Литература
-
"Природа в очерке И.С. Тургенева "Бежин луг". Урок литературы в 7-м классе 2012
Урок направлен на раскрытие взаимосвязи человека и природы в очерке "Бежин луг" И.С. Тургенева, а также на развитие навыков анализа текста художественного произведения.
-
«Приобщение детей и родителей к чтению книг через театральную деятельность во взаимодействии с детской библиотекой» 2020
В своей работе по приобщению детей и родителей к чтению книг я использую театральную деятельность, которая пробуждает в детях желание познакомиться с новыми литературными произведениями, прожить новую сказку. Всё, что проживают и чувствуют мои дети,надеюсь,останется в их сердцах и умах надолго, т. к. все мы знаем, что театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных откликов.
-
Применение технологии дифференцированного обучения на уроке литературы 2011
В работе представлен урок по рассказу Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный". Рассматриваемая тема - проблема становления личности.
-
Применение технологии критического мышления на уроках литературы 2023
Автор представляет программу серии уроков литературы для 5-го класса «Басенный мир И.А.Крылова. Осмеяние пороков». Программа рассчитана на 3 часа и должна быть встроена в работу в начале учебного года, ориентирована на развитие критического мышления учащегося.
-
Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы 2009
Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и развития эмоциональной восприимчивости. Цель технологии критического мышления — научить в процессе чтения понимать информацию, имеющуюся в тексте, осмыслять ее, сопрягать с собственным опытом и формировать на ее основе самостоятельное аналитическое суждение.
-
Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников 2021
Из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.
-
Применение элементов компьютерной технологии на уроке литературы 2006
В статье приводится пример, как можно использовать компьютер на уроке литературы в старших классах, когда требуется проведение урока-лекции. Созданный учителем слайд-фильм, творческая работа ученика, также выполненная в программе PowerPoint, значительно оживит урок, даст возможность заинтересовать учащихся темой, заставить думать, выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию.
-
Примерный план урока-семинара в 10-м классе по теме "Художественный мир Н.В. Гоголя. Современное прочтение (по эссеистике и публицистическим статьям Д.Быкова)" 2010
Предлагаемый материал может быть использован для организации и проведения семинарского занятия в первом полугодии 10-го класса. Предложенная тема и форма работы углубляет и расширяет понимание школьниками творчества писателя, более того – помогает осознать актуальность произведений Гоголя в наше время.
-
Примеры из художественной литературы в рецензии на ЕГЭ по русскому языку 2012
Данный материал является результатом обобщения опыта учителя по практической реализации программы подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по русскому языку, а именно, к написанию сочинения-рассуждения в части С. Представлена проблематика входящих в программу общеобразовательной школы художественных произведений, знание которых значительно помогает школьникам в аргументации своей позиции.
-
Приметы времени в повестях Н.В. Гоголя 2004
Цикл "петербургских повестей" Гоголя - богатый материал для ознакомления с историей Петербурга, поисковой деятельности учащихся. Образ Петербурга отражен в произведениях многих писателей, у Гоголя он имеет свои особенности: создан психологический портрет времени и человека, переданы реалии эпохи: факты, географические названия, исторические лица, архитектурные приметы времени, слухи, сплетни, особенности одежды, названия модных магазинов и прочее. Гоголь дает достоверную справку о чиновничьих рангах, жизни бедного и богатого люда, знакомит с литературной обстановкой столицы, тематикой газет, именами популярных литераторов. Над многим писатель иронизирует. Данная тема способствует творчеству учащихся.
-
Принц Щелкунчик, или Рождественская сказка Гофмана 2015
Урок проводится в 5-м классе в рамках внедрения в практику школы ФГОС. Готовя данный игровой проект, показываю, как можно организовать работу в паре, в группе, индивидуальную работу. Дети учатся работать в команде. Проект относится к надпредметным, потому что привлекаются знания детей из разных областей искусства: литературы, музыки, балета, кинематографии, живописи.
-
Принцип возрастающей градации в комедии "Ревизор" и романе "Мертвые души" Н.В. Гоголя. 9-й класс 2013
Цели урока: продолжить знакомство с произведениями Н.В. Гоголя; выявить роль "немой сцены" в комедии и принцип построения галереи помещиков в романе; отработать термин "градация".
-
Принципы изображения Толстым светского общества. Анализ эпизода "В салоне Шерер" 2009
Это первый урок по изучению романа "Война и мир". На него приходят ребята, прочитавшие летом роман, начавшие читать и те, которые не читали. Поэтому очень важно заинтересовать учащихся, показать, какими выглядят главные герои, дать представление о их взаимоотношениях. Анализ эпизода учит ребят внимательно вчитываться в текст, выявлять авторскую позицию.
-
Принципы организации читательской конференции и диагностика уровня литературного развития учащихся 2010
Принцип уважения личности ученика положен в основу уроков внеклассного чтения – читательских конференций. Цель подобных уроков – дать возможность ребенку заявить о себе, раскрыть себя посредством книги, выбранной им самостоятельно. Читательские конференции такого типа таят в себе немало неожиданностей.
-
Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста. И.Токмакова "Вечерняя сказка" 2021
Представленное занятие знакомит детей с интересной, познавательной и волнующей сказкой в стихах Ирины Токмаковой про мальчика Женьку в расчете на то, что дети, услышав ее, поступят так же, как Женька, и больше не будут устраивать по вечерам тарарам. Образы отзывчивого соседа и его лесных помощников послужат примером человечности и будут способствовать нравственному воспитанию. Кроме того, эта история несет не только поучительную информацию, но и знакомит малышей с лесными жителями.
