ЦЕЛИ УРОКА:
- Показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа;
- Развивать умение анализировать текст, развивать навыки устной речи;
- Воспитывать бережное и трепетное отношение к природе.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: портрет И. С. Тургенева, сборник "Записки охотника", репродукции картин К. А. Лебедева "Бежин луг", Е. В. Маковского "Ночное".
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ВИД УРОКА: урок-беседа.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
- Найти и записать в тетрадях определение понятия "очерк"
- Подумать, почему очерк называется "Бежин луг".
- Перечитать описания природы в очерке.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Какие эпизоды в рассказе вам больше всего понравились?
- Кто из героев вам запомнился?
- Зачитайте, пожалуйста, определение понятия "очерк" (дается итоговое определение очерка, которое записывается всеми в тетрадь).
(Рассказывают о понравившихся героях, об интересных эпизодах очерка.
Зачитывают определения очерка.
Запись в тетрадях:
Очерк- небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых)).
- Почему произведение И.С.Тургенева "Бежин луг" имеет такое жанровое определение?
3. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1. Объявление темы, целей и задач урока.
- Сегодня на примере очерка "Бежин луг" мы постараемся выявить взаимосвязь человека и природы, влияние мира природы на наши чувства, переживания, настроение. Кроме этого, мы будем учиться внимательно и вдумчиво читать художественное произведение. Итак, тема нашего урока "Природа в очерке И.С.Тургенева "Бежин луг".
(Записывают тему урока в тетрадях. Конспектируют рассказ учителя)
2. Слово учителя об очерке "Бежин луг".
- "Бежин луг" входит в сборник рассказов "Записки охотника". В феврале 1851 года произведение было опубликовано в журнале "Современник". Оно сразу же породило самый громкий отклик в практике русской школы. Его начали изучать сразу же за созданием.
Рассказ о мальчиках в ночном - не просто очерк о представлениях детей одной из деревень средней полосы России о мире вокруг них. Это и поэтическая картина родной природы, и описание уже определившихся характеров подростков и их взглядов, и раздумья писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины.
В "Бежином луге" природа для Тургенева - двуликий Янус: она дает отраду тишины, просветление, чистоту, но она же заставляет человека чувствовать себя бесконечно малым перед её простором, беспомощным перед её таинственными силами.
- Давайте прочитаем и озаглавим некоторые описания природы в очерке.
(Зачитывают описания пейзажей, дают им названия:
"Прекрасный июльский день".
"Вечер"
"Ночь приближалась и росла, как грозовая туча"
У костра: "запах русской летней ночи"
- Теперь с вами понаблюдаем, какие же художественные приёмы использует автор при описании неба, облаков, солнца. Выпишите их. (Групповая работа.1 группа находит тропы в описании неба, 2 - в описании солнца, 3- в описании облаков).
(В описании июльского пейзажа писатель обращается к описанию вполне реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, ветра, звезд. Небо ясное, чистое, лазурное..
При описании солнца использованы эпитеты "светлое и приветно лучезарное:мирно всплывает, свежо просияет".
Большое количество сравнений наблюдаем при описании облаков: они, "подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, :почти не трогаются с места", "так же лазурны, как небо". "Последние из них, черноватые и неопределенные, как дым". Днем облака "золотисто-серые, с нежными белыми краями".
Цвет небосклона "легкий, бледно-лиловый".)
- Какие краски преобладают при описании июльского утра и дня?
(И.С.Тургенев использует в основном краски светлых, теплых тонов)
- А какое настроение создает в целом цветовая гамма, которая как бы "заливает" ясным, теплым светом всю картину летнего погожего дня?
(От тургеневской картины "прекрасного июльского дня" исходит ощущение какой-то хрупкости и одновременно гармоничности, какой-то успокоенности, найденного покоя. Настроение светлое, хорошее)
- А каково отношение самого писателя к природе?
(Оно высказано не прямо, а косвенно: "Был прекрасный июльский день:")
- Обрамляя описание июльского дня мыслью о пребывающей в небе и на земле " какой-то трогательной кротости", автор еще больше усиливает в нашем сознании переживание природы как высшего, совершенного начала бытия.
- Теперь понаблюдаем, как же описано наступление вечера и ночи. Зачитайте этот эпизод.
(Учащиеся зачитывают указанные эпизоды )
- Что произошло с рассказчиком? Как изменилось его настроение? А ваше?
(Рассказчик заблудился. И сразу природа пугает его, становится враждебной ему: "Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость:", "все кругом быстро темнело и утихало", "летучие мыши уже носились, :таинственно кружась и дрожа". Человек вдруг почувствовал себя некомфортно, даже жутко. Охотник вдруг заблудился в знакомых ему местах. Кажется , что какая-то сила, стоящая над человеком, и руководит им.
Настроение у читателя тоже изменилось. Тревога, страх, беззащитность наполняют душу. Чувствуешь себя маленькой песчинкой в огромном мире.)
- Действительно, определяющим для "ночного" повествования является "другое" время, его абсолютная власть над землей и человеком. Время ночи привносит в мир тайну, превышающую познания человека. Ночь смиряет его самонадеянные мысли. Но главное, ночью к человеку, мыслящему себя венцом мироздания средоточием вселенной, приходит осознание подчиненности законам всеобщим.
- Что же явилось точкой разрыва в повествовании?
(Мрак ночи и темноту разорвали "красным пламенем" два огонька на равнине и в отсвете одного из них была видна "передняя половина маленькой кудрявой головы")
- Что изменилось в ночной природе? Ощущаете ли вы метаморфозу ночи?
(Под сводами ночи залаяли собаки, зазвучали "детские звонкие голоса", где-то рядом пасутся лошади. Звуки, свет, тени: А в природе удивительная умиротворенность и покой. И ночной мир начинает восприниматься им по-другому).
- А теперь представьте себе: ночь, костер, река, где-то рядом пасутся лошади. Над всем царит таинственность, недосказанность. И деревенские мальчишки: О чем они говорят у костра?
(Они рассказывают разные страшные истории, "страшилки", былички.) Ученики пересказывают запомнившиеся рассказы)
Рассматривают репродукцию картины Е.В.Маковского "Ночное"
Почему же именно страшные истории так интересуют наших героев?
(Во всех рассказах присутствует какая-то сверхъестественность, вымысел. Это можно объяснить влиянием той же таинственной, странной ночи, которая подчинила своим законам всех, даже людей. Для мальчишек природа-их жизнь, а с другой стороны, природа полна загадок, непонятных явлений).
4. ИТОГИ УРОКА.
- Подводя итоги сегодняшнего урока, ответим еще на один важный вопрос: почему же очерк И.С.Тургенева называется "Бежин луг"? Кто главный герой произведения?
(Сюжет максимально ослаблен и по нему очень мало можно сказать о героях. Если в обычной ситуации пейзаж является фоном развития событий, то здесь все происходит наоборот. В сознании автора есть воспоминания о том, как он заблудился, картины природы в разное время суток, образы мальчишек, судьба Павлуши- все это связано с Бежиным лугом как с географическим местом происшедшего, так и цельным ощущением автора от всех этих событий).
- Таким образом, описания природы в очерке, картины смены дня и ночи помогают автору передать величие природы, неотделимость человека от природы, зависимость его от различных непонятных ему проявлений.
Оценки за урок.
Домашнее задание (1 на выбор):
1. Составить план очерка "Бежин луг".
2. Придумать "страшилку", дать ей название.
3. Написать сочинение-размышление на тему "Человек и природа" (по очерку "Бежин луг").