Принцип уважения личности ученика, а значит, уважения его вкусов, мнений, интересов, в итоге, выбора, положен в основу такого образовательного события, как уроки внеклассного чтения — читательских конференций. Цель подобных уроков — дать возможность ребенку заявить о себе, раскрыть себя посредством книги, выбранной им самостоятельно. Нет необходимости заранее рекомендовать учащемуся то или иное произведение. Пусть эта конференция будет истинным пиром духа для ребят. Уж если мы видим в ребенке личность, следует отнестись с должным интересом и вниманием к кругу чтения, который ученик себе выбирает — каким бы наивным, малохудожественным, мелкомасштабным он ни казался. Анализируя такие уроки в течение последних 5 лет, получаю интереснейший материал для размышления!
Читательская конференция предполагает небольшое выступление ученика, которое готовится им заранее дома по плану, разработанному совместно с учителем в классе:
- Имя автора, некоторые биографические данные (по возможности).
- Краткий очерк творчества с указанием предпочитаемых тем, проблем (желательно).
Эти пункты плана провоцируют ученика на поиск необходимых данных, что ведет к расширению его познаний об авторе и его творчестве.
Но основное внимание, прежде всего, в своем выступлении учащийся должен уделить самой книге. Задача сложная: передать содержание, не сбившись на банальный пересказ. Дать квалифицированный анализ идейно-художественных достоинств рассказа, может быть, и под силу обычному школьнику. Ну а если это роман, да еще трилогия? Не стоит ставить выступающего в заведомо безвыходную ситуацию. Думается, что возможным в данном случае будет определение собственной проблемы ребенка в прочитанной им книге. Таким образом, нас будет интересовать и само произведение, и то, как и насколько успешно ученик овладел литературоведческими навыками, но прежде всего то, что привлекло именно его и именно в этой книге, какая проблема его заинтересовала, оказалась для него важной, какие ценностные ориентиры он определяет для себя самостоятельно.
Но не только сама проблема, скорее, способ ее решения, предложенный автором, и согласие (или несогласие) с этим решением учащегося с последующим обоснованием - вот на что еще важно обратить внимание при подготовке выступления.
Можно посоветовать закончить свое 5 - 7 минутное сообщение ответом на вопрос: кому (какого типа людям) эта книга будет интересна? Давая ответ на этот вопрос, учащийся исподволь дает характеристику и самому себе, что с гуманистической позиции немаловажно.
Уроки-конференции обычно проходят в атмосфере непринужденности, доброжелательности, искренней заинтересованности, терпимости. Презентующий свою книгу ученик должен быть уверен в том, что он действительно имеет право на собственный выбор и с этим его одноклассники и особенно учитель (литературы!) считаются, даже если это не соответствует их вкусу.
Обычно, чтобы создать обстановку доверия, стать ближе и понятнее своим ученикам, сама раскрываю свои человеческие (а не учительские) читательские интересы, не навязчиво обращаю их внимание и на отличную фантастику и действительно замечательный детектив.
В конце урока подводим итоги, выявляя, что из предложенных книг вызвало наибольший интерес и почему. Таким образом, мы достигается и еще один результат: ясным становится характер литературы, избираемой нашими детьми. Кроме того, тут же в классе возможен обмен и самими книгами, принесенными ребятами для выставки.
Любое произведение — это попытка автора высказаться по тому или иному вопросу. И если ребенок понял, что другой человек ему хотел сказать, если он его выслушал (дочитал) до конца, значит, состоялся диалог, значит, он способен к диалогу, к пониманию, к принятию другой личности, ее позиции.
Приведу пример письменной рефлексии ученицы 11 класса (обучалась у меня 3года):
«Читательские конференции такого типа таили в себе немало неожиданностей. Некоторые мои одноклассники, которые рта на уроке (и литературы в том числе) не раскрывали, оказались талантливым рассказчиками, когда дело коснулось их любимых произведений. А мой сосед по парте, ничего не прочитавший из «программы», оказывается, перечитал всего Ника Перумова и весьма нестандартно трактует проблемы взаимоотношения добра и зла. Приятно было, что среди списка литературы, предложенного нами, Ольга Викторовна заинтересовалась «моим» «Коллекционером» (пришлось дать почитать!). Но, наверное, самая главная неожиданность таилась в том, что на этих уроках наш учитель в нас видел не «тварей дрожащих», а тех, кто наравне с нею, «право имеют».
