Кажется, мы сегодня вполне осознали, что при изучении русской литературы необходимо устанавливать взаимосвязь с мировой литературой. Важно проследить общность тематики, сюжетов, образов, выявляя при этом национальное своеобразие каждой из литератур. Лучше всего, возможно, пользоваться жанровым сопоставлением, ибо сходства и различия в рамках жанра позволяют глубже понять изучаемые произведения.
Уроки внеклассного чтения – дополнительное развитие читательских способностей школьников, обучение правильному интерпретированию текста, углублённое изучение того или иного стихотворного, прозаического произведения. Изучению зарубежной литературы последнее время в базовых программах отводится немного часов. Дополнительно изучать её есть возможность не у каждого образовательного учреждения. Поэтому учителя всегда используют возможность поговорить лишний раз о зарубежных художниках, композиторах, писателях и поэтах, которые, как и русские, внесли немалый вклад в развитие мирового искусства.
Предлагаю материал для урока внеклассного чтения в 6-7 классах, посвящённый изучению притч, созданных великим “флорентинцем” Леонардо да Винчи, имя и дела которого стали легендой ещё при его жизни. Даже за века легенда не канула в лету, более того, подтвердила жизненность многих идей и находок этого титана Возрождения. Такой урок целесообразно проводить после изучения творчества И. А. Крылова. Почему именно после изучения басен? Чтобы закрепить полученные знания, дополнить их, переломить сквозь призму личности Леонардо да Винчи. Учителю потребуются репродукции картин “Мона Лиза”, “Тайна вечеря”, рисунки великого мастера кисти (особенно автопортреты). Имеет смысл заранее попросить школьников проиллюстрировать притчи Леонардо да Винчи. Важно, чтобы цикл восприятие – осмысление - воссоздание был непрерывным. В самом начале урока обязательно надо вспомнить, в чём заключается особенность такого жанра как басня. Вопросы для беседы:
- Что такое басня?
- С какими аллегорическими образами вы встретились при изучении басен И. А. Крылова?
- Как вы можете их истолковать?
Затем можно перейти к изучаемой теме. Показываем репродукцию картины “Мона Лиза” и спрашиваем школьников, знают ли они название и автора репродукции. В зависимости от ответов строим разговор о Леонардо да Винчи. Обращая внимание на рисунок-автопортрет, учитель говорит:
- Посмотрите, как благородно лицо, как гордо держит он голову, как пронзителен взор. Именно таким был этот человек, о котором один из его современников писал: “Его физическая красота превосходила всякую похвалу, во всех его жестах была более чем бесконечная грация, он обладал талантом столь полным и сильным, что все трудности, вставшие перед его умом, разрешались с лёгкостью. Его громадная сила сочеталась с ловкостью, его сердце и чувства отличались всегда царственным благородством. Поистине удивительным и небесным был Леонардо да Винчи, сын Пьеро да Винчи...”
Родившийся 15 апреля 1452 года в тосканском городке Винчи и ушедший из жизни ясным весенним днём 2 мая 1515 года, человек этот, место захоронения которого неизвестно, оставил о себе память как об одной из наиболее крупных личностей в истории человечества. Сын своего времени, он сумел прорваться в Вечность, раздвинуть границы возможностей человека, доказать несокрушимое величие человеческого духа. Позднее таких людей станут называть энциклопедистами.
Так получилось, что история развития едва ли не всех наук, известных Леонардо да Винчи и его современникам, связана с его именем. Его находки, открытия, случалось, опережали на века своё время. Математика и механика, физика и астрономия, химия и геология, география и ботаника, анатомия и физиология, архитектура, живопись, рисунок – здесь названы лишь те области науки и искусства, в которых он совершил едва ли не революцию. Нельзя не сказать и том, что человек этот был великолепным фехтовальщиком и наездником, превосходно играл на лютне и был душой всякого общества.
Рукописное наследие Леонардо да Винчи насчитывает свыше семи тысяч листов. Когда разбирали его рукописи и бесчисленные рисунки... в них обнаружились все механические открытия 19 века. Леонардо да Винчи почти создал подводную лодку, он оставил чертежи изобретённого им воздухоплавательного аппарата. О впечатлении, которое производил этот человек на окружающих, об отношении к нему, свидетельствует такое высказывание: “Стоило ему появиться на улице в сопровождении неизвестной свиты учеников и поклонников, как высыпали из домов, чтобы поближе разглядеть великого человека. Он был предметом такого поклонения, что многие подражали покрою его платья, походке, манере говорить. Стоило ему всё-таки заговорить, как все рядом умолкали, прислушивались к его чарующему голосу. Видимо, его не случайно звали сладкоголосым Орфеем. К нему вполне применимы вдохновенные строки, сочинённые его младшим современником и собратом по искусству Микеланджело Буонаротти:
Ему отпущено природою с лихвой,
Одним лишь взглядом всю округу поражает,
След восхищенья оставляя за собой.
