся своими наблюдениями и тревогами. Может быть, нам удастся объединиться с единомышленниками, благодаря забытому эпистолярному жанру...

Поработав над цитатой Д. С. Лихачева, в своем предисловии мы бы написали так: “Добро и красота едины для всех... Едины в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех”, даже для молодежи. Путь добра, искренности, честности, бескорыстия – самый приемлемый и единственный для человека. Он верен, полезен – и человеку в одиночку и обществу в целом.

Дети очень любят традиции, гордятся своим домом. Они понимают и чужое мировоззрение.

Мы будем счастливы, если читатель, к какому возрасту он ни принадлежит (ведь бывает, что взрослые читают детские книжки), найдет в наших письмах хотя бы часть того, с чем может согласиться.

Согласие между людьми, разными культурами, разными возрастами, разными взглядами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человека.

Ученики 11 класса: Сетракова Лена, Атрощенко Маша, Козев Миша, Оввян Катя.

Письма неравнодушных старшеклассников

Сборник №2

Письмо №1

Детские проблемы и изменение человека с возрастом – одна из главных тем, поднятых А.А. Лихановым и интересная нам.

Автор рассказывает о своем детстве, подчеркивая постоянное ощущение счастья. Оно вызвано было любованием природой, всем окружающим миром. Писатель объясняет, как меняется взрослеющий человек, сталкиваясь с трудностями самостоятельной жизни, как тускнеют его глаза и холодно становится на душе. Нам кажется понятнее ностальгическая грусть писателя.

Из подтекста мы понимаем, что автор не считает необходимым погружаться с головой в мелкие заботы и суету, а присматриваться к жизни и во всем искать прекрасное. Мир должен оставаться навсегда “по-детски ненаглядным”.

И я думаю, что недопустимо позволять сердцу черстветь, необходимо понять, что настоящее счастье не в материальном, а в удовольствии от того, что имеешь.

Немногие к зрелому возрасту умеют сохранить те качества, что помогали в детстве чувствовать себя счастливым...Человек сам определяет, когда закончиться его детству...В произведении И.А.Бунина “Молодость и старость” старик курд объясняет красавцу греку, что молодость – это душевное состояние, а не физическое.

Вот и хотелось бы, чтобы взрослея, человек оставался молодым, не переставал восхищаться миром и радоваться жизни!

Письмо №2

Рано или поздно, каждый из нас задумывается над вопросом, что в человеческой жизни самое главное?

Академик Д.С.Лихачев со страниц своей книги “Письма о добром и прекрасном” ведет диалог с нами. Автор рассказывает, как должен жить человек, чтобы быть счастливым, что должен делать каждый, чтобы его жизнь не казалась пустой и никчемной.

Д.С. Лихачев уверен, что самое главное – жить для других, служить какому-либо делу. Таких людей будет за что вспомнить добрым словом.

Меня не надо убеждать в том, что самое главное в жизни – стремление осчастливить других . Настоящее счастье не знает эгоизма. В современном мире, где люди стали рабами денег, проблема, поднятая академиком, приобретает особую актуальность.

Поистине счастливы те, для кого чужое благополучие важнее собственного. В русское литературе тому масса примеров. Это и романтический Данко у Горького, который пожертвовал собой для людей, и Матрена у Д.И.Солженицына, бескорыстная, человечная, готовая последнее отдать нуждающимся.

Только искренняя доброта может наполнить сердце счастьем и жизнь смыслом! Но как немного милосердных ...

Письмо №3

Важна ли память на пути познания и становления личности? Мы задумались над этой проблемой, читая “Берег” Ю.Бондарева.

Автор убеждает нас в том, что некоторым память дана как ответственность. Он вспоминает знаменитые романы М.Шолохова, Л. Леонова, А. Толстого о 20-30 годах 20 века. “Это было глубочайшее откровение о прошлом, а следовательно, никогда не терявшее своей новизны открытие”,- получив сильнейшие впечатления,Ю. Бондарев заставляет и нас задуматься о роли памяти в жизни человека.

Автор убежден, что роль человеческой памяти на пути познания огромна что не только знания, но и лучшие человеческие качества нам помогает приобретать память.

Человек без памяти не сможет не только узнать окружающее, но и стать человеком. Сопоставление с прошлым, сравнение старого, известного с новым может называться знанием. Без знаний и памяти невозможно называться интеллигентным человеком.

Лишь помнящий прошлое способен правильно воспринимать настоящее.

Историческая память подскажет, как вести себя в сложных политических ситуациях. Ещё есть живые свидетели Великой Отечественной войны, которые могут рассказать об ужасах фашистских обстрелов, об облавах, казнях, голоде, слезах, принесенных теми, кто посчитал себя богоизбранными... Что же мешает нынешним, пошедшим с оружием брат на брата, сделать выводы и остановиться, или проблема памяти их не волнует? Или они не могут извлекать уроков из истории? “Ты собе и я собе же...”-уже было. Разбили князя Игоря, страшный позор накрыл его – плен. И поняли князья русские, что только вместе мы – сила...

1612 год. Снова та же проверка. И снова разрозненные силы и мысли русских объединяются Мининым и Пожарским, чтобы на какое-то время вспомнить, что вместе мы – сила...

1812. 1905. 1914. 1941. Мы многое помним, но что мы- СИЛА только тогда, когда ВМЕСТЕ – вспоминаем в трудные, переломные моменты. Что же это за особенность такая нашей памяти?

В книге “Русский язык на грани нервного срыва” М. Кронгауз исследует состояние современного русского языка, показывает его перенасыщенность новыми словами из молодежного сленга. Думающий читатель понимает, что люди, не помнящие о богатстве, красоте и неотразимости нашего языка, пытающиеся заменить его на новый, подводят язык к роковой черте. Неуважение к русскому и к русскости, неуважение к родному языку, уничтожение его может привести к необратимым последствиям. Во всех учебниках истории написано, что первый признак нации - язык. А его забвение?...

Письмо №4

Алесь Адамович много пишет о смысле жизни, об актуальных и вечных вопросах, убеждает в важности сегодняшнего дня. Писатель призывает искать ответы на все человеческие “зачем”, а для этого, по его мнению, необходимо не обрывать цепь, не позволить прекратиться жизни”.

А. Адамович считает, что смысл жизни “в самой жизни, в том, чтобы жил и продолжался человек”.

Настоящее – это то время, когда человек может действовать. Вот почему непозволительно жить мечтами о будущем или воспоминаниями о прошлом как о единственно приятном и добром времени.

Как часто люди забывают о необходимости менять себя, свою жизнь, трудиться, ощущать радость сегодняшнего дня, неповторимого и единственного.

Немногие из нас способны отрываться от суеты и забот и задумываться о смысле своего существования.

У Б. Екимова “Мальчик на велосипеде” понимает, что счастье в самой жизни на родной земле. “Сидеть, глядеть, думать”. “И жить”. “Жить долго, мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами...”

Другой белорусский автор, Василь Быков, пишет, что искусство призвано показать “человеку человека таким, каков он есть, и пусть решает сам, каким ему быть. Пусть он сам выбирает свою судьбу, а литература должна быть помощницей в этом – должна будить человеческую душу”.

Бывают крылья у художников,
И у портных, и у сапожников,
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья.
А прорастают они так -
Из ничего, из ниоткуда,
Нет объяснения у чуда,
И я на это не мастак!
Г.Шпаликов