В прошлом учебном году я заинтересовалась проблемой диагностики уровня литературного развития учащихся [1]. Для исследования я взяла материалы уроков – читательских конференций. Трудность заключалась в том, что изменение уровня литературного развития нужно отследить на разнородном материале, представленном учениками по собственному выбору. Следовательно, нужно было найти такие вопросы и задания, которые бы не соотносились только с одним каким-то конкретным произведением.
Диагностическая карта для выявления уровня литературного развития учащихся
№ |
Сферы литературного развития |
Примерные вопросы или задания для диагностики |
1 |
Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор |
Назовите имя и фамилию автора. Факты его биографии. Какие еще произведения написал? Назовите имена главных и второстепенных героев, их род занятий. Каков жанр произведения? Определите проблемы. Каких писателей, близких по жанру, тематике, проблематике, знаете? |
2 |
Уровень читательского восприятия |
Назовите и объясните свои чувства, возникшие при чтении. Какова авторская позиция? Какие детали связаны с авторской позицией? Прокомментируйте концепцию в целом. |
3 |
Способность к актуализации социально-нравственной проблематике произведения |
Какие человеческие качества раскрыты в произведении? Что достойно восхищения? Что осуждает и что защищает автор? Что помогает преодолеть героям жизненные трудности? Какие отношения отвергаются и утверждаются? Почему? Определите нравственные идеалы автора? Как решается проблема авторского выбора? |
4 |
Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией |
Укажите причину конфликта. Прокомментируйте авторскую позицию. Определите функцию изобразительно-выразительных средств языка. Найдите основание для сопоставления героев одного произведения; героев разных произведения одного автора; разных авторов. Выделите разное и особенное в разных произведениях. |
5 |
Объем теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста |
Что такое художественная деталь и как она помогает понять характер героев? Какова роль рассказчика? Определите жанр и докажите свою точку зрения. Есть ли в вашей книге «вечные образы»? Использует ли автор иронию, юмор, сарказм; приведите примеры; определите роль. |
6 |
Уровень развития речи и литературно-творческие способности |
Объясните чувства, возникшие при чтении. Нарисуйте обстановку действия и облика героев. Составьте киносценарий или инсценировку. Сравните эпизод с иллюстрацией, экранизацией. Составьте проблемный вопрос и дайте на него ответ. Напишите аннотацию; рецензию; критическую статью. |
Следующая таблица позволяет выявить динамику литературного развития учащихся на основе диагностики.
№ п/п |
Ф.И. |
Сферы литературного развития учащихся |
|||||||||||
Начитан-ность |
Читательское восприятие |
Социально-нравственная проблематика |
Понимание и интерпретация |
Теоретико-литературные знания |
Развитие речи |
||||||||
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 2008-2009 учебном году были выявлены следующие результаты в 10 физико-математическом классе (преподаю 1 год):
№ |
Сферы литературного развития |
I п/г (сентябрь) |
II п/г (февраль) |
1 |
Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор |
63% |
100% |
2 |
Уровень читательского восприятия |
45% |
51% |
3 |
Способность к актуализации социально-нравственной проблематике произведения |
92% |
96% |
4 |
Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией |
51% |
61% |
5 |
Объем теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста |
27% |
31% |
6 |
Уровень развития речи и литературно-творческие способности |
68% |
75% |
Приведенные данные показывают следующее:
- Уровень начитанности возрос до максимальной цифры: ребята обращать внимание не только на имя автора, но и интересоваться его биографией, творчеством, другими писателями полюбившегося жанра; могут определить проблематику произведения, сопоставить произведения с подобной проблематикой.
- Уровень читательского восприятия незначительно изменился – только половина учащихся может определить общее настроение текста, авторские эмоции, прокомментировать позицию автора. Особенно затрудняет их выявление деталей, связанных с авторской позицией.
- Способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения очень высока – причина в том, что именно эта проблематика вызывает интерес у 17-летних.
- Наблюдается положительная динамика навыков анализа, особенно связанного с различными видами характеристик
- Умение применять теоретико-литературные знания хоть и возросло, но остается достаточно низким – учащиеся не считаю нужным разбираться в теории, применять термины, путаются в терминологии; возможно, это связано с не гуманитарной направленностью класса.
