Объяснительная записка.
Предлагаемый материал может быть использован для организации и проведения семинарского занятия в первом полугодии 10 класса. Основные тенденции и особенности художественного мира Н.В. Гоголя уже были рассмотрены учащимся в 9 классе. Предложенная тема и форма работы углубляет и расширяет понимание школьниками творчества писателя. Более того – помогает осознать актуальность произведений Гоголя в наше время. Это не открытие, конечно, но популяризация русской классики, новый взгляд на привычное.
Оригинальные статьи Д. Быкова, положенные в основу семинара, позволяют учащимся выработать собственное мнение, осмыслить по-новому классические произведения русской литературы XIX века.
Семинарскому занятию предшествовала домашняя подготовка учащихся. Прочитаны статьи Д. Быкова «Третий том» и «Гоголевский проезд». Перечитаны тексты художественных произведений Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», цикл рассказов «Миргород», «Вий», «Мертвые души» I и II тома. Это задание можно дать выборочно или в группах. А также предшествовала серия уроков по повторению материала 9 класса (в котором изучались произведения Н.В. Гоголя), в частности:
- Тема «маленького человека» как традиция демократического направления в русской литературе XIX века.
- Тема Родины в литературе этого периода.
- Вопрос о роли личности в истории.
Все эти темы целесообразно рассматривать в связке с произведениями А.С. Пушкина, Н.М. Карамзина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
Предлагаемый материал должен не только углубить знания учащегося, но и объяснить, почему творчество Н.В. Гоголя послужило основой создания «натуральной школы» в отечественном искусстве XIX века.
Примечание. Материал этапов урока в распечатанном виде заготовлен учителем заранее и роздан на каждый стол ученикам.
Вид урока: семинарское занятие.
Цели и задачи урока:
- Ознакомиться с современной литературной ситуацией по изучению и осмыслению творческого наследия Н.В. Гоголя.
- Произвести сопоставительный анализ отрывков и эпизодов из произведений Н.В. Гоголя и Д. Быкова.
- Выработка самостоятельного понимания произведений Н.В. Гоголя и осмысление их значимости в наше время.
Форма проведения: аналитическая беседа.
Ход урока
I этап.
На доске цитата.
«Мир Гоголя – сначала, как положено, мифология; потом – современность».
Д. Быков «Гоголевский проезд».
О какой современности идёт речь? (Нашей или Гоголя?)
(Можно дать комментарий и одного, и другого положения.)
Актуален ли Гоголь сегодня? Приведите примеры из текстов. А в своё время? Обоснуйте свой ответ.
II этап.
Цикл рассказов Н.В. Гоголя «Миргород».
«Миргород избран не потому, что чем-нибудь примечателен, а потому, что стопроцентно типичен;… главная примета украинского быта – полнота, совершенство, доведенность всех проявлений до абсурда, до карикатуры, до той грани, за которой гротеск. <…> … идиллия, доведённая до абсурда».
Д. Быков «Гоголевский проезд».
Задание 1. Подтвердите примерами и цитатами из текстов цикла «Миргород» или выразите несогласие. Аргументируйте ответ.
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».
«<…> почему во всей России я не нахожу приличного человека, кроме Акакия Акакиевича, который и то после смерти оборачивается страшным привидением? (это гениальное предчувствие – о том, каким становится «маленький человек», превращаясь в мстителя,…)».
Д. Быков «Гоголевский проезд».
Задание 2. Поразмышляйте над словами публициста. Почему «маленькие» люди в произведениях Гоголя обретают силу или духовную привлекательность лишь после своей смерти? Как об этом говорит Дмитрий Быков? А как думаете вы? (Используйте в своём ответе примеры из произведений Н.М. Карамзина, А.С.Пушкина.)
III этап.
Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
«В России национальная конвенция отсутствует в принципе: каждый человек человеку – волк, предатель и конкурент».
Д. Быков «Третий том».
«Движение – в том, что от легенды о прошлом (которое всё-таки уже было) литература переходит к легендам о будущем, то есть именно к строительству великих национальных проектов, к утопиям и антиутопиям, мечтам и предупреждениям».
