Литература
-
"Преступление во имя любви" (по повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2009
Урок продолжает знакомство десятиклассников с творчеством Н.С. Лескова. На примере повести «Леди Макбет Мценского уезда» в ходе урока обобщаются и систематизируются представления учащихся об основных темах и проблемах в произведениях Лескова (проблема русского национального характера, женской доли в русской литературе второй половины XIX века).
-
«Приглядимся внимательнее к Достоевскому…» 2019
11 ноября 2016 года в нашей стране и за рубежом отмечалось 195-летие со дня рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевского. Интерес к Достоевскому вечен, потому что он очень глубоко заглянул в тайны души человека и задал направление поиска человеческого в человеке. Он также исследовал механизм общественной жизни людей, предугадал ее тенденции и во многом оказался провидцем - это касается и тех социальных катаклизмов, что потрясали нашу страну в 20 веке.
-
Преподавание литературы в аспекте формирования личности одаренного ребенка 2008
В развитии творческих способностей одаренных детей важную роль играет создание в учебной, внеклассной образовательной и внеурочной деятельности проблемных ситуаций, моделирующих условия исследовательской деятельности. Уроки диалогического типа, задания, обращенные к «Я» ученика, литературное творчество, инсценирование литературных произведений, участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, конференциях, вечерах помогают одаренному ребенку максимально использовать и развивать свои дарования, вырабатывать особое отношение к себе.
-
Преподавание литературы в классах гуманитарного профиля 2021
Работая в классах гуманитарного профиля, отдельное внимание стоит уделять особенностям мышления современного ученика, и для этого надо обязательно отойти (не уйти!) от традиционных методов преподавания. Сегодняшний ученик стремится к самостоятельному (без надзора учителя) размышлению. Вот это и надо использовать.
-
Преподавание литературы в режиме технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина—В.В.Давыдова. 5–8-е классы 2006
В статье представлены материалы из опыта преподавания литературы в режиме технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Рассматриваются условия применения данной технологии на уроках литературы в среднем звене школы. В качестве основной методической позиции в обучении литературе взято моделирование художественно-творческого процесса. Представляется общая модель системы уроков и как образец моделирования творческого процесса дано описание системы уроков по изучению темы "Мифология" в 6-м классе.
-
Преподавание литературы по теме "Сюжет как способ создания образа персонажа саги (по первой главе повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба")" 2009
Урок по повести Гоголя проводится на материале первой главы. Неискушенному читательскому восприятию школьника она представляется закрытой с точки зрения реализации жанра. Учитель помогает перейти от уровня содержания повести (пересказ, выделение границ эпизодов) к уровню правильной идентификации жанра, обостряя эстетическую наблюдательность через систему вопросов и заданий.
-
Преподавание литературы с использованием технологии опорных схем 2012
Задача уроков: проследить эстетическую преемственность между произведениями русской и современной литературой (романтизм – реализм – постмодернизм); формировать литературоведческие и исследовательские навыки у учащихся; провести сопоставительный анализ произведений русской литературы, объединенных общей тематикой: Россия и Кавказ.
-
Преподавание литературы с точки зрения здоровьесберегающих образовательных технологий 2004
Основная идея - достижение нового качества образования на уроках литературы за счет оптимизации учебной, психологической, физиологической нагрузки учащихся, создания условий для сохранения и укрепления здоровья, обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в преподавании литературы, использование принципов здоровьесберегающей педагогики.
-
Преподавание литературы. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2012
Урок учит воспринимать и первично осознавать новый материал, развивает навыки исследовательской деятельности, воспитывает идеального читателя.
-
Преподавание литературы. Внеклассная работа 2008
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10-го класса, на котором учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством поэтов-сибиряков И.Д. Рождественского и К. Лисовского. Данный классный час – первый в цикле, посвященный поэтам Сибири.
-
Преподавание литературы. Открытый урок. Презентация. "Русские писатели о России" ("Пушкин – это Россия, выраженная в слове") 2010
Указом президента был утвержден Пушкинский день России (1997 г.). В стихах Пушкина Россия обрела свой голос. Истинная поэзия не устаревает, не устарел и Пушкин, хотя восприятие его в разные эпохи было разным…. Каждое поколение находит в его произведениях что-то свое, он человек на все времена.
-
Преподавание литературы. Урок внеклассного чтения "Где родился каравай" 2008
Урок внеклассного чтения для учащихся 4–5-х классов "Как родится каравай". Данный урок проводился в рамках методической недели "К нам в гости книга пришла" после прочтения книги "Где родится каравай", созданной писателями и журналистами Ставрополья. Цель урока: рассказать о труде хлебороба, цене хлеба и об отношении к нему; научить детей ценить труд и то, что этим трудом создано.
-
Преподавание русского языка и литературы в условиях поликультурной среды 2010
Этнокультурный компонент предполагает организацию содержания образования на основе диалога культур, выступающего действенным условием как национального развития, так и гармонизации межэтнических отношений. Диалоговый подход позволяет идти от родной культуры к российской и далее - к мировой. Это помогает формировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повышать их общий культурный уровень.
-
Преподавание русского языка и литературы с использованием ИКТ 2009
Статья с презентацией представляет собой попытку обобщить и систематизировать накопленный материал по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.