Ему отпущено сполна судьбой.
Лик его дивный солнце затмевает,
А смех и пение звучат такою чистотой,
Что всё окрест в восторге замирает.
Мог ли Леонардо да Винчи остаться равнодушным к литературе – этому прекрасному виду искусства? Он всю свою жизнь, куда бы ни забрасывала его судьба, трепетно относился к своей библиотеке, в которой было более ста томов. Он долгие годы работал над составлением толкового словаря живого разговорного тосканского языка, и ему отдавал предпочтение перед учёной латынью в своих сочинениях. Леонардо да Винчи записывал самые солёные народные шутки и обороты речи, высоко ценил мудрость народа, воплощённую в его фольклоре, и позднее многие его рассказы и притчи стали народными в высоком смысле этого слова. Последние годы жизни великого человека связаны с Францией, с чужбиной, с физическими страданиями (его парализовало, бездействовала правая рука), но и тогда он остался таким же, каким и был всегда: “человеком, живущим на свой манер...”. Кто знает, может истоки этой необычной судьбы кроются в воспоминаниях детства: “Однажды, блуждая среди тёмных скал, подгоняемый жадным влечением увидеть великое смешение разнообразных причудливых форм, порождённых природой, я набрёл на вход в мрачную пещеру, перед которой остановился как вкопанный. Я наклонился вперёд, чтобы заглянуть внутрь. Тогда мною разом овладели два противоречивых чувства: великая оторопь перед развернувшейся бездной и неодолимое желание обнаружить некое чудо в её бездонной утробе”. Кто-то всю жизнь остаётся во власти оторопи. Кто-то ищет чуда... Всё зависит от человека. Великий Леонардо да Винчи сделал свой выбор. И те его притчи, с которыми мы сейчас познакомимся – это одна из попыток понять самого себя. Попытка, сделанная им.
Учитель по своему усмотрению может добавить материал, может сократить, но, закончив вступительное слово, работает с учащимися над значением слова “притча”. Выясняется, что это “небольшой рассказ, в иносказательном виде и заключающий моральное (или религиозное) поучение, по своей форме родственный басне. В отличие от многозначности истолкования басни, в притче всегда заключена определённая дидактическая идея”. Важно подчеркнуть, что притча в мировую литературы вошла из Евангелия, широкое распространение получила в древнерусской письменности. Но притчи Леонардо да Винчи носят светский характер, они отражают духовный опыт не только своего творца, но и всей эпохи Возрождения. Мне кажется важным, чтобы все учащиеся уяснили эту специфику произведений. В дальнейшем придётся знакомиться с феноменом притчи в литературе 20 века, и эти знания помогут осмыслить некоторые аспекты творчества таких писателей, как Л. Толстой, Ф. Кафка, Б. Брехт, Гарсиа Маркес, обращение которых к притче служит одним из средств выражения морально-философских суждений. Определение притчи надо записать в тетради. Не следует много на нём останавливаться, так как это можно сделать по ходу урока.
Знакомство с литературным творчеством Леонардо да Винчи предлагаем учащимся начать с притчи “Лев и ягнёнок”.
Однажды голодному льву подбросили в клетку живого ягнёнка. Малыш был настолько наивен и добродушен, что ничуть не оробел при виде царя зверей. Приняв его, видимо, за свою маму, несмышлёныш подошёл к грозному зверю, ласково заблеял и уставился на него своими широко раскрытыми ясными глазами, полными безграничной любви, кротости и восхищения.
Лев был обезоружен такой доверчивостью и не посмел растерзать ягнёнка. Недовольно ворча, он так и заснул в тот раз голодным.
Здесь нельзя не заметить определённое сходство ситуации с басней И. А. Крылова “Волк и ягнёнок”. Всё же посмотрим, на что выводит нас произведение Леонардо да Винчи. Оказывается, на интересные умозаключения. Так, установив внешнее сходство событий (волк – ягнёнок, лев – ягнёнок, кстати, случайно ли в обоих случаях аллегорическому изображению силы и свирепости противостоит именно ягнёнок?), мы посмотрим на их разницу. Голодный волк Крылова (“Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”) осуществляет “право сильного”. Не менее голодный лев “был обезоружен такой доверчивостью” и “не посмел растерзать ягнёнка”. Здесь учитель должен остановиться и помочь ребятам понять это “не посмел”. Вроде бы здесь утверждается очень важная мысль: есть вещи, через которые переступить нельзя. Нельзя обманывать доверие, нельзя отвечать злом на добро, открытость, ласку. В итоге уместен вопрос:
- Поступок льва – это проявление его силы или слабости?