Д. Быков «Третий том».
Задание 1. Можно ли считать поэму «Мёртвые души» поэмой-пророчеством? Почему? О чем предупреждает Гоголь современность? А потомков? Аргументируйте свой ответ.
Задание 2.
«Гоголь описывает Россию как мир загробный – и не стесняется сравнивать первый том с дантовским «Адом», т.е. признает загробность русской реальности, – но и тогда, страшно сказать…»
Д. Быков «Третий том».
Что в поэме показалось вам мистическим? (подтвердите текстовым материалом). Прокомментируйте предложенное высказывание и продолжите его.
«… «Мёртвые души» – роман мистический, а не социальный, гротескный, а не разоблачительный, сновидческий, а не реалистический. Говорить о гоголевском реализме вообще смешно: Гоголь «реалистичен» лишь в том смысле, что всё у него видно и осязаемо; <…> вся драма «Мёртвых душ» в том и заключалась, что Чичиков ездит по России – и не может никуда приехать; автора это очень тяготило».
Д. Быков «Гоголевский проезд».
Реплика. (Вспомните М.Е. Салтыкова-Щедрина «Историю одного города» – «хоть целый год скачи – не доскачешь»)
Задание 3.
«Гоголь России не выносит – без России не может».
Д. Быков «Гоголевский проезд», 2002 год
Гоголь и Россия.
Что думает об этом публицист? Прокомментируйте высказывание Д. Быкова.
Что говорит о России Н.В. Гоголь? Сопоставьте собранный материал: совпадает ли он с вашей точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.
Задание 4.
«…Все помещики в «Мёртвых душах», хороши они или плохи, – жертвы Чичикова, и всех их жалко».
Д. Быков «Гоголевский проезд»
Подтвердите или опровергните высказывание Дмитрия Быкова.
Обозначьте свою точку зрения, аргументируйте свой ответ.
Задание 5.
«Гоголь первым увидел русских бедных людей, в любую минуту готовых обернуться медными всадниками, этих капитанов Копейкиных, в которых прочитываются страшные лесные разбойники, этого жулика (Чичикова – пример мой [Дмитрия Быкова] ), в котором так и виден рок. Россией правит никто, Россия верит в ничто, Россия бывает всякая…».
Д. Быков «Гоголевский проезд»
«<…> Так Гоголя преследовала тема переродившегося мстителя».
Д. Быков «Гоголевский проезд».
Продолжите мысль Дмитрия Быкова в свете исторических событий в жизни нашей страны. В каких ещё произведениях русской литературы используется похожий сюжет?
Задание 6.
«Во втором томе <…> художник подбирался к райской загробной части – оттого во втором томе действует уже как бы и не совсем люди, и даже Чичиков кается».
Д. Быков «Гоголевский проезд».
Возможно ли такое? Почему?
Современные Чичиковы – кто они?
Задание 7.
«Чичикову не суждено переродиться при жизни…»
Д. Быков «Гоголевский проезд».
Повторились ли Чичиковы в истории, или это чисто литературный типаж?
Задание 8.
«Сожженный второй том «Мёртвых душ» – величайший символ русской утопии: чтобы она осуществлялась, всё здесь должно погибнуть, чтобы ничего не осталось, и тогда, может быть, что-то начнётся с нуля».
Д. Быков «Третий том»
Как это высказывание критика связано с историей России?
IV этап.
Что думаете вы о размышлениях Д. Быкова? Согласны ли вы с писателем?
P.S. В качестве домашнего задания можно дать сочинение-эссе о России завтрашнего дня, каким его видят сегодняшние школьники, а каким видел Гоголь. Вторая тема эссе: «Творчество Гоголя в моем восприятии».
Список использованной литературы.
- Д. Быков «Гоголевский проезд», «Либмус Пресс», СПБ, М, ООО «Издательство К. Тублина», 2007.
- Д. Быков «Третий том«Либмус Пресс», СПБ, М, ООО «Издательство К. Тублина», 2008.
- Г.И.Беленький Русская литература XIX века. Практикум для 10 класса. «Просвещение», 2000.