Цели урока:
- Обобщить понятие “пейзаж”;
- показать особенности картин природы, дополняющих повествование;
- находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их:
- выразительное чтение наизусть прозаического текста;
- воспитывать чувство любви к родной природе.
Эпиграф: …Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.
(К. Паустовский.)
Оборудование:
– Портрет писателя (М. Пришвина);
– иллюстрации к произведению “Кладовая солнца”, природы;
– определения олицетворения, эпитета, сравнения.
Теория литературы:
пейзаж;
эпитет;
сравнение;
олицетворение.
Перед уроком ученики получают задание:
– индивидуальное: выучить наизусть отрывки из “Кладовой солнца”;
– коллективное: иллюстрации о природе по данному произведению.
Ход урока
1. Слово учителя.
Сказка-быль М. Пришвина “Кладовая солнца” прочитана. Мы познакомились с главными героями этого произведения.
2. Беседа по тексту.
– Назовите главных героев? (Настя, Митраша)
– А кто еще, назовите их? (Волк, тетерев, лось, ель, сосна и т.д.)
– А как все это мы назовем?
– Да, конечно, природа. Как называется изображение природы в художественном произведении? ( Пейзаж).
Дать понятие пейзажа.
– Значит, природа тоже является главным героем этого произведения. С Настей и Митрашей мы уже хорошо знакомы. Узнали, что сказка–быль – это жанр литературного произведения.
– Напомните мне, почему она и сказка, и быль?
Итак, все же перед нами особая сказка, где большое место занимает быль, повествование о двух осиротевших детях. Но не только они главные герои, но и природа, которая играет очень большое значение в жизни человека. И сегодня мы будем познавать природу, постигать ее тайную жизнь.
3. Работа с эпиграфом.
Эпиграфом к уроку я взяла слова К. Паустовского. (Читаем эпиграф).
Значительное место в “Кладовой солнца” занимает природа, т.к. в замысел писателя входило показать единство человека и природы. У нас в классе на стендах висят репродукции картин известных художников о природе, ваши иллюстрации. Мы читаем о природе, любуемся ее красотой. М. Пришвин был мастером пейзажа, он умел точно выразить сущность этого прекрасного мира.
4. Работа с текстом. Чтение наизусть, анализ эпизодов.
– Ну а теперь давайте отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором. Здесь живут разные животные, много растений, все они имеют свои особенности.
– Что описывает писатель сразу, как только мы вступаем в лес?
(Появлению детей в лесу предшествует описание “несчастной” жизни сосны и ели)
– Давайте послушаем этот отрывок.
5. Чтение наизусть отрывка “Ель и сосна”.
– Какое впечатление производят эти картины?
(В отрывке “Ель и сосна” все вокруг мрачно, деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер старается поссорить их)
– Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе.
– Какими словами писатель характеризует эту борьбу? (Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались, прокалывали, стонали, выли.)
– Как они ведут себя? (Как живые существа)
– Давайте вспомним, как называется этот способ?
(Олицетворение). Работа с понятием.
– Давайте найдем слова, которые говорят, что здесь олицетворение? ( Дети называют)
Вывод: Значит, с помощью олицетворения писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев.
– Идем дальше. Встречаем лесного жителя. Кого?
6. Слушаем наизусть отрывок “Тетерев-косач”.
– Пришвин здесь показал красоту природы. Под лучами солнца (которое тоже играет большую роль в тексте) “могучие стволы соснового бора стали, как зажженные свечи великого храма природы. “Тетерев – косач тоже” стал расцветать”.
– Кто повлиял на рождение природы! (Солнце)
– Красиво звучит, тонко описано. Какие художественные средства использует автор. (Сравнения, эпитеты). Работа с понятиями; их роль в художественном произведении.
– Где? Называем?
– Как показана птица!
– Какие слова подобрал писатель?
– Какие еще птицы живут в лесу, как ведут себя? ( Можно зачитать).
– Мы подходим к Слепой Елани.
7. Чтение наизусть “ Слепая Елань”
Опасное место – Блудово болото.
Здесь мы подходим к понятию “кладовая солнца”.
– Что же это такое – кладовая солнца?
(Кладовая – потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, которые “достаются человеку в наследство”, а солнце – потому что рождены эти запасы солнцем)
– Только ли торфом богаты эти места? Назовите эти богатства.
Природа здесь добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них.
– Но она не только дает, но и опасна.
8.
Чтение наизусть отрывка “Елочки – старушки”.– Как автор показывает ель?
(Подмечает каждую деталь)
– Какое художественное средство использует автор?
(Сравнение.)
– Где? Назовите.
Дальше дети попадают на палестинку.
9. Чтение наизусть отрывка “ Ягода лесная” .
– Какие слова использует автор для описания ягоды?
(Использует ласковые слова , уменьшительно-ласкательные суффиксы; она чудесна и богата; с любовью показано богатство лесного царства.) От этого изобилия Настя забывает обо всем, даже о себе.
Еще один лесной житель.
10. Чтение наизусть отрывка “Лось”
– Каким предстает перед нами это животное?
-Какими словами описывает автор?
(Как в сказке – большое, огромное, но обходится малым – корой деревьев.)
А что собирает пень?
11. Чтение наизусть отрывка “Пень”– Что он делает? Ведь он не просто так стоит!
(Он собирает солнечное тепло).
– Для чего? ( Для других , отдает накопленное тепло, когда уйдет солнце)
Вот почему разные твари слетались и сползались сюда. (Мухи, бабочки, ящерицы)
12. Выводы:
– Каждый в природе имеет свое назначение – кто-то добро несет, кто-то недоброе предвещает. Всему светит солнце, благодаря которому все живет.
Найдем описание восхода и заката. Выразительное чтение эпизодов.
Нахождение художественных средств.
– Мы завершили свой поход по лесу. С каждым новым эпизодом все мы больше и больше узнали о природе, познали ее законы, убедились, что природа и человек едины. Но с природой надо быть еще и осторожными. Она сказочно красива, богата, не жадная, а щедрая. Она для человека, но она и опасна!
13. Работа с иллюстрациями.
14. Домашнее задание.
Написать сочинение “Природа в жизни человека”.
Литература:
- Коровин В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2008.
- Коровин В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…М.: Просвещение, 2008.