Затем следует обсудить притчу “Горностай”.
Однажды, когда лисица была занята трапезой, мимо пробегал горностай в своём великолепном одеянии.
- Хочешь отведать, приятель? Не стесняйся! – предложила ему насытившаяся и подобревшая лисица.
- Благодарю покорно, - с достоинством ответил горностай, - но я уже пообедал.
- Ха, ха, ха! - засмеялась та. – Скромнее вас, горностаев, не сыскать других животных на земле. Какие же вы чистюли! Просто диву даёшься. Едите раз в день и предпочитаете голодать, лишь бы не замарать свою шубку.
Вдруг откуда ни возьмись появились охотники. Рыжая молниеносно скрылась - только её и видели, а горностай стремглав помчался к своему укрытию.
Нос солнце успело растопить снег, и его горка, ещё утром такая опрятная и ухоженная, заплыла грязью. Белоснежный горностай несколько замешкался, стараясь не запачкаться, и вот тут охотники сразили его наповал.
Умеренность служит надёжной защитой от пороков. И гордый горностай предпочитает скорее погибнуть, нежели запятнать грязью свою чистоту.
Вопрос:
- Речь в произведении идёт о лисе и горностае, почему же эти слова не вошли в название притчи Леонардо да Винчи?
Отвечая на него, школьники должны прийти к выводу, что если в первой притче было два подлинных героя – лев и ягнёнок, то здесь герой всего один – горностай. Лиса, традиционно символизирующая хитрость, предстаёт ещё и беспринципной (“Цель оправдывает средства” - этот лозунг вначале был принят жизнью, а уж затем сформулирован Игнатием Лойолой). Образ лисы служит всего лишь контрастом, который должен подчеркнуть достоинство горностая, ведь он, олицетворяя собой чистоту и благородство, во многом отражает мечты самого Леонардо да Винчи – слишком часто ему приходилось испытывать на себе неумолимые законы действительности.
Итоговый вопрос:
- На чьей стороне симпатии автора? А ваши?
Далее можно поговорить о притче “Пчела и трутни”.
- Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья – мал, да удал. Всё лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.
- Нашла, кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому наскучили наставления пчелы. – Да твой хвалёный муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.
Бездельника хлебом не корми, дай только порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности.
Аллегорическое изображение трудолюбия в образе пчелы производит сильное впечатление на фоне трутней. Неслучайно пчела, укоряя их, приводит им в пример жизнь другого труженика – муравья. Скромность не позволяет ей говорить о себе, но и не высказать своего отношения к бездельникам она тоже не может. Вспомним басню И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”. Если попрыгунью-стрекозу сама жизнь наказывает, то у Леонардо да Винчи последнее слово как бы остаётся за трутнем. Обратимся теперь к морали притчи. Мы сталкиваемся с тем, что автор осуждает трутня не столько за его безделье (это само собой разумеется), сколько именно за попытку очернить другого, причём работающего. Леонардо да Винчи считает: наиболее безнравственным является стремление унизить, обезличить труженика, оправдывая этим собственную никчемность.
Вопрос:
- Актуальна ли эта аллегория в наше время?
Притча “Жаждущий осёл”.
В положенное время осёл пришёл на водопой. Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили воду.
Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторону, принялся терпеливо ждать.
Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой.
- Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот уж дважды он подходит к пруду и отходит ни с чем.
- А всё потому, - ответила мама лягушонка, - что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, когда вода очистится и станет прозрачной.
- Ах, какой же он упрямый!
- Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, - пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, у кого нет выдержки и терпения.
На примере толкований притчи учитель может обсудить с учащимися нетрадиционность аллегорий Леонардо да Винчи. Устойчивое представление об осле как символе упрямства нарушено. Терпеливость, достоинство схожи с гордостью горностая, уважение к самому себе, умение всё вытерпеть ради достижения цели.
Последняя притча, о которой может идти речь на уроке, - это “Невод”.
И вновь в который раз невод принёс богатый улов. Корзины рыбаков были доверху наполнены голавлями, карпами, линями, угрями и множеством другой снеди.
Целые рыбьи семьи, с чадами и домочадцами, были вывезены на рыночные прилавки и готовились окончить своё существование, корчась в муках на раскалённых сковородках и кипящих котлах. А оставшиеся в реке рыбы, растерянные и охваченные страхом, не осмеливаясь даже плавать, зарылись поглубже в ил. Как жить дальше?
