Природа и арифметика в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Разделы: Литература


Цель: закрепление изученного материала по роману, проверка степени его усвоения.

Задачи:

  • развить логическое мышление, умения сравнивать, обобщать, сопоставлять, доказывать и анализировать.
  • донести мысль о высшей ценности человеческой личности, о нравственных ценностях романа и его главных героев.

Проблемный вопрос урока: Возможно ли делать добро людям с помощью преступления?

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

I. Чтение и обсуждение эпиграфа

На доске эпиграф:

Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы.

Д.С. Мережковский

Учитель: В голове главного героя давно родилась какая–то идея, которая затмила собою все остальные дела и мысли. Полубольной студент бродит по душному городу, сторониться людей и упорно обдумывает какой-то “пункт”, какое-то “предприятие”. Какие же мысли тревожат бедного студента? Над чем он так упорно размышляет? Что он затеял? (У Раскольникова есть дело к старухе-процентщице, затем случайная встреча с пьяным чиновником, мысли о матери и сестре, собственная нищета и проблемы с владелицей квартиры.)

– Какой же вывод делает герой Достоевского? (Мир тотально несправедлив. К такой мысли его подталкивает и разговор о старухе-процентщице, подслушанный в трактире.)

Зачитать разговор студента и офицера. ч. I гл. 6.

Студент утверждает: “Арифметика”. “Конечно, она недостойна жить…, но ведь тут природа” – парирует офицер.

– Давайте разберёмся, что такое “природа” в романе, а что “арифметика”? Как можно разделить героев романа?

“Природа” – естественный ход жизни, закон духовности “Арифметика” – простой, жёсткий, шкурный расчёт
Соня, Мармеладов Лужин
Разумихин Свидригайлов
Дуня, мать Раскольникова старуха-процентщица
Лизавета  

– Куда же мы можем отнести Родиона Раскольникова? (Люди “природы” испытывают лишь боль и страдания; а люди, живущие простым расчётом, являются хозяевами жизни. Раскольников, желая исправить чудовищную несправедливость, невольно избирает “арифметику”.)

II.

– Вспомните теорию Раскольникова.

  1. Делит людей на два разряда;
  2. “Необыкновенные” люди, если потребуется, разрешают себе “перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь”;
  3. Эти люди – преступники потому, что, неся новое слово, отрицают прежние законы).

– Что могло подтолкнуть героя к такой “арифметике”? (большой бездушный город; бедность; ненависть людей друг к другу; увлечение Родиона новыми идеями; распад моральных устоев и в обществе, и в душе героя; повседневные лишения; страх перед будущим; “наполеоновская идея”).

– А сейчас самое время вспомнить, кто же такой Наполеон и почему “наполеоновская идея” жива до сих пор?

( Наполеон – герой времени, под знаком этого человека прошёл весь XIX век. Пушкин и Лермонтов писали о нём, в их творчестве Наполеон двойственен: романтический герой, злодей, тиран, но с другой стороны- повелитель, владыка мира, герой… Позже Наполеону даст оценку и Л.Н.Толстой в романе “Война и мир”.

Итак, Раскольникова мучает вопрос: “Наполеон посмел – из небытия вознесся в бессмертие, а что же он?”

– Кого из литературных героев XIX века терзают сходные вопросы? (Германа из “Пиковой дамы” А.С.Пушкина).

– Есть ли точки соприкосновения между героями Достоевского и Пушкина?

  1. Они желают всего и сразу.
  2. Становятся убийцами, хотя Герман и косвенно.
  3. Вступают в поединок с судьбой.
  4. Забыв христианские заповеди “ не убий”, “не укради”, готовы взять на душу грех.
  5. Прощают” себе совершённые преступления.

– Но в героях можно найти и много различий. Каковы же они?

Различия.

Герман Родион
Идёт на этот шаг ради денег. Ради идеи (не знает, сколько взял денег).
Ужасается, что со смертью графини потеряна разгадка карт. Ужасается, что не выдержал испытания, “он – тварь дрожащая”.
Совесть молчит, не выполняет обещания жениться. Совесть проснулась, “отрезает” себя от людей.
Во время преступления хладнокровен. Нервничает, действует машинально.
Автор иронизирует над своим героем: “маленький”, “пошлый” Наполеон. Автор, ужаснувшись, жалеет героя; показывая, через какие нравственные муки проходит Родя.
Сходит с ума. Есть надежда, что воскреснет к новой жизни.

Вывод: Теория Раскольникова не нова; личности, похожие на Родиона, не исключение из правил.

Пушкин в образе маньяка, жалкого безумца стремиться лишить романтического ореола тип “исключительного человека”.

Достоевский проводит психологическое исследование человека, одержимого “наполеоновской идеей”, заставляет общество содрогнуться и эту идею проклясть.

Раскольников совершает преступление, и в его душе начинается борьба двух начал.

Кто же победит: Ангел или Демон?

III.

– Давайте попробуем описать состояние Раскольникова после убийств.

– Страх, отвращение, чувство вины, стыд, ужас и… болезнь.

– Припадки милосердия, желание вернуться на место преступления, излить душу.

Вывод: всё это заставляет героя искать одиночества, но в то же время постоянно быть среди людей. “Арифметика” превратила “избранника в изгоя, мечтающего о наказании, как об избавлении от страданий”.

IV.

– Но не ради мук и собственных страданий Родион лишил жизни женщин. Он мечется, страдает, ищет родственную душу, способную выслушать, облегчить его страдания. И тогда появляется Соня.

Встречи и разговоры с Соней Мармеладовой, помощь семье погибшего чиновника, явка с повинной в участок приближают Родиона Раскольникова к “природе”.

Но лишь на каторге наступает воскрешение героя: “Он не раскрыл её (книгу) и теперь, но одна мысль промелькнула в нём: “Разве могут её (Сони) убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…”.

Всё пространство романа провоцирует преступление и трагедию.

– Как меняется пейзаж в финале “Преступления и наказания”? (Бескрайний простор, могучая сибирская река, первозданная красота… Это – знак перемены в судьбе героя.)

Вывод: в эпилоге романа автор даёт надежду на то, что “природа” взяла верх над “арифметикой” в жизни Раскольникова. Но необходимо покаяние и очищение. Покаяние – это страдание и самоотречение, за которым следует искупление. Это долгий и мучительный путь, но герой должен его пройти, чтобы стать человеком.

V.

– А что добавил XX век к теории Раскольникова? Нашлись ли последователи в реальной жизни?

Этот вопрос можно рассмотреть на примере экспериментов В.Ленина, И.Сталина, А.Гитлера и др..

– Почему советский народ победил в Великой Отечественной войне? (Мы – люди. (Сострадание, милосердие, уважение, любовь, “природа”.))

Фашисты – не люди (“арифметика”).

Выводы по уроку:

  1. Став на путь “арифметики”, Раскольников превратился в заурядного душегуба.
  2. Теория, даже самая хорошая, на практике может оказаться чудовищной.
  3. Подмена нравственных законов законами арифметики воспитывается “в человеке всем строем современной жизни, самой атмосферой города из серого камня”.
  4. Только следуя законам морали можно остаться Человеком.

VI. Домашнее задание

Напишите письмо Раскольникову (постарайтесь убедить героя не совершать рокового шага).