Проработав много лет в рамках традиционной системы обучения, я пришел к выводу, что учащийся на уроке должен быть не только зрителем и слушателем, а исследователем, добывающим знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей, учит их выдвигать гипотезы, обосновывать и выбирать путь решения учебной задачи.
Цель литературного образования в школе — предоставить ученикам возможность познакомиться с искусством слова как художественной реальностью, помочь формированию их духовного мира.
Путь к познанию лежит через слово. Слова формулируют мысль, а мысль диктует поступок. Поэтому важно привить детям бережное и трепетное отношение к слову.
Задача учителя при разборе произведения — помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого слова, каждого знака препинания. Для этого необходимо, чтобы учитель активно общался со всем классом, сохраняя ведущую роль, но обеспечивая детям свободу высказывания мыслей.
Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и развития эмоциональной восприимчивости. Цель технологии критического мышления — научить в процессе чтения понимать информацию, имеющуюся в тексте, осмыслять ее, сопрягать с собственным опытом и формировать на ее основе самостоятельное аналитическое суждение.
Методика критического мышления включает три этапа, или стадии: вызов, осмысление и рефлексию.
Первая стадия — вызов. Ее применение на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить знания ученика по изучаемой теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к ней, мотивировать к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия — осмысление — позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия — рефлексия — предполагает целостное осмысление и обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Технология критического мышления позволяет строить процесс обучения на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Среди множества приемов технологии следует выделить «чтение со «стопами», предполагающее умение учителя погрузить ученика в мир художественного текста, научить его быть читателем — умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия.
Общий алгоритм работы в данной стратегии выглядит следующим образом:
- вызов
С использованием технологии критического мышления на уроке литературы можно познакомиться на примере рассказа И. С. Тургенева « Бирюк». Цель урока — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни (умение работать с информацией, анализировать различные учебные и жизненные ситуации, принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).
На стадии вызова применяется кластер; ученики обмениваются ассоциациями к слову «бирюк». Учитель фиксирует названное на доске: человек, угрюмый, животное, волк, неразговорчивый, нелюдимый человек, замкнутый и т. д.
На стадии осмысления организуется работа с художественным текстом по следующему алгоритму:
- «чтение со «стопами»;
- вопрос-прогноз о развитии сюжетной линии и раскрытии смысла произведения;
- ответ-предположение, обоснование.
При чтении текста первая остановка («стоп») делается после слов: «Девка глянула на меня и пошла в избу. Я пошел вслед за ней».
Вопрос-прогноз: «Что увидел барин в избе? Как воспринимается фраза: "Я посмотрел кругом, сердце во мне заныло"?».
Вторая остановка — после слов: «Чай не привыкли к лучине? — проговорил он и тряхнул кудрями». Вопрос-прогноз: «Как, на ваш взгляд, выглядит Бирюк?».
Третья остановка — после слов: «А, ты Бирюк?». Вопрос-прогноз: «Какими качествами может обладать Бирюк?».
Четвертая остановка — после слов: «Аль у тебя хозяйки нет? — спросил я его». Вопрос-прогноз: «Как вы думаете, где жена Бирюка?».
Пятая остановка — после слов: «Подождите здесь, — шепнул мне лесник, нагнулся и... исчез между кустами». Вопрос-прогноз: «Поймает ли Бирюк вора?».
Шестая остановка — после слов: «Он сидел неподвижно на лавке». Вопрос-прогноз: «Какая деталь в портрете крестьянина может привлечь наше внимание?».
Седьмая остановка — после слов: «Бирюк схватил его за плечо... Я бросился на помощь мужику...». Вопрос-прогноз: «Чем закончится рассказ? Почему Бирюк отпустил мужика?».
На стадии рефлексии возвращаемся к кластеру, определяем верное и неверное утверждение.
Завершается урок написанием эссе на тему «Так что же может быть интересного в изображении грубого, необразованного человека?» (В. Г. Белинский). Цель эссе — размышления в письменной форме, отражающего мнение ученика, его точку зрения, согласующуюся с его опытом — рефлексивная оценка изученного.
Приведу пример эссе:
«Интересного в изображении этого грубого, необразованного человека может быть то, что Бирюк охраняет помещичье добро, а сам живет бедно, что он живет без жены, которая сбежала от бедности, воспитывает своих детей сам. Интересно то, что Бирюк очень честный человек».
Данная технология раскрывает творческие возможности учащихся, так как в процессе работы у детей участвуют все три канала восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический. На занятии ученики воспринимают и чувствуют слово, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст. Такой подход к преподаванию литературы и русского языка помогает учащимся приблизиться к тайнам слова, выводит на путь познания, понимания и обретения себя. Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству.