Цели урока: продолжить знакомство с произведениями Н.В. Гоголя; выявить роль “немой сцены” в комедии и принцип построения галереи помещиков в романе; отработать термин “градация”.
Задачи урока:
образовательные: уяснить роль деталей в произведениях Н.В. Гоголя; уточнить значение использования тропа “градация” и его типов в художественной литературе; отработать термины “критический реализм”, “золотой век” русской литературы”, “приемы комического”; “композиция произведения”; учить навыку составления конспекта.
воспитательные: показать взаимопроникновение видов искусства; воспитывать любовь к литературе; формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся.
развивающие: развивать аналитическое и ассоциативное мышление; учить осознанию причинно-следственных связей.
Оборудование: репродукция картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, иллюстрации к комедии “Ревизор”, таблицы “Роды литературы”, “Литературные направления”.
Ход урока
I. Объявление целей урока.
II. Анализ “немой сцены” комедии “Ревизор”.
Мы привыкли к тому, что в драматургических произведениях развязка ясна и четка (вспоминаем комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”, А.С. Грибоедова “Горе от ума”, Мольера, трагедии У. Шекспира). Добро если и не торжествует явно, то зло не может существовать, как прежде.
Комедия Гоголя “Ревизор”, в первую очередь, – социальная сатира, а бороться с этим явлением крайне сложно и долго.
В 1834 году Гоголь в Эрмитаже завороженно стоял перед картиной К.Брюллова “Последний день Помпеи”. Именно она легла в основу знаменитого финала комедии “немой сцены”.
Обсуждение картины. Вывод: в окаменевших от ужаса фигурах есть движение, но не внешнее, а внутреннее. Такое же внешнее оцепенение и внутреннее движение передает Гоголь в “немой сцене”.
Зачитываем последнее явление. Обсуждаем позы персонажей. Изображаем “немую сцену”. Почему Гоголь настаивал, чтобы финальная сцена длилась не менее полутора минут? Чтобы каждый зритель смог узнать себя.
Как меняются чувства чиновников, “отцов города”, по мере того как развивается действие?
- В начале комедии – обеспокоенность, но не более того. Желание “спрятать”, но не искоренить “грешки”.
- В эпизоде “Хлестаков и чиновники” все трясутся от страха, колени дрожат, согласны с любым, даже парадоксальным, мнением “ревизора”. После взяток наступает чувство успокоения: “Город – наш!”
- И вдруг как гром с неба объявление жандарма о приезде нового ревизора. Шок, состояние аффекта – “немая сцена”.
Состояние чиновников, чиноманов и взяточников, построено по принципу градации.
III. Определение градации как тропа.
Это один из самых распространенных художественных приемов литературы XIX века, особенно первой ее половины, именуемой “золотым веком”.
Градация (gradation – “постепенное повышение”) – это всякая цепь с постепенным нарастанием или убыванием значимости. Градация может быть возрастающей и убывающей.
Например:
- “Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь…” (М.А. Волошин)
- “Все грани чувств, все грани правды стерты: в мирах, в годах, в часах…” (А.Белый)
- “Пришел, увидел, победил” (Юлий Цезарь)
- “Не уйти, не встать и не вздохнуть” (А. Блок)
- “В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!” (А.С. Грибоедов)
Какие произведения с использованием градации мы знаем?
- “Я пришел к тебе с приветом…” А.А. Фета
- “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина
- “Пророк” А.С. Пушкина
- “На смерть князя Мещерского” Г.Р. Державина
Градация – это такое расположение частей, образов, определений, сравнений, при котором каждое последующее звено включает в себя предыдущее и привносит что-то свое, еще более значимое.
IV. Принцип градации в романе “Мертвые души”.
Перед нами галерея помещиков, “один пошлее другого”.
- Манилов (слащавость, мечтательность, лень, бесхозяйственность): лирическое отступление о задоре
- Коробочка (скопидомство, дубинноголовость): лирическое отступление о хамелеонстве
- Ноздрев (ложь, аферизм, бесхозяйственность): лирическое отступление о гадких людях
- Собакевич (медведь, кулак): лирическое отступление о том, как природа создает неотесанных людей
- Плюшкин (мелочность, скупость, бесхозяйственность): лирическое отступление о моральном падении человека
Вслед за разъезжающим по России Чичиковым автор ведет читателя от одного помещика к другому, и чем дальше, тем все более раскрываются их отвратительные черты. Следовательно, галерея помещиков построена по принципу возрастающей градации: отупевший от лени болтун Манилов, “дубинноголовая” Коробочка, лгун и мошенник Ноздрев, дикий Собакевич и, наконец, уже не человек – Плюшкин. Каждая пара помещиков построена и по принципу антитезы, с точки зрения их хозяйственности или отсутствия таковой. Неумолимо растет омертвение душ помещиков, заканчиваясь почти окаменевшим Плюшкиным.
По принципу возрастающей градации построены и лирические отступления, касающиеся образов помещиков: каждое отступления более патриотично и философично, нежели предыдущее. Условно после Плюшкина можно поставить Чичикова, так как у него присутствуют все признаки пороков своих предшественников. А это признаки смертельной болезни общества.
V. Подведение итогов.
Именно принцип градации помогает читателю осознать, что представляет собой помещичья Русь первой половины XIX века: действительно ли дворяне-помещики являлись столпом государства и действительно ли чиновники по закону управляли государством, как это считало “официальное” светское мнение; как с такой верхушкой общество неуклонно идет к физическому и нравственному обнищанию. Неслучайно первый том заканчивается знаменитым лирическим отступлением Гоголя о “птице-тройке”. Так принцип градации помогает предугадать будущее дворянской России.