Пояснительная записка
Урок по рассказу Ю.Нагибина построен по технологии дифференцированного обучения.
Технология дифференцированного обучения – это форма организации урока, при которой учитель работает с группами учащихся, группы составляются с учетом качеств знаний, умений и навыков учащихся. Очень важно учитывать личностные, интеллектуальные и нравственные особенности каждого ученика.
На данном уроке класс делится на 4 группы, в группах есть сильные и слабые учащиеся, в каждой группе есть ответственный ученик, который фиксирует работу каждого ученика своей группы и делает запись в оценочном листе. Для учащихся подготовлены индивидуальные дифференцированные и групповые задания.
Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии писателя; проанализировать, как развивается личность героя произведения в автобиографическом рассказе; вызвать у учащихся уважение к нравственным ценностям, о которых пишет Ю.Нагибин.
Этапы, на которых предусмотрены дифференцированные и групповые задания:
4. Проверка домашнего задания “Верно ли
утверждение?”
Учащимся предлагается ответить на вопросы,
поставив напротив каждого + или – (согласны или
нет с утверждением), задания разноуровневые:
красная карточка - сильные, синяя - средние,
зеленая - слабые. Во время проверки учащиеся
должны обосновать свою точку зрения.
5. Словарная работа. Группам предлагается
объяснить смысл слов и выражений из текста.
7. Сравнительная характеристика героев. Учащиеся
по плану дают характеристику героям, а слабые
учащиеся производят соответствие.
9. Работа с текстом. Учащиеся в группе вписывают
пропущенные слова в предложения из текста.
11. Каждая группа приводит слова, которые по их
понятию соотносятся со словом “дружба”.
12. Проверка индивидуального домашнего задания:
отдельные ученики зачитывают сочинения о своем
друге.
13.Домашнее задание тоже дифференцированное.
Учащиеся на свое усмотрение выбирают задание:
подготовить презентацию о друге, написать
сочинение или выучить стихи о дружбе.
Урок литературы (6-й класс)
Проблема становления личности в рассказе Ю. Нагибина “Мой первый друг, мой друг бесценный”
Цель: Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии писателя; проанализировать, как раскрывается личность героя в автобиографическом рассказе; вызвать у учащихся уважение к нравственным ценностям, о которых пишет Ю.Нагибин.
Ход урока
Эпиграф:
Без Павлика народ моего детства неполон.
Ю.Нагибин.
1. Оргмомент.
2. Слово учителя:
Говоря о произведении “Мой первый друг, мой друг бесценный” нельзя не познакомиться с личностью писателя, это будет просто некрасиво.
3. Рассказ подготовленного учащегося о Нагибине.
4. Проверка домашнего задания “Верно ли утверждение?”
Дома вы познакомились с автобиографией писателя, которая есть в учебнике. Перед вами лежат карточки с заданиями, в которых напротив каждого вопроса вы должны поставить + или – . Если вы не согласны с утверждением, то должны дать правильный ответ и его объяснить.
Задания:
А) Высокий уровень:
1. Увлечения Нагибина и героя его рассказа
совпадают.
2. Нагибин очень подробно рассказывает о том, как
принимал участие в боях во время Великой
Отечественной войны.
3. Рассказ Ю.Нагибина “Мой первый друг, мой друг
бесценный” является автобиографическим, но не
является автобиографией.
Б) Средний уровень:
1. Под влиянием отчима Нагибин научился читать
только хорошие книги.
2. Ю.Нагибин мечтал быть “агентом МУРа”, т.к.
желал избавить мир от преступности.
3. Писатель все детство прожил в коммунальной
квартире, населенной хорошими людьми.
В) Низкий уровень:
1. Ю.Нагибин родился в небольшой деревушке
недалеко от Петербурга.
2. Писатель недолго учился в Медицинском
институте, затем перешёл на факультет
Киноинститута.
3. Нагибин никогда не писал свои произведения
специально для детей.
5. Словарная работа.
– В чем заключается разница: автобиография и
автобиографический рассказ?
– Объясните слова и выражения:
1 группа – индивидуальность, дворовая вольница;
2 группа – велеречие, домашние табу;
3 группа – фарс, нравственный кодекс;
4 группа – целомудрие, Иудин поцелуй.
6. Работа с текстом.
– О чем говорит название?
– Где оно встречалось?
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Пушкина “И.Пущину”.
– Какими чувствами проникнуто стихотворение?
Теория литературы: Реминисценция (лат.– воспоминание) – литературный намек, отголосок.
– Как Пушкин относится к дружбе? (считал священным чувством)
– Почему Нагибин выбрал именно это название? Зачем он использует прием реминисценции? (дружбу с Павликом измеряет по самым высоким меркам, сравнивает с дружбой Пушкина)
Таким образом, нам предстоит выяснить, какое влияние оказала дружба с Павликом на личность героя.
7. Сравнительная характеристика героев.
Задания.
А) Высокий уровень:
Б) Средний уровень:
В) Низкий уровень (Установите соответствия):
- Его нравственный кодекс был строже и чище моего.
- Всегдашняя готовность к ссоре. Павлик.
- Душевное превосходство. Митя Гребенников.
- Не признавал сделок с совестью.
- Попытался зарезать меня.
- Звонил домой и злобным голосом требовал “Товарища санитара”.
8. Беседа.
– Как можно назвать дружбу с Митей?
– Какая дружба была с Павликом?
– В чем разница между мнимой дружбой и настоящей?
– Почему Павлик сразу не понравился герою?
– Как Юра это демонстрировал?
– Что потом привлекло Юру в Павлике?
– Что такое “тонкая деликатность”? Как она проявлялась?
– Какая серьёзная проблема встала перед друзьями в старших классах?
– Как ребята осуществляли поиски своего лица?
9. Работа с текстом (Вставьте подходящие по смыслу слова со стр. 82 по стр. 86):
- Нам такого гуталина сварить не удалось, хотя мы продушили всю квартиру въедливым запахом ваксы…
- Мы изнуряли себя на лекциях знаменитых ученых, пытались постигнуть теорию относительности…
- Была красная машина, и тревожный звон колокола…
- Мы должны совершить прыжок с двумя зонтиками из окна его кухни во двор…
- По команде мы разом вскидываем на нос, лоб или подбородок какой-нибудь предмет…
10. Беседа:
– Почему при выборе профессии пути героев расходятся?
– Кем хотел стать Павлик? А Юра?
– Как погиб Павлик?
– Найдите в тексте авторское размышление о природе дружбы.
– Какое чувство испытывает герой?
– В чем видит вину перед Павликом?
– Как повлияла дружба с Павликом и его геройская гибель на мировоззрение и жизнь героя?
– Какой личностью стал герой рассказа?
– В чем смысл эпиграфа?
11. Задание по группам:
– Подберите слова, которые отвечали бы понятию “дружба”
12. Проверка индивидуального домашнего задания:
– чтение сочинений о дружбе.
13. Дифференцированное домашнее задание:
– выучить стихи о дружбе;
– подготовить презентацию о своем друге;
– Написать сочинение о друге или дружбе.