Жизнь или смерть – вот в чём вопрос! Но в одиночку с неводом не совладать. Его ежедневно забрасывают в самых неожиданных местах. Он беспощадно губит рыб, и в конце концов вся река будет опустошена.
- Мы должны подумать о судьбе наших детей, имеющих право на существование. Никто, кроме нас, не позаботится о них и не избавит от страшного наваждения, - рассуждали пескари, собравшиеся на совет под большой корягой.
- Но что мы можем предпринять? – робко спросил линь, прислушиваясь к речам смельчаков.
- Уничтожить невод! – в едином порыве ответили пескари.
В тот же день всезнающие юркие угри разнесли по реке весть о принятом смелом решении. Всем рыбам от мала до велика предлагалось собраться завтра на рассвете в глубокой тихой заводи, защищённой развесистыми вётлами.
Тысячи рыб всех мастей и возрастов приплыли в условленное место, чтобы объявить войну. Руководство военными действиями взял на себя бывалый карп, которому не раз удавалось перегрызать сети и бежать из плена.
- Слушайте все внимательно! – обратился он к собратьям. – Невод шириной с нашу реку. Чтобы он держался стоймя под водой, к его нижним узлам прикреплены свинцовые грузила. Приказываю всем рыбам разделиться на две стаи. Первая должна поднять грузила со дна на поверхность, а вторая будет крепко держать верхние узлы сети. Щукам поручается перегрызть верёвки, коими невод крепится к обоим берегам.
Затаив дыхание, рыбы внимали каждому слову предводителя.
- Приказываю угрям тотчас отправиться в разведку! – продолжал карп. – Им надлежит установить, куда заброшен невод.
Угри отправились на задание, а рыбьи стаи сгрудились у берега в томительном ожидании. Пескари тем временем старались ободрить самых робких и советовали не поддаваться панике, даже если кто угодит в невод: ведь рыбакам всё равно не удастся вытащить его на берег. Наконец угри возвратились и доложили, что невод уже заброшен примерно на расстоянии одной мили вниз по реке.
И вот огромной армадой рыбьи стаи поплыли к цели, ведомые мудрым карпом.
- Плывите осторожно, - предупреждал вожак. – Глядите в оба, чтобы течением не затащило в сети. Работайте во всю плавниками и вовремя тормозите!
Впереди оказался невод, серый и зловещий.
Охваченные порывом гнева, рыбы смело ринулись в атаку. Вскоре невод был приподнят со дна, державшие его веревки были перерезаны щучьими зубами, а узлы порваны. Но разъярённые рыбы на этом не успокоились и продолжали набрасываться на ненавистного врага. Ухватившись зубами за искалеченный, дырявый невод и усиленно работая плавниками и хвостами, они тащили его в разные стороны и рвали на мелкие клочья. Вода в реке, казалось, кипела.
Рыбаки ещё долго рассуждали, почёсывая затылки, о таинственном исчезновении невода, а рыбы до сих пор с гордостью рассказываю эту историю детям.
Вопрос:
- Между чем выбирали рыбы?
Ребята должны найти в тексте: “Жизнь или смерть - вот в чём вопрос!” - выбор сродни гамлетовскому. И герои-рыбы решают: “Быть!” “Быть – это значит бороться!” Учитель может проанализировать цитату из произведения Гёте и провести некую параллель: “Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой!” Каждый день! И Леонардо да Винчи, прекрасно знавший это на примере собственной жизни, всецело на стороне героев, выбравших борьбу.
Мне кажется, что именно на этом этапе урока уместно подчеркнуть специфику притчи как жанра: в отличие от басни, она показывает, как нужно поступать в той или иной жизненной ситуации. Подводя итоги урока, задаём классу ещё ряд вопросов:
- Каким представляется вам Леонардо да Винчи в своих притчах?
- Какие аллегорические образы вам запомнились? Почему?
- В чём, по-вашему, сходство и в чём различие между баснями И. А. Крылова и притчами Леонардо да Винчи?
Ещё одна рекомендация для учителей, которые воспользуются материалом. Урок можно провести “в связке” с уроком рисования (интегрированный), тогда на втором занятии учащиеся либо представляют нарисованные дома иллюстрации к притчам, либо рисуют, работая индивидуально, в группе. Если же такой возможности нет, работа становиться домашней. Очень интересно поработать над проектом по притчам Леонардо да Винчи. Назвать его “Человек, живущий на свой манер”. Удачи! Интересных сюжетов и открытий!