-
Преподавание уроков словесности в условиях погружения (МОУ "Усть-Илимский экспериментальный лицей") 2011
Особенности образовательного процесса в МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей»: обучение методом погружения с опорой на общение как ведущий для подросткового возраста вид деятельности, разновозрастные группы учащихся, установка на реализацию принципов развивающего обучения – потребовали особой организации учебного материала, разработки новых методик и технологий обучения, то есть создания новой программы и учебно-методического комплекса.
-
Пресс-конференция "Поэзия подвига" 2010
Целью мероприятия является знакомство обучающихся с творчеством поэтов-земляков, проживавших в годы войны на территории Кузбасса. Показать роль поэзии в Великой Победе, выяснить, в чем причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны.
-
Пресс-конференция по русскому языку 2003
-
Преступление Раскольникова. Трагедия отчужденности 2011
При подготовке и проведении урока использована технология дифференцированного обучения. Дифференцированный подход повышает эффективность обучения на заключительных уроках по изучению произведения. Учащиеся должны уметь оценивать прочитанное, что станет основой будущих письменных интерпретаций, а учитель – выявлять, как под влиянием выбора школьниками заданий для самостоятельной работы разной сложности повысилось их литературное развитие.
-
Привлечение к чтению с помощью информационных технологий 2008
Библиотека открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активной деятельности (видео-фильмы, электронные ресурсы, новые информационные технологии), но центральное место занимает чтение. Рассмотрим некоторые приемы и методы повышения интереса к чтению с применением информационных технологий на разных ступенях образования.
-
Привлечение лингвистического материала на уроках литературы 2018
Привлечение лингвистического материала на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей: изучение русского языка совершенствует литературные знания школьников, а хорошее знание текстов художественных произведений не может не отразиться на качестве знаний учащихся по русскому языку.
-
Приди за светом и надеждой (Урок-композиция) 2008
Урок литературы расширяет представление учащихся о Вампилове: показывает его редкостный талант, человеческое обаяние, природное остроумие; воспитывает чувство патриотизма; пробуждает гордость за живущих рядом людей.
-
Приём осмысленного чтения – «Фишбоун» 2022
На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией – в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это – представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун». «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. «Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже. Детям предлагается текст с проблемной ситуацией и приложение с объяснением значений терминов и толкование выражений. Организуется приложение с использованием приёма «Фишбоун». В ходе дискуссии выделяют проблемный вопрос, основные мнения и объяснения, делают вывод. Информация вносится в общую схему «Фишбоун» на основе мнения группы. Знакомство с последовательностью действий поможет выполнить самостоятельно дополнительное задание «кейсовая ситуация), заполнить схему, представить результаты группе (поддерживающая помощь учителя). «Фишбоун», 7-й класс, на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».
-
Приёмы для развития эмоционального интеллекта на уроках литературы 2022
Одной из составляющих эмоционального интеллекта является такое качество, как эмпатия – умение человека реагировать на эмоциональные проявления окружающих, разделять их чувства, глубину их переживаний, не теряя связи с реальностью. Читая художественные произведения, анализируя поступки героев, их поведение, чувства и мысли, ребенок учится сочувствовать и сопереживать им, понимать эмоции, которые они испытывают. Для развития эмпатии на уроках литературы в старших можно использовать интересные психологические приемы в качестве обучающих.
-
Приемы и способы формирования и развития читательской грамотности среди участников образовательного процесса 2024
В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе.
-
Приемы и средства развивающейся речевой среды в школе (Из опыта работы) 2010
Задача учителя - развивать творческие силы и в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело человека захватывает, увлекает.
-
Приемы обучения стратегии смыслового чтения и работы с текстом 2020
В работе говорится о необходимости обучения смысловому чтению, в ней представлены и описаны различные приемы взаимодействия с текстом в соответствии с этапами работы. В XXI веке изменился подход к пониманию текста, чтения и письма. Современный ребенок, подросток должен уметь общаться с информацией, без этого невозможно его дальнейшее обучение, его социализация. Данная работа была представлена на расширенном методическом совете школы.
-
Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературы 2008
Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова - писателей и поэтов.
-
Приемы работы по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения 2025
Одной из важнейших задач в начальных классах является развитие речи учащихся. Эта задача имеет широкое социальное значение: развитая речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми, что немаловажно для успешного формирования социально активной языковой личности младшего школьника. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще. Актуальность исследования данной темы обусловлена и тем, что на уроках русского языка мы часто встречаемся с ответами бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних школьников невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, о неумении владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов.
-
Приемы работы с текстом при изучении произведений о войне сибирских авторов в рамках факультативного курса «Проектирование виртуальных экскурсий» 2020
Воспитание патриотизма в школьниках невозможно без сохранения памяти о войне. Использование приёмов активного чтения (солнце ассоциаций, круги Эйлера, древо мудрости и т.п.) при изучении произведений о войне М.Сергеева, Дж.Алтаузена, М.Рыбакова, И.Уткина, Ю.Воронова и других сибирских авторов в рамках указанного факультативного курса поможет в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.
-
Приемы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы 2009
В работе приведены некоторые приемы развивающего обучения, которые можно использовать на разных этапах урока.