-
Приобщение к чтению 2009
Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция. На уроках литературы и во внеклассной работе было выбрано направление работы: пропаганда семейного чтения, знакомство с современной литературой. Постоянное чтение необходимо не только для получения образования и развлечения, но и для принятия компетентных решений на всех уровнях - и на уровне отдельного человека, и на уровне организации, и на уровне страны.
-
Приобщение учащихся к научным исследованиям (из опыта работы) 2010
Не претендуя на оригинальность, автор делится своим опытом организации НИР с учащимися 5–8-х классов.
-
Природа "необычного" в литературе. Литературное чтение (2-й класс) 2009
Работа направлена на формирование познавательной активности учащихся 2-х классов на уроке литературного чтения.
-
Природа в произведениях русских поэтов XIX века 2012
На уроке литературы по программе В.Я. Коровиной в 6-м классе дети знакомятся с темой "Природа в произведениях русских поэтов XIX века". На уроке предусмотрены фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, формируются эстетическая отзывчивость к русской поэзии, закрепляется умение выразительного чтения.
-
Природа в сказке-были "Кладовая солнца" М.Пришвина. 6-й класс 2011
Урок направлен на глубокое изучение произведения «Кладовая солнца». М.Пришвин – мастер природы, и ученики должны понять особенности изображения автором мира природы, увидеть ее тайны. На уроке через анализ эпизодов о природе ученики постигали эти особенности, переживали вместе с героями, автором. Чтение наизусть прозаических отрывков воспитывает любовь к слову, делает урок эмоциональным.
-
Природа в творчестве В.А. Солоухина, в произведениях живописи и музыки 2010
Автор статьи показывает учащимся мастерство В.А. Солоухина в раскрытии "души природы"; согласованность природы с душевным состоянием героя; талантливое использование изобразительных средств языка в создании живописных картин природы; воспитание тонкого вдумчивого читателя, умеющего понимать и ценить душу природы.
-
Природа и арифметика в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2009
На уроке автор попытался проследить "историю болезни" Родиона Раскольникова и ответить на вопрос: "Почему даже самые хорошие теории на практике оказываются нежизнеспособными?" Развивает у учащихся логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, сопоставлять, доказывать и анализировать.
-
Природа и война 2015
Цель проекта: формирование экологически целесообразного образа жизни через выявление гибельного воздействия войн на окружающую среду и особой значимости природы в военное время.
-
Природа и человек в произведении К.Г. Паустовского "Заячьи лапы". 5-й класс 2014
Урок проводится с целью формирования умения анализировать художественное произведение. Задачи урока – показать мысль автора об ответственности человека перед природой, лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение К.Г. Паустовского видеть необычное в обычном; определить роль природы и человека в рассказе; воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предотвращение проявления жестокости по отношению к домашним животным и ограждать их от страданий.
-
Природа и человек в рассказе С. Устинова "Любопытный бурундук" (урок литературы в 5-м классе) 2009
Это один из уроков по учебному курсу «Литература Восточной Сибири», который изучается в средних классах общеобразовательных школ Иркутской области. На уроках курса ученики узнают свой край, литературу и культуру, осознают место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе.
-
Природа, космос, мироздание в лирике А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Б.Пастернака, Н.Заболоцкого (конспект урока) 2003
Искусство как необходимая форма познания окружающего мира. Природа - это, прежде всего красота (поэзия А. Фета), тайна (поэзия Ф. Тютчева), единство всего (поэзия Б. Пастернака), cоздательница Разума (поэзия Н. Заболоцкого).
-
Природные зоны России в произведениях русских писателей и поэтов 2006
В данной работе указан возможный вариант проведения заключительного урока, либо внеклассного интегрированного мероприятия по теме "Природные зоны России", работа предполагает введение литературного контекста, на основе которого и проводится этот литературно-географический вечер.
-
Притчи Леонардо да Винчи и басни И.А.Крылова 2016
Предлагаю материал для урока внеклассного чтения в 6–7-х классах, посвящённый изучению притч, созданных великим «флорентинцем» Леонардо да Винчи, имя и дела которого стали легендой ещё при его жизни. Урок целесообразно проводить после изучения творчества И.А.Крылова, чтобы закрепить полученные знания или дополнить их. Очень интересно создать проект по притчам Леонардо да Винчи. Назвать его, например, «Человек, живущий на свой манер».
-
Притчи на уроках русского языка и литературы как инструмент воспитания духовно-нравственных качеств личности 2022
В статье авторы обращаются к такому жанру, как притча. Они доказывают, что использование притчи на уроках русского языка и литературы способствует совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, формированию основ коммуникативной компетенции обучающихся. В статье приводятся примеры практического применения притчи на уроках, объясняются различные приемы работы с данным видом текста.
-
Притчи Рэя Брэдбери 2022
У Брэдбери есть выразительный рассказ «И будет ласковый дождь», в котором описывает сверх благоустроенный дом будущего, начиненный всевозможными удобствами и услужливыми механизмами. Все хорошо в этом замечательном доме, не хватает лишь одного – в нем уже никто не живет, хозяева оказались медленно удушенными в ласковым объятиях искусственной среды.