Цель: закрепление изученного материала по роману, проверка степени его усвоения.
Задачи:
- развить логическое мышление, умения сравнивать, обобщать, сопоставлять, доказывать и анализировать.
- донести мысль о высшей ценности человеческой личности, о нравственных ценностях романа и его главных героев.
Проблемный вопрос урока: Возможно ли делать добро людям с помощью преступления?
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
I. Чтение и обсуждение эпиграфа
На доске эпиграф:
Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей
собственной совести. И ужаснее всего, что мы
никогда не знаем, кого из них любим, кому больше
желаем победы. Д.С. Мережковский |
Учитель: В голове главного героя давно родилась какая–то идея, которая затмила собою все остальные дела и мысли. Полубольной студент бродит по душному городу, сторониться людей и упорно обдумывает какой-то “пункт”, какое-то “предприятие”. Какие же мысли тревожат бедного студента? Над чем он так упорно размышляет? Что он затеял? (У Раскольникова есть дело к старухе-процентщице, затем случайная встреча с пьяным чиновником, мысли о матери и сестре, собственная нищета и проблемы с владелицей квартиры.)
– Какой же вывод делает герой Достоевского? (Мир тотально несправедлив. К такой мысли его подталкивает и разговор о старухе-процентщице, подслушанный в трактире.)
Зачитать разговор студента и офицера. ч. I гл. 6.
Студент утверждает: “Арифметика”. “Конечно, она недостойна жить…, но ведь тут природа” – парирует офицер.
– Давайте разберёмся, что такое “природа” в романе, а что “арифметика”? Как можно разделить героев романа?
“Природа” – естественный ход жизни, закон духовности | “Арифметика” – простой, жёсткий, шкурный расчёт |
Соня, Мармеладов | Лужин |
Разумихин | Свидригайлов |
Дуня, мать Раскольникова | старуха-процентщица |
Лизавета |
– Куда же мы можем отнести Родиона Раскольникова? (Люди “природы” испытывают лишь боль и страдания; а люди, живущие простым расчётом, являются хозяевами жизни. Раскольников, желая исправить чудовищную несправедливость, невольно избирает “арифметику”.)
II.
– Вспомните теорию Раскольникова.
- Делит людей на два разряда;
- “Необыкновенные” люди, если потребуется, разрешают себе “перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь”;
- Эти люди – преступники потому, что, неся новое слово, отрицают прежние законы).
– Что могло подтолкнуть героя к такой “арифметике”? (большой бездушный город; бедность; ненависть людей друг к другу; увлечение Родиона новыми идеями; распад моральных устоев и в обществе, и в душе героя; повседневные лишения; страх перед будущим; “наполеоновская идея”).
– А сейчас самое время вспомнить, кто же такой Наполеон и почему “наполеоновская идея” жива до сих пор?
( Наполеон – герой времени, под знаком этого человека прошёл весь XIX век. Пушкин и Лермонтов писали о нём, в их творчестве Наполеон двойственен: романтический герой, злодей, тиран, но с другой стороны- повелитель, владыка мира, герой… Позже Наполеону даст оценку и Л.Н.Толстой в романе “Война и мир”.
Итак, Раскольникова мучает вопрос: “Наполеон посмел – из небытия вознесся в бессмертие, а что же он?”
– Кого из литературных героев XIX века терзают сходные вопросы? (Германа из “Пиковой дамы” А.С.Пушкина).
– Есть ли точки соприкосновения между героями Достоевского и Пушкина?
- Они желают всего и сразу.
- Становятся убийцами, хотя Герман и косвенно.
- Вступают в поединок с судьбой.
- Забыв христианские заповеди “ не убий”, “не укради”, готовы взять на душу грех.
- Прощают” себе совершённые преступления.
– Но в героях можно найти и много различий. Каковы же они?
Различия.
Герман | Родион |
Идёт на этот шаг ради денег. | Ради идеи (не знает, сколько взял денег). |
Ужасается, что со смертью графини потеряна разгадка карт. | Ужасается, что не выдержал испытания, “он – тварь дрожащая”. |
Совесть молчит, не выполняет обещания жениться. | Совесть проснулась, “отрезает” себя от людей. |
Во время преступления хладнокровен. | Нервничает, действует машинально. |
Автор иронизирует над своим героем: “маленький”, “пошлый” Наполеон. | Автор, ужаснувшись, жалеет героя; показывая, через какие нравственные муки проходит Родя. |
Сходит с ума. | Есть надежда, что воскреснет к новой жизни. |
Вывод: Теория Раскольникова не нова; личности, похожие на Родиона, не исключение из правил.
Пушкин в образе маньяка, жалкого безумца стремиться лишить романтического ореола тип “исключительного человека”.
Достоевский проводит психологическое исследование человека, одержимого “наполеоновской идеей”, заставляет общество содрогнуться и эту идею проклясть.
Раскольников совершает преступление, и в его душе начинается борьба двух начал.
Кто же победит: Ангел или Демон?
III.
– Давайте попробуем описать состояние Раскольникова после убийств.
– Страх, отвращение, чувство вины, стыд, ужас и… болезнь.
– Припадки милосердия, желание вернуться на место преступления, излить душу.
Вывод: всё это заставляет героя искать одиночества, но в то же время постоянно быть среди людей. “Арифметика” превратила “избранника в изгоя, мечтающего о наказании, как об избавлении от страданий”.
IV.
– Но не ради мук и собственных страданий Родион лишил жизни женщин. Он мечется, страдает, ищет родственную душу, способную выслушать, облегчить его страдания. И тогда появляется Соня.
Встречи и разговоры с Соней Мармеладовой, помощь семье погибшего чиновника, явка с повинной в участок приближают Родиона Раскольникова к “природе”.
Но лишь на каторге наступает воскрешение героя: “Он не раскрыл её (книгу) и теперь, но одна мысль промелькнула в нём: “Разве могут её (Сони) убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…”.
Всё пространство романа провоцирует преступление и трагедию.
– Как меняется пейзаж в финале “Преступления и наказания”? (Бескрайний простор, могучая сибирская река, первозданная красота… Это – знак перемены в судьбе героя.)
Вывод: в эпилоге романа автор даёт надежду на то, что “природа” взяла верх над “арифметикой” в жизни Раскольникова. Но необходимо покаяние и очищение. Покаяние – это страдание и самоотречение, за которым следует искупление. Это долгий и мучительный путь, но герой должен его пройти, чтобы стать человеком.
V.
– А что добавил XX век к теории Раскольникова? Нашлись ли последователи в реальной жизни?
Этот вопрос можно рассмотреть на примере экспериментов В.Ленина, И.Сталина, А.Гитлера и др..
– Почему советский народ победил в Великой Отечественной войне? (Мы – люди. (Сострадание, милосердие, уважение, любовь, “природа”.))
Фашисты – не люди (“арифметика”).
Выводы по уроку:
- Став на путь “арифметики”, Раскольников превратился в заурядного душегуба.
- Теория, даже самая хорошая, на практике может оказаться чудовищной.
- Подмена нравственных законов законами арифметики воспитывается “в человеке всем строем современной жизни, самой атмосферой города из серого камня”.
- Только следуя законам морали можно остаться Человеком.
VI. Домашнее задание
Напишите письмо Раскольникову (постарайтесь убедить героя не совершать рокового шага).