- Уровень развития речи и литературно-творческих способностей был достаточно высоким и еще повысился у 2 человек; ученики с удовольствием выполняют творческие задания – сочинения-миниатюры проблемного характера, пробуют себя в небольших сценариях.
В общем наблюдается положительная динамика во всех сферах литературного развития.
2007 год был объявлен Годом Чтения. Это решение международного сообщества и породило у «гуманитариев» поначалу идею провести анкетирование среди учащихся 11 классов с целью выяснить, что и сколько читают будущие выпускники. Конкретным поводом послужила моя жалоба на «нечитающее население» параллельных классов – мне был поставлен конкретный вопрос: вообще не читают или читают все-таки, но не по программе? Мне показалась интересной постановка вопроса, т.к. проблема чтения художественной литературы школьниками меня привлекает давно.
За создание и реализацию проекта, который получил название «Читающий класс – читающая Россия», взялась ученица 11кл. Живаго Н. Ею была создана инициативная группа учащихся, которая проанализировала актуальность проблемы, сформулировала цели и задачи, определила участников, возможные ресурсы, спланировала этапы реализации проекта и конечный его результат.
Карта проекта
Название проекта |
«Читающий класс – читающая Россия» |
Основная цель проекта и актуальность темы |
Актуальность: читает или не читает современный школьник художественную литературу? Каков круг его чтения? Какие трудности в выборе чтения? Можно ли помочь нечитающим? |
Конкретные задачи |
|
Участники |
Ученики 11-х классов (принимают участие в проекте); все остальные ученики гимназии пользуются результатами |
Руководитель, консультанты |
О.В. Колупаева – консультант |
Этапы разработки проекта |
|
Распределение ролей |
|
Ожидаемый результат |
|
Ресурсы. |
Студенты-филологи, рук. педагогической практики – профессор, доктор филологических наук В.А. Доманский; школьный библиотекарь; учителя-предметники; родители; выпускники |
Авторы проекта |
Живаго Н., 11Б |
Из самоанализа руководителя проекта Живаго Н.: «К осуществлению моего проекта было привлечено в общем 30 человек. Каждому нашлось дело по душе: составляли и обрабатывали анкеты, писали аннотации, иллюстрировали «Путеводитель», готовили дискуссию и т.д. Каждый член нашей группы добровольно сделал свой выбор и нес личную ответственность за его последствия. Я открыла в себе организаторские способности и смогла всех заразить желанием проверить свои способности в реальном деле. Члены моей команды прошли своеобразный тест на взрослость и доказали сами себе и другим, что мы тоже что-то можем».
Проект и его результаты были представлены трижды на разных уровнях. Городская научно-практическая конференция школьников по литературе «Литература. Духовность. Культура»; I Областная конференция «Актуальные проблемы интерпретации художественного текста»; Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (ТГУ). Прошла также презентация сборника «Путеводитель по книгам», который был оставлен в дар пользователям библиотеки гимназии. На дискуссионном клубе гимназии были проведены дебаты «Электронные книги: хорошо это или плохо?»
Джордж Тревельян когда-то сказал: «Всеобщее образование породило массу людей, которые умеют читать, но не умеют понять, что стоит читать». Хотелось бы, чтобы уроки – конференции для моих учеников стали не только возможностью рассказать о своих читательских пристрастиях, но и возможностью определиться в качестве и количестве литературы, предлагаемой на сегодняшний день книжным рынком.
Кроме того, настало время, когда массовую литературу следует вывеси из оценочной парадигмы в исследовательскую. Светлана Леонтьева в статье «Почему в школе надо читать Франкенштейна?» пишет: «…огульное поругание «чтива» уходит в прошлое, настал момент аналитически взглянуть на его природу, и в школе в этом отношении более чем уместно перейти к анализу этого явления современного, в том числе и детского чтения» [2].
Надеюсь, что уроки – конференции дадут моим коллегам материал для такого анализа.
Список литературы
- Н. Беляева «Дифференциация обучения на уроках литературы» - «Литература» №№ 18-24, 2008г.
- С. Леонтьева «Почему в школе надо читать Франкенштейна?» - «Литература» №23